ПОзнакомить с произведениями литературы и искусства о Великой Отечественной войне,с жизнью людей этого времени,развивать способность чувствовать,сопереживать,воспитывать чувство патриотизма
С каждым днём остаётся всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны. И настанет время, когда некому будет рассказать о тех великих годах, той Великой войне и той Великой победе. Но с нами всегда будут книги, стихи, песни, кинофильмы, которые помогут сохранить в наших сердцах и сердцах наших потомков
память о цене великой победы великого народа.
Прошла война, прошла беда.
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер «Они сражались за Родину» »
Литературный вечер «Они сражались за Родину»
Цели: познакомить с произведениями литературы и искусства о Великой Отечественной войне, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: выставка из книг о войне под названием «Память огненных лет»; презентации; стенд с портретами писателей, поэтов, композиторов, писавших о войне; рисунки детей на военную тему.
Ход мероприятия: I. Звучит фонограмма песни «Священная война».
Вступительное слово учителя:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Ведущий (ученик): - Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 74 года назад… 22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны. 22 июня был выходной воскресный день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра… И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь. На рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения, напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война.
II. Выступление учащихся. Чтение стихов.
-- А сейчас мы послушаем наших ребят, которые расскажут о первом дне войны. 1. Июнь…. Клонится к вечеру закат, И белой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. 2. Июнь... .Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м мая. 3. Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли.
4. Такою все дышало тишиной, Что вся земля спала, казалось, Кто знал , что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!
III. Рассказ учащихся. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Война продолжалась 4 года. Победа далась нам дорогой ценой. Около 30 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит 25 убитых на 2 метра земли, 20 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб. Гитлеровцы сожгли и разрушили сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Из войн, которые вынесла Россия, эта была самой жестокой и кровопролитной. Гитлеровцы имели не только отлично оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они прошли победоносным маршем по Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Так же легко и быстро Гитлер и его маршалы и генералы намеревались завоевать и нашу страну. Но тут их расчет на молниеносную войну с треском провалился. IV. Рассказы о подвигах героев Великой Отечественной войны. -- Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине. 1. Рассказ о подвиге Николая Гастелло.
Гастелло Николай Францевич родился в 1907году в Москве в семье рабочего. В 1932 году был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск.
С 1938 года Гастелло служил в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. Здесь он стал командиром звена, а через год с небольшим- заместителем командира эскадрильи.
В 1939 году участвовал в боевых действиях в Монголии против японской императорской армии, затем в Финляндии и других странах, получил звание капитана.
Капитан Гастелло погиб на 5-ый день Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года в один из первых дней войны Николай Гастелло совершил поистине богатырский подвиг, направив свой горящий самолет в самую гущу вражеских машин и цистерн с горючим. Гастелло погиб, но сколько фашистов и неприятельской техники уничтожил этот герой!
Подвиг Гастелло и его товарищей повторили 367 боевых экипажей. Лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Имя отважного лётчика носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Памятники Н.Ф.Гастелло установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Луганске, Уфе. Памятник отважному экипажу стоит на шоссе Минск-Вильнюс, где был совершён легендарный огненный таран.
2. Рассказ о подвиге пионера-героя Лёни Голикова.
Лёня родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего. Ему было 15 лет, когда началась война.
Лёня Голиков вместе со взрослыми с первых дней войны ушёл в партизанский отряд. Вместе со своим другом Митяйкой они стали ходить в разведку. Они узнавали и рассказывали командиру отряда, где расположились фашистские солдаты, где стоят их пушки, пулемёты. Ребята, когда шли в разведку, одевались в лохмотья, брали старые сумки. Они ходили по сёлам, будто нищие, выпрашивали кусочки хлеба, а сами глядели во все глаза, всё примечали: сколько где солдат, сколько автомашин, пушек...
Однажды, когда партизаны взорвали немецкий поезд, ранило одного из его старших товарищей. Лёнька, рискуя жизнью, вынес раненого с поля боя.
За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью «За боевые заслуги». Но самое необычайное произошло с Лёнькой 13 августа 1942 года.
Отважный пионер в одиночку взорвал машину, где находился немецкий генерал. Он долго преследовал фашиста, но всё-таки поразил врага последним патроном.
Через некоторое время из Москвы пришла радиограмма, в ней говорилось, что надо представить к самой высшей награде всех, кто захватил такие важные документы. В Москве, конечно, не знали, что захватил их один Лёня Голиков, которому было всего четырнадцать лет. За этот подвиг ему была присвоена высшая награда- медаль «Золотая звезда» и звание Герой Советского Союза. Юный пионер-герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука. На могиле Лёни Голикова, в селе Острая Лука Дедовического района, рыбаки Новгородской области поставили обелиск, а на берегу реки Полы юному герою воздвигнут памятник. В июне 1960 года Лёне Голикову открыт памятник в Москве на ВДНХ у входа в павильон «Юные натуралисты и техники». Установлен памятник юному герою и в городе Новгороде на средства пионеров за собранный ими металлолом. Имя отважного партизана Лёни Голикова занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Постановлением Совета Министров РСФСР одному из кораблей Советского флота присвоено имя Лёни Голикова.
Слово учителя: - Гремели пушки, но музы не молчали…Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.
Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа- говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом- был его частью. Очень много писателей и поэтов ушло на фронт. Среди них Константин Симонов, Александр Твардовский, Михаил Шолохов, Булат Окуджава, Юлия Друнина, Аркадий Гайдар и многие другие. Многие из них не вернулись с войны, но вклад их в отечественную литературу неоценим.
Ведь писатели и поэты исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны.
В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.
Это публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.
V. Рассказы о Великой Отечественной войне.
Рассказ о подвиге Зои Космодемьянской.
Родилась Зоя Анатольевна Космодемьянская в 1923 году в деревне Осино- Гай на юге России. Её дед был священником, отец тоже учился в духовной семинарии. Зоя была очень впечатлительной, одарённой в учёбе девушкой с обострённым чувством справедливости.
В 1941 году она добровольно вступила в разведывательно-диверсионную часть. Через 5 дней девушку перебросили под Волокаламск, недалеко от Москвы, где она успешно справилась с минированием дороги. Меньше чем через 2 недели пришёл приказ – разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск. Одним из таких объектов была деревня Петрищево в Московской области.
Зоя ушла на своё последнее задание. Ей удалось поджечь несколько домов, но вскоре она была схвачена немцами. Пытали Зою долго и страшно, но она держалась с поразительным мужеством. На допросе она назвалась Таней.
29 ноября 1941 года фашисты повесили ЗоюКосмодемьянскую. Перед смертью девушка крикнула в лицо своим мучителям: «Нас 170 миллионов, всех не перевешаете!» В 1942 году, благодаря газетным очеркам о её подвиге узнала вся страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Похоронили Зою на Новодевичьем кладбище в Москве.
О подвиге Зои Космодемьянской уже в 1944 году сняли художественный фильм. Памятники ей установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Тамбове и других городах.
О ней написаны поэмы и повести, а улиц, названных в её честь, в городах и сёлах бывшего Советского Союза насчитывается несколько сотен. Есть такая улица и в нашем селе.
Давайте послушаем отрывок из рассказа о юной партизанке, который написал Сергей Алексеев.
Чтение отрывка из рассказа С. Алексеева « Зоя». (Читает ученик.)
Слово учителя: Другим незабываемым произведением Сергея Алексеева стал его рассказ «Таня Савичева». Это поистине уникальный дневник девочки, которая во время блокады Ленинграда потеряла всю свою семью. Нельзя без содрогания и боли читать строки, где девочка ведёт записи о смерти её близких от голода и холода. Давайте послушаем отрывок из этого произведения.
Отрывок читает ученик.
VI. Стихотворения о войне.
Слово учителя: Трудные военные годы называют военным лихолетьем. Тяжело достались они всему нашему народу, но ещё тяжелее пришлось детям. Многие из них встали наравне с
взрослыми плечом к плечу на защиту своей родины. Совсем юными уходили они на фронт.
Именно им, мальчишкам и девчонкам посвящено стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Отправляя на войну юношей и девушек, поэт, словно заклинает их вернуться назад, говоря им не «прощай», а «до свидания».
Предлагаю послушать отрывок из этого стихотворения.
Читают девочки.
Ах, война, что ж ты сделала. подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы... И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Чтение других стихотворений по желанию учащихся о войне.
VII. Песни о войне.
Слово учителя: В суровые дни войны прекрасные, трогающие сердца песни, как на крыльях, облетели фронты и тылы, помогая советским людям бороться с врагом. На войне бывают моменты затишья, когда можно было отдохнуть, представим, что и у нас настал такой момент, и вспомним одну из самых любимых всеми песен тех лет.
(Ученики отдыхают и поют песню «В землянке»).
Об истории создания этой песни рассказывает ученик.
Стихотворение, из которого появилась эта песня, появилось случайно. Эта песня сразу была принята и сердцем солдат, и сердцем тех, кто её ждал.
Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 строк в 1941 году в конце ноября.
В феврале 1942 года в редакцию фронтовой газеты пришёл композитор Константин Листов и попросил «что-нибудь», на что можно написать песню. Тут Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписал начисто и отдал Листову.
Через неделю композитор появился в редакции, взял гитару и запел:
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
И песня пошла по всем фронтам . Люди вспоминали не только смысл стихотворения, но и вложенный в него жар сердца, волнение, надежду и любовь.
Вот почему бывшие фронтовики поют про землянку, не жалея сердца и не стыдясь слёз.
Одной из самых любимых песен во время войны стала песня « Тёмная ночь». Давайте послушаем историю её создания.
(На фоне мелодии песни ученик рассказывает о том, как была написана «Тёмная ночь»).
Год создания песни 1943. История её появления на свет очень интересна.
В 1943 году во время работы над фильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получилось снять эпизод написания письма солдатом. Ему пришла в голову мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Вместе с композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым они написали любимую поныне песню «Тёмная ночь».
Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом «Тёмная ночь» навсегда останется в памяти советского народа.
В свет песня вышла только со второй матрицы, так как первая матрица пострадала от слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского.
Ещё одним музыкальным шедевром стала «Баллада о солдате». Это была песня к кинофильму «В трудный час». Музыку написал композитор В.П.Соловьёв-Седой на слова Михаила Матусовского.
Давайте прослушаем отрывок из песни и узнаем об истории её создания.
(Звучит фонограмма песни. Затем ученик рассказывает об истории появления этого произведения.)
Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме , сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой.Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.
Авторы назвали песню «Баллада о солдате». Однако, как неоднократно подчеркивал сам Василий Павлович, песня эта — совсем не баллада. Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории: испокон веков, когда было необходимо. вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины — и солдат Суворова, и солдат Кутузова, и чапаевец, и рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильма Григория Чухрая, название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этой всемирно известной картины.
«Это — первая и единственная моя с Соловьевым-Седым песня, написанная на готовую музыку, — прокомментировал воспоминания своего друга и соавтора по многим замечательным, всенародно известным песням Михаил Львович Матусовский. — Я страшно не люблю и боюсь подтекстовок. А тут не устоял — такое впечатление произвела на меня музыка будущей песни, выразительная, взволновавшая меня до глубины души. Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я «поймал» именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась…»
VII. Заключительная часть вечера.
Слово учителя: В заключении нашего литературного вечера мы хотим вам предложить посмотреть видеоклип к песне «Вечный огонь» или «От героев былых времён» . Эту военно-патриотическую песню написали поэт Евгений Агранович и Композитор Рафаил Хозак к фильму «Офицеры».
«Вечный огонь» (или «От героев былых времён») — военно-патриотическая песня из кинофильма «Офицеры». Впервые для фильма песня была исполнена Владимиром Златоустовским в 1971 году. Песня более известна по первой строке «От героев былых времён…». Впоследствии песня исполнялась различными исполнителями: от Марка Бернеса до Сергея Шишкова. В 2008 году на песню был снят видео клип, в котором песню исполнил Сергей Безруков. Первый исполнитель песни - Владимир Златоустовский родился 24 мая 1939 года в Москве. Эту песню даже дети в школе слушают внимательно с начала до конца. У нее особый секрет - каждая строчка дает какой-то зрительный образ, как будто перед вами разворачивается настоящий документальный фильм. Поразительная песня - сдержанная суровая, по-хорошему «мужская».
(На экране идёт показ видеоклипа песни).
Слово учителя:
Наш вечер подошёл к концу. Хочется надеяться, что никто не остался равнодушным.
Скажите, ребята, какие чувства вызвал этот необычный урок? Что нового и полезного вы для себя узнали? Какие выводы можно сделать в итоге?
С каждым днём остаётся всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны. И настанет время, когда некому будет рассказать о тех великих годах, той Великой войне и той Великой победе. Но с нами всегда будут книги, стихи, песни, кинофильмы, которые помогут сохранить в наших сердцах и сердцах наших потомков
память о цене великой победы великого народа.
Прошла война, прошла беда.
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Все присутствующие встают, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.