- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного родного литературного языка;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в различных текстах;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится: - соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы»
Рабочая программа по родному (лезгинскому) языку
5 – 9 классы
Пояснительная записка
Образование на уровне основного общего, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в начальной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на уровне среднего общего образования, перехода к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию.
Учебная деятельность в основной школе приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, характеризуется расширением учебно – исследовательской и проектной деятельности.
При усвоении научных понятий закладываются основы теоретического,формального и рефлексивного мышления, появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментомнаучного рассуждения.
Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В тоже время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.
Рабочая программа по родному языку для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Родной язык (аварский, даргинский, лакский, лезгинский, кумыкский, табасаранский) – это язык каждого из носителей дагестанского народа1. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству дагестанской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Главными целями изучения предмета «Родной язык» являются:
– воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка; – овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию).
Задачи изучения родного языка:
- проведение библиографического поиска, извлечение и преобразование необходимой информации из разных лингвистических словарей и других источников, включая СМИ;
- осуществление информационной переработки текста; - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах родного литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объема используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика курса
Содержание курса родного языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами родного литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-дагестановедов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами родного речевого этикета, культурой общения.
В курсе реализован коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса родного языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса родного языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила родного речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строятся на основе знаний об устройстве родного языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение родному языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
Курс предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Основные содержательные линии курса
Направленность курса родного языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в его структуре. В нём выделяются три сквозные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия в курсе представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия в курсе представлена разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Место предмета в учебном плане
Учебный план для образовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения предусматривает обязательное изучение родного языка на этапе основного общего образования в объеме 348 ч. В том числе: в 5 – 8 классах по 70 часов (35 учебных недель, 2 часа в неделю), в 9 классе 68 часов (34 учебной недели, 2 часа в неделю).
Результаты изучения курса
В соответствии с целями и требованиями ФГОС курс родного языка направлен на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
1. Понимание родного (аварского, даргинского, лакского, лезгинского, кумыкского, табасаранского) языка как одной из основных национально-культурных ценностей дагестанских народов, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2. Осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.
3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения (поисковым, про-смотровым, ознакомитель-ным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, деталь-ным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения; свободно пользоваться словарями различных типов, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохране-нию и передаче информа-ции, полученной в резуль-тате чтения или аудирова-ния;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особен-ностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуаль-ной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочи-танный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последователь-ность, связность, соответ-ствие теме и др.); выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышан-ному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного родного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2. Применение приобре-тенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полу-ченных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3. Участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
1. Представление об основных функциях языка, о роли родного (аварского, даргинского, лакского, лезгинского, кумыкского, табасаранского) языка как национального языка дагестанских народов, как государственного языка Республики Дагестан, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, язык художественной литерату-ры; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7. Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологи-ческий), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект-ного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к опреде-ленным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8. Понимание коммуника-тивно-эстетических воз-можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты освоения курса
В процессе изучения курса обучающиеся должны освоить:
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебных текстов, текстов СМИ) высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного родного литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебной, социально-культурной сферах общения;
- выступать перед аудиторией с докладом;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного родного литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного) и т.п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
- различать и анализировать тексты разных жанров;
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на разные темы; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- характеризовать основную функцию родного языка в республике, место родного языка среди дагестанских и русского языков;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад лингвистов в развитие дагестановедения.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного родного литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей, использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- делить слова на морфемы;
- различать изученные способы словообразования;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- пользоваться различными словарями (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава родного языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений
слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, заимствованных слов, фразеологического словаря и др.); использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного родного литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Выпускник получит возможность научиться:
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах;
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного родного литературного языка;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в различных текстах;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится: - соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания;
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру республики;
- уместно использовать правила родного речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка;
- анализировать и сравнивать родной речевой этикет с речевым этикетом русского народа.
Основное содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
I. Речь и речевое общение.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
II. Речевая деятельность.
1.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
III. Текст.
1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
IV. Функциональные разновидности языка.
1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
3. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
V. Общие сведения о языке.
1. Родные (аварский, даргинский, лакский, лезгинский, кумыкский, табасаранский) языки – государственные национальные языки дагестанских народов, государственные языки Республики Дагестан. Родные языки в кругу других дагестанских языков. Роль русского языка в развитии родных языков. Формы функционирования современного родного языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности
Родные (аварский, даргинский, лакский, лезгинский, кумыкский, табасаранский) языки – языки дагестанской художественной литературы. Основные изобразительные средства родного языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Краткие сведения о лингвистах-дагестановедах геминаталги, (П. К. Услар, Л.И. Жирков, А.А. и А.Е. Бокаревы, М.Е. Алексеев, А.С. Чикобава и др.).
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли родного языка в жизни общества. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка. Осознание красоты, богатства, выразительности родного языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
VI. Фонетика и орфоэпия.
1.Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков произношения геминатов, лабиализованных и специфичеких звуков. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
VII. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме геминатов и лабиализованных звуков. Способы обозначения [й].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях.
VIII. Морфемика и словообразование.
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Суффикс как формообразующая и словообразующая морфема. Окончание как формообразующая морфема. Корень. Префикс, Инфикс. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в морфемах слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа слова и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: суффиксальный, словосложение, переход слова из одной части речи в другую, метатония, дезаффиксация. Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного и морфемного словарей при решении разнообразных учебных задач.
IX. Лексикология и фразеология.
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Толковые словари родного языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов, антонимов родного языка. Лексика родного языка с точки зрения её происхождения: исконно родные (аварские, даргинские, лакские, лезгинские, кумыкские, табасаранские) и заимствованные слова. Лексика родного языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика родного языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов и использование её в различных видах деятельности.
X. Морфология.
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в родном языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные собственные и нарицательные. Существительные разумные и неразумные. Грамматические классы имен существительных. Категория числа. Образование форм множественного числа. Основные (абстрактные) и местные падежи. Типы склонения.
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Способы выражения сравнительной и превосходной степени прилагательных. Класс и число имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Разряды числительных: количественные числительные, распредилительно-разделительные числительные, собирательные числительные, числительные приблизительного счета, дробные числительные, порядковые числительные. Склонение числительных.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Лично-возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Неопределенные и определительные местоимения. Отрицательные местоимения. Склонение местоимений.
Глагол как часть речи. Классные и неклассные глаголы. Масдар. Целевая форма глагола (инфинитив). Переходность и непереходность глаголов. Глаголы длительного вида. Глаголы, обозначающие многократные действия. Каузатив (понудительная форма глагола). Временные формы глагола: настоящее время, простые (синтетические) и составные (аналитические) формы будущего и прошедшего времен, общее время (констатив). Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение и его повелительно-желательная форма. Условное наклонение. Вопросительное наклонение. Место причастия, деепричастия в системе частей речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Наречия места. Наречия образа действия. Наречия времени. Наречия меры и количества.
Служебные части речи: частицы, союзы, послелоги, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
XI. Синтаксис.
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица. Типы словосочетаний: именные, адъективные, глагольные и наречные. Виды связи в словосочетании. Простое предложение. Порядок слов в простом предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательные, побудительные, вопросительные и восклицательные. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение и способы их выражения. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения: косвенное дополнение, определение, обстоятельство и способы их выражения. Структурные типы простых предложений: трехсоставные, двусоставные, односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды предложений по составу: предложение с подлежащим, предложение без подлежащего, предложение без прямого дополнения, неопределенно-личное и назывное предложения. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
XII. Правописание: орфография и пунктуация.
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Правописание букв ш и щ. Правописание букв, обозначающих геминатов. Правописание букв, обзначающих лабиализованных звуков. Правописание букв ё и й. Правописание морфем слова. Правописание количественных числительных. Правописание заимствованных слов. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
XIII. Язык и культура.
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Родной речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил родного речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Фрагмент примерного тематического планирования
Тема
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Язык как важнейшее средство общения (2 ч)
Роль языка в жизни общества. Родной язык – язык каждого из носителей дагестанского народа. Язык и его уровни. Стилистика и основные стили литературного языка.
Определять основные особенности устной и письменной речи.
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Анализировать тексты разных стилей.
Выявлять стилистически окрашенные слова.
Сравнивать тексты на одну тему.
Повторение изученного материала в начальных классах (4 ч).
Значение изучения морфемики. Состав слова. Геминаты и лабиализованные звуки. Основные самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы.
Осваивать алгоритм проведения морфемного и фонетического анализа слова.
Усовершенствовать умения определять знаменательные части речи по их морфологическим признакам.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (22 ч).
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение; второстепенные члены предложения: косвенное дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя или тремя главными членами). Предложения с однородными членами, несвязанными союзами, а также связанными союзами -ги, ва, я, ялъуни, амма, ни (аварск., лезгин яз.); запятая между однородными членами без союзов и с союзами -ги, ва, я, ялъуни, амма, ни (аварск., лезгин. яз.). Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Текст. Тема текста. Речь устная и письменная; диалогическая и монологичекая. Основная мысль текста. Письмо как из разновидностей текста.
Различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания в предложении; формировать навыки лингвистического анализа.
Выделить словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетании.
Составлять словосочетания с учётом норм лексической и грамматической сочетаемости слов.
Разбирать словосочетание по алгоритму.
Характеризовать признаки предложения. Определить границы предложения с опорой на его основные признаки. Выделить грамматическую основу предложения.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ.
Различать главные и второстепенные члены предложения.
Устанавливать связи между членами предложения по вопросам.
Схематически обозначать главные и второстепенные члены предложения.
Составлять общий план синтаксического разбора предложения.
Составлять схемы предложений, отражающие наличие и порядок расположения его членов.
Давать полный комментарий к синтаксическому разбору предложения.
Находить обращение в тексте, объяснить его отличие от подлежащего.
Выделять прямую речь и слова автора, составьте схемы предложений с прямой речью.
Объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения.
Различать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ.
Составлять сложные предложения в соответствии с их схемами.
Определить тему и основную мысль высказывания.
Устанавливать связь между темой и идеей текста.
Определить способы выражения темы и основной мысли текста.
Составлять схемы структуры текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (11 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Лабиализованные согласные. Геминаты. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Трехзначные буквы ъ, ь. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Овладевать основными понятиями фонетики.
Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику.
Различать гласные и согласные звуки.
Произносить правильно специфические звуки, геминаты и лабиализованные звуки.
Определить место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении значения и формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами.
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.
Производить фонетический разбор слова (по данному алгоритму).
Указывать звуковое значение букв е,ё,ю,я.
Проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Определить типы текста.
Создавать текст на основе исходного.
Описать предметную картину с использованием необходимых языковых средств.
Лексика. Культура речи (6 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Отличать слова от других единиц языка.
Объяснить различие лексического и грамматического значений слова. Определить лексическое значение слов различными способами.
Различать прямое и переносное значение слов.
Отличать омонимы от многозначных слов.
Находить в тексте и подобрать синонимы и антонимы
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Лезгинский язык
Учебники
1.Мейланова У.А.и др. Лезгинский язык. Учебник. 5 класс.
2.Гайдаров Р.И., Рамалданов А.Р. Лезгинский язык. Учебник. 6-7 классы.
3.Гюльмагомедов А.Г., Магомедов Г.И. Лезгинский язык. Учебник 8- 9 классы.
Литература для учащихся:
1.Мейланова Ж.Ш. Тесты по лезгинскому языку. 5 класс.
1 На территории Республики Дагестан функционируют 28 языков, 14 из них имеют свою письменность. Кроме вышеперечисленных языков в школах республики преподаются азербайджанский, ногайский, чеченский, татский, агульский, рутульский и цахурский языки. Учебно-методическая литература для ногайского, чеченского, азербайджанского языков создается в Карачаево-Черкейской, Чеченской и Азербайджанской республиках соответственно. Что касается младописьменных языков – агульского, рутульского, татского и цахурского, то на этих языках учебно-методическая база создана пока для начальных классов.