Методическая разработка проекта "Живая библиотека"
Методическая разработка проекта "Живая библиотека"
Данный проект направлен на организацию исследовательской деятельности студентов. Им предлагается выбрать книгу современного автора (в качестве ориентиров для поиска они могут использовать short-list премии "Дебют"), прочитать и проанализировать ее, а потом презентовать аудитории от первого лица. Остальная аудитория пробует себя в качестве литературных критиков. Они выносят вердикт произведению, определяют его место в современной мировой литературе.
Реализация данного проекта позволила существенно повысить мотивацию студентов к познавательной деятельности, а главное, им захотелось читать. Это привело к положительной динамике успеваемости в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
проекта организации исследовательской деятельности студентов
«Живая библиотека»
Разработала: преподаватель ОГСЭ
Емельянова Евгения Анатольевна
2014год
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА 6
3. ХОД ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА 8
4. ЛИТЕРАТУРА И ИНРЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 10
5. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………...11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка проекта «Живая библиотека» посвящена формированию навыков исследовательской деятельности у обучающихся как на занятиях литературы, так и во внеурочное время.
Проект способствует повышению мотивации к чтению у современного поколения, формированию художественного вкуса, выработке эстетических критериев оценки произведения, а также нравственных ценностей, которые усваиваются через опыт осмысления произведения. Но самым главным является опыт психологической открытости, который получают студенты.
Проект затрагивает темы, актуальные для подростков, стоящих на пороге взрослой жизни. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентиры, позволяющие человеку прожить с достоинством и получить настоящую радость.
Студентам поручается найти, прочитать и презентовать для группы книгу современного автора (русского или заружбежного), которая не входит в рамки программы курса «Литература».
Они могут выполнять работу самостоятельно, а также микрогруппами по 2-3 человека.
Задача презентующего студента - выступить в качестве «живой книги», а слушатели должны проявить навыки литературных критиков: попытаться определить место этой книги в «живой библиотеке». Они высказывают свое мнение о содержании произведения, его особенностях и выносят вердикт: на какую «полку» мы поставим эту книгу( «Классика», «Массовая литература» и т.п.)
Участники проекта сами решают и помогают одногруппникам найти ответ на вопрос: «Что нужно читать молодежи сегодня?»
Проект состоит из нескольких блоков.
Первый блок формирует понимание важности чтения и самообразования. Студенты получают в качестве задания найти интересную книгу современного автора, с которая по каким-либо причинам оказалась им близкой. В качестве ориентиров студентам предлагается раздаточный материал short –лист премии «Дебют».
Во втором блоке происходит обсуждение найденной книги с преподавателем. Вырабатывается концепция образа «человека-книги» и назначается дата презентации перед аудиторией. Преподаватель сообщает остальным участникам проекта, которые будут выступать в роли критиков, какая именно книга будет обсуждаться, и к назначенному сроку они обязуются с ней ознакомиться.
Третий блок – презентация. Он формирует у презентующего навыки ораторского искусства (а иногда и актерского мастерства) развивает психологическую устойчивость, уверенность в себе, развивает навыки эффективного взаимодействия с аудиторией.
Критики должны оценить книгу и вынести вердикт
Четвертый блок – обобщение и рефлексия. Студенты учатся систематизировать и обобщать материал.
Поскольку выступающий человек отождествляется с книгой, материал литературного произведения позволяет переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта студентов, заставляет оценивать свои поступки, формирует навыки ведения диалога.
Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы помогает активизировать работу каждого студента, сформировать навыки совместной деятельности и умения общаться.
Используется педагогика сотрудничества, когда педагог из «непререкаемого авторитета» превращается во внимательного и заинтересованного собеседника.
Чтобы ввести студентов в контекст современного искусства используются аудиозаписи современной авангардной музыки, видеосюжеты, фотографии картин и инсталляций из музея современного искусства «Эрарта», который находится в Санкт-Петербурге, а также материалы Нижегородского центра современного искусства Арсенал. Все это способствует воздействию на эмоции студентов, формированию эстетического чувства.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА «ЖИВАЯ БИБЛИОТЕКА»
Тема – Организация внеклассной деятельности студентов
Преподаватель – Емельянова Евгения Анатольевна
Группа 541
Цели :
Воспитательные:
привитие интереса к мировой культуре и культуре родного края как источнику нравственных ценностей;
привитие интереса к современности как к времени создания культурных ценностей
развитие эстетического вкуса.
побуждение к нравственному и физическому самосовершенствованию
развитие чувства ответственности
Развивающие
развитие навыка поиска информации
развитие навыка анализа информации
развитие навыка эмпатии (способности сопереживать)
развитие умения слушать, рассуждать, способствовать развитию умений работать в команде.
Форма занятия: презентация с последующей дискуссией.
Технологии: сотрудничества, информационная.
Методы:
иллюстративный (демонстрация наглядности);
диалоговый;
репродуктивный (обобщение материала).
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, эстетика, психология, мировая культура.
Наглядные пособия: презентация студента
фотографии картин и инсталяций
аудиозаписи
Раздаточный материал: short-лист премии «Дебют»
, таблица критериев оценок текста,
памятка «10 книжных фактов»
Технические средства обучения:мультимедийный комплекс.
Формирование компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (методы и способы выполнения учебных задач).
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с. коллегами, руководством.
3. ХОД ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЖИВАЯ БИБЛИОТЕКА»
Введение.
Учитель: Добрый день.Еще не так давно молодые люди знакомились с девушками вопросом: «Как пройти в библиотеку?». Мне кажется, что есть смысл продолжить эту красивую традицию. И хотя в наш век технологий огромное книгохранилище может поместиться на одном гаджете, дело не только в объемах информации. Библиотека подразумевает пространство. Пространство для общения. С книгой.
Сегодня мы с вами будем общаться с повестью Валерия Айрапетяна «В свободном падении», которую выбрала для представления Мария Балдина.
Перед тем, как дать слово самой «повести», ответьте на вопрос, готовы ли вы к встрече с ней… Как вы считаете, символично ли заглавие?...
Надеюсь, эта встреча будет не слишком болезненной, ведь в свободном падении тело рано или поздно встретится с землей…
2. Презентация Марии Балдиной. Выступление студентки.
3.Учитель: Итак, мы только что познакомились с повестью и ее героями. Понравилась ли она вам? Думали ли вы о проблемах, поднятых в этой повести?
Учитель. Маш, скажи пожалуйста, почему именно это произведение ты выбрала для презентации? Чем именно оно тебе близко?.
Предлагаю всем разделиться на два лагеря. На «осуждающих критиков» и «адвокатов»
Критик номер один. Ваша задача быть строгим. Охарактеризуйте социальные проблемы данной повести.
Ответ учащегося, критика №1.
А теперь Вы, критик №2, прошу Вас быть снисходительным. Скажите, разрешимы ли нравственные проблемы, поднятые Валерием Айрапетяном? Была ли возможность иного финала?
Ответ учащегося, критика №2
У критика №3 самая сложная задача. Постарайтесь быть максимально объективным. Скажите, в чем конфликт этой повести? Сталкивались ли мы с таким конфликтом в произведениях русской классики?
Вопрос всем: как мы можем определить, что это современное произведение?
В чем принципиальное оличие от того, что писалось прежде?
Спасибо за ваши ответы. Сегодня прозвучало первое выступление живой книги. Как призналась Маша, ей понятен болезненный мир чувственности героини.
А теперь обратите внимание на экран. Перед вами картины современных художников. Как вы считаете, какая из них могла бы стать иллюстрацией к данной повести?
Обратите внимание на 1 картину. Это современный французский художник Кердан. Впечатляет ли вас пронзительная скорость в его изображениях?
А близко ли вам такое искусство? (картина 2)? Понятно ли оно? Может быть «Сцена из спектакля» Петра Горбаня подошла бы для иллюстрации?
И наконец, я прошу вас оценить повесть Валерия Айрапетяна «В свободном падении». Напишите пожалуйста развернутый ответ, чем эта книга стала для Вас лично. И может ли она претендовать на место в рядах классиков или же это «бульварное чтиво»? Как вы считаете?
Благодарю вас за ваши ответы, за активное участие. И под конец, повольте вам напомнить «10 книжных фактов». Поразмышляйте над ними на досуге…
И до новых встреч. Уже с новой книгой.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Борохов, Э.И. Россыпи мыслей [текст]/Э.И.Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006 – 128 с.
Поташник, М.М. Требования к современному уроку / М.М. Поташник, - М. Издательство: Центр педагогического образования, 2011, - 928 с.
Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Просвещение. – 200. – 365с.
Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г.К.Селевко Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование. - 2014 г.
http://www.erarta.com
http://www.pokolenie-debut.ru
http://smallbay.narod.ru/bacon.html
http://www.art.nnov.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Kordan, Франция.
Kordan, Франция.
Евгений Заремба, Россия, Санкт-Петербург
Петр Горбань, Россия. «Сцена из спектакля»
Short-лист премии «Дебют»
В 2014 году ежегодная премия «Дебют» будет вручаться в пятнадцатый раз. Денежная награда составит один миллион рублей. В состав жюри в этом году вошли писатель Юрий Буйда, драматург Ярослава Пулинович, филолог и критик Владимир Новиков, поэт Александр Кабанов и критик и литературовед Павел Басинский.
Список номинантов выглядит так:
Крупная проза
Максим Матковский (Киев). «Попугай в медвежьей берлоге».
Георгий Панкратов (Санкт-Петербург). «Лунный кот».
Премия «Дебют» присуждается молодым и начинающим авторам, пишущим на русском языке, чей возраст не превышает 35 лет. Впервые она была вручена в 2000 году. В разное время ее лауреатами становились Кирилл Решетников, Сергей Шаргунов, Ольга Онойко, Анна Русс и Денис Осокин.