kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир. Восклицательный знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

литературно-музыкальная композиция по произведениям Бориса Васильева и по материалам его выступлений перед читателями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир. Восклицательный знак»

Борис Васильев

«Мир. Восклицательный знак»

(Литературно-музыкальная композиция)


К фестивалю художественного творчества

"Дорогами Бориса Васильева" подготовила

учитель МБОУ "СШ №37" города Смоленска

Ольга Алексеевна Новикова

(20.05.17)

Цели:  


  • воспитание учащихся на основе знакомства с произведениями известного земляка Б.Васильева;

  • развитие познавательных интересов;

Задачи: Воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, сопричастности к событиям в нашей стране, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.

Ход мероприятия

Юноша: (из выступлений Б.Васильева перед читателями):

Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика.

В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жестоком испытании…

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - протест против бессмысленных потерь на войне…

Когда эти три вещи были написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война».

Много лет прошло после войны... В каждой семье оставила она свой след...

На встрече с читателями в одном из подмосковных городов мне передали письмо. Я привожу его вам с небольшим сокращением, лишь изменив по вполне понятным причинам имена...

ДЕВУШКА (Сидит за столом, в руках держит письмо, рассказывает):

«Совсем недавно умерла моя старенькая учительница Анна Георгиевна Третьяшова. Она уже плохо ходила, а в последнее время стала слепнуть, но всё равно каждый год 9 Мая самой ранней весной на электричке приезжала в Москву и весь день проводила в Парке имени Горького. Под вечер перебиралась в Александровский сад, кланялась Вечному Огню, клала цветы на мрамор и возвращалась домой.

Если вам случалось 9 мая бывать в этих местах, вы непременно видели мою Анну Георгиевну с палочкой и самодельным плакатом: «Ищу сына!!!» Там ещё была поблёкшая за годы фотография лейтенанта Юрия Третьяшова.

В мае 41-го ему не хватило 4 месяцев до 19 лет. А мне исполнилось 17, и я была в него влюблена. А он любил мою сестру Лиду, с которой учился в одном классе, а Лида его не любила, и военкомат провожала его я. Мне казалось, что я любить его буду всегда…

Так и получилось, я вправду люблю его одного всю жизнь, его, Юру Третьяшова, все эти 40 лет считаю его отцом своего сына. И сын мой, Юрий Юрьевич, тоже так считает.

Извините, что пишу сумбурно и непонятно, но в жизни моей оказалось столько невольной лжи и вольного самообмана, что всё перепуталось, и никак не понять, где главное, где второстепенное, с чего начинать и как вам всё объяснить…

Всё так , и всё совершенно не так…Расскажу так, как было…

Юра пошёл в армию добровольцем из 10 класса. Его сначала брать не хотели, требовали, чтобы получил среднее образование, но он был настойчив. Его послали в военное училище. При военкомате собиралась команда, и мы пришли. Лида в тот день работала, она не отпросилась проводить Юру, потому что не любила ...

Не пришла провожать Юру и его мама – она просто слегла от горя, что её единственный сын уходит на фронт.

Я очень осуждала свою сестру за чёрствость и пошла сама провожать Юру. Он был какой –то нахмуренный, напряжённый, немного краснел и стеснялся от того, что над ним по – доброму подшучивали фронтовики, ведь одет он был ещё не по –солдатски: в кепочке и в пальто. А тут ещё я…Я была худая, на девчонку не походила, а так – переросток какой-то. Одета была очень бедно, ботинки на два размера больше: мне их школа дала бесплатно, когда мой отец погиб. Стою возле него, а ребята и спрашивают у Юры:

-Это что же, любовь твоя, защитник Родины?

И он вдруг громко, ясно сказал:

-Невеста! - Поцеловал меня при всех куда –то в платок и добавил тихо: «Маму береги». И ушёл, не оглянувшись.

А я заревела. Да ещё как: громко, во весь голос. Все кричали, все выли, провожая своих родных. Какие –то женщины шли мимо меня, обняли меня:

-Ты что убиваешься, девочка? Брата проводила?

-Нет!- трясусь я в слезах.- Мужа!

Вот так я среди улицы себя женой вдруг ощутила и без всяких обещаний поклялась ждать его и решила, что ,кроме Юры, мне никто в жизни не нужен.

Шло время. Моя сестра Лида вышла замуж и уехала в Москву, а я устроилась на почту. И была я, наверное, самой маленькой письмоносицей во всём Советском Союзе. Расти совсем перестала.

5 мая, за 4 дня до Победы, умерла моя мама. После похорон Анна Георгиевна, мама Юры, уговорила меня, чтобы я переехала к ней, пока Юра вернётся.

А по радио гремели песни, марши, и все знали, что вот-вот война закончится, потому что знамя над рейхстагом, Берлин пал…

И крестились все, чьи родные и близкие выжили в этой войне… Крестилась и учительница Анна Георгиевна, и я, комсомолка, крестилась…

Стали мы с мамой Юры жить и ожидать его с войны, я мечтала о том, как мы с ним встретимся…

Не забыть ту ночь, когда я очнулась т крика. Одни женщины – во всём доме, во всём дворе, во всём городе нашем кричали: «Мир!» И ещё помню – все куда-то бежали. И не видно было одиноких в тот день, было везде много людей, потому что радость была общей, словно эти 4 года нас вместе окрестили, сроднили…

Вот я жизнь прожила, уже на пенсии, сыну – за 30, двое внучат, а такого, как тогда, 9 Мая, такого счастья не переживала.

В каждой семье свои праздники, а мы ,кроме семейных, День Победы празднуем торжественнее. Этот день единственный, как и положено ему быть! Он для всех нас – мужчин и женщин, для фронтовиков и для тех, кто ждал в тылу, он для всей страны! Мы не дату в календаре отмечаем, мы над войной рыдаем, мы миру радуемся…

Снова я забегаю …Так вот разбудили меня крики. Анна Георгиевна тоже кричала: «Девочка моя, мир!» и побежала в школу. Я вышла на улицу, там все радовались, целовали друг друга. Пришла я на работу, а там рыдающие телеграфистки только 3 слова в телеграммах отправляют : «МИР ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК».

Люди пели, заходились от счастья и от рыданий тоже заходились…

А у меня в руках письмо на имя Анны Георгиевны. На почте отдали. Как я летела с ним домой, к груди прижимала…И только на ступеньках дома взглянула и увидела ,что написано оно не Юриной рукой…Хорошо, что Анны Георгиевны не было дома…

В письме было описано друзьями – однополчанами, как погиб Юра…

Похоронен Юра в ГДР в дворцовом парке с воинскими почестями.

Как матери сказать? Не отдала я ей письмо, пусть надеется, ждёт. Она много писала, искала, но я на почте перехватывала ответы с извещениями о том, что Юра погиб, и печатала на бланках: «Поиски вашего сына продолжаются». Как я могла ей ранить душу?

Жалко, что нет у нас памятника матери, которая ждёт. «Неизвестному солдату» есть, «неизвестной матери» нет. А кто рожал, вскормил и воспитал нашего солдата?

Так мы и жили, обе ждали и надеялись.

Через несколько лет после войны я поехала в ГДР, побывала на Юриной могиле и вернулась с ребёнком, с Юрочкой, с Юрием Юрьевичем.

И не начала бы я это письмо, если бы не смерть Анны Георгиевны. После похорон нашла я в её бумагах похоронку о гибели сына 1мая 1945 года. Значит, я её берегла, а она меня. А вот плакатик: «ИЩУ СЫНА» она не для меня , а для моего сына придумала, для внука. Она хотела, чтобы он тоже ждал, надеялся.

Почему я написала вам это письмо?

Я матери всю жизнь лгала и сыну лгала, а ведь он мне не сын.

Я его в сиротском доме взяла. В том городе, где Юрина могила...». (Отходит в сторону, наклонив голову, держа письмо в руке..._)

АВТОР (выходит на передний план): Судьбы человеческие… Сколько всего случалось в годы войны? Сколько таких жизней разрушила война?

Как не написать об этом?

(На экране слайды о проводах на войну. Девушка поёт песню В. Толкуновой.)

Наверно, я до срока стала старой,

Да только в этом нет твоей вины.

Какой бы мы красивой были парой,

Мой милый, если б не было войны,


Никто калитку стуком не тревожит,

И глохну я от этой тишины.

Ты б старше был, а я была б моложе,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый, если б не было войны.

Мой милый, если б не было войны.

(Участники выходят к поющей девушке)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мир. Восклицательный знак

Автор: Новикова Ольга Алексеевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме "Восклицательные предложения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vosklitsatiel-nyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104165"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402673103"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Брэйн-ринг по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(32) "brein-ringh-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "146285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419153217"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация по русскому языку "Великий и могучий русский язык" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-vielikii-i-moghuchii-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "168884"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423314780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой!" "
    ["seo_title"] => string(51) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-proshchaniie-s-azbukoi"
    ["file_id"] => string(6) "105827"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402914535"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по теме: "Родная природа в творчестве А.А.Блока" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rodnaia-priroda-v-tvorchiestvie-a-a-bloka"
    ["file_id"] => string(6) "220209"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434546099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства