Начинается со сцены «Фотография» (книга «Здравствуй, школа», стр. 89-90)
После этого голос «Левитана» и медленно гаснет свет.
Ведущий: «Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941 года, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря»
Звучит пластинка с песней «Священная война»
Ведущий: «Мальчики сороковых годов… Сверстники! Певцы военного подвига. Это прекрасное поколение, к которому принадлежу сам. Непреклонные мальчики, на чьи спины и плечи опёрлась Родина», - эти слова принадлежат поэту Василию Субботину.
1-й ученик:
Ушли сурово, без оглядки,
Не нарушая плотный строй,
Шагая твёрдо, по-солдатски,
От школьной двери, прямо в бой.
2-й ученик:
В далёкий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Весёлые, отважные, простые,
В свой звёздный час не дрогнули они,
И в память о них по всей России,
Горят сегодня вечные огни.
Звучит песня Владимира Высотского «Он вчера не вернулся из боя».
Ведущий: О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», (поёт Рудых Е.А. - родитель).
Ведущий: В ряды солдат России вступили уже известные поэты: Твардовский, Симонов, Светлов, Сельвицкий и др. В огне великого испытания рождались новые поэты. Рождались и погибали: Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Георгий Суворов, Всеволод Багрицкий.
Сцена о Кульчицком.
Ведущий: За 2 года до войны он приехал из Харькова в Москву, как столицу поэтов. В Литературный институт он был принят «на ура». Знакомство со студентами происходило просто (общаются с товарищами, останавливают друг друга в коридоре и пожимают руки)
-Ты откуда?
-Из Челябинска. А ты? (М.Львов)
-Из Харькова. Я - Кульчицкий.
-Сколько стихотворений написал вчера?
-Нисколько.
-А Слуцкий за воскресенье написал 4 стихотворения!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер к 70-ти летию Победы в ВОВ »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чиканская средняя общеобразовательная школа
Литературный вечер к 70-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Аксаментова Людмила Леонтьевна
с.Чикан
2015 год.
Начинается со сцены «Фотография» (книга «Здравствуй, школа», стр. 89-90)
После этого голос «Левитана» и медленно гаснет свет.
Ведущий: «Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941 года, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря»
Звучит пластинка с песней «Священная война»
Ведущий: «Мальчики сороковых годов… Сверстники! Певцы военного подвига. Это прекрасное поколение, к которому принадлежу сам. Непреклонные мальчики, на чьи спины и плечи опёрлась Родина», - эти слова принадлежат поэту Василию Субботину.
1-й ученик:
Ушли сурово, без оглядки,
Не нарушая плотный строй,
Шагая твёрдо, по-солдатски,
От школьной двери, прямо в бой.
2-й ученик:
В далёкий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Весёлые, отважные, простые,
В свой звёздный час не дрогнули они,
И в память о них по всей России,
Горят сегодня вечные огни.
Звучит песня Владимира Высотского «Он вчера не вернулся из боя».
Ведущий: О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», (поёт Рудых Е.А. - родитель).
Ведущий: В ряды солдат России вступили уже известные поэты: Твардовский, Симонов, Светлов, Сельвицкий и др. В огне великого испытания рождались новые поэты. Рождались и погибали: Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Георгий Суворов, Всеволод Багрицкий.
Сцена о Кульчицком.
Ведущий: За 2 года до войны он приехал из Харькова в Москву, как столицу поэтов. В Литературный институт он был принят «на ура». Знакомство со студентами происходило просто (общаются с товарищами, останавливают друг друга в коридоре и пожимают руки)
-Ты откуда?
-Из Челябинска. А ты? (М.Львов)
-Из Харькова. Я - Кульчицкий.
-Сколько стихотворений написал вчера?
-Нисколько.
-А Слуцкий за воскресенье написал 4 стихотворения!
Ведущий: Это был и пример, и вызов на соревнования. Стипендии не было, он поступил работать в начальную школу, а потом пошёл грузчиком. Он был человеком неунывающим. О себе он говорил: «Я самый счастливый на свете!»
2-й ученик: Студентов в те времена печатали очень редко. Халтурить он не хотели. Денег не было. И всё-таки Миша утверждал, что он самый счастливый.
3-й ученик: Его любили все – и преподаватели, и студенты, и девушки. Из советских поэтов он больше всех любил Маяковского и Хлебникова, которых знал наизусть. Он знал всю поэзию – и отечественную, и западную.
4-й ученик: Он был участником великой Сталинградской битвы, лейтенантом, командиром пулемётного взвода, павшего в том бою. Его имя высечено золотом в пантеоне Славы на Мамаевом Кургане. Он погиб в январе 1943 года. Но образ его доныне не смеркнет, образ прекрасного Поэта и Солдата!
Кружок солдат, один из них читает стихотворение Суворова «Первый снег» (хрестоматия 8 класс, стр.123)
- До чего же красиво сказано. Дайте я их спишу. Чьи это стихи?
-Лейтенанта Суворова.
Ведущий: Он был хорош собой. Высокого роста, стройный, широкоплечий, со смелым взглядом серых глаз из-под правильно очерченных бровей, смуглым румянцем щёк, красивым ртом, с отличными гвардейскими усами. Георгий Суворов воплощал в себе лучшие офицерские качества.
2-й ученик: Он погиб под Ленинградом. Он весь был искромкан осколками, но молодой здоровый организм долго сопротивлялся смерти. Георгий умер в медсанбате. И в последние минуты поэзия оставалась с ним. Поразительной эпитафией ему и всем безвременно погибшим на фронте послужило стихотворение, сложенное Суворовым за несколько дней до смерти «Ещё утрами дым клубится». (хрестоматия, 8 класс, стр.124).
3-й ученик: «Я вечности не приемлю, зачем меня погребли? Мне так не хотелось в землю с любимой моей земли…» Эти строки Цветаевой Всеволод Багрицкий очень часто читал и любил их.
4-й ученик: 27 февраля привезли мёртвого нашего сотрудника – молодого двадцатилетнего поэта Всеволода Багрицкого – сына известного поэта Эдуарда Багрицкого. Очень славный неиспорченный паренёк, подававший большие надежды в будущем. Хоронили его с воинскими почестями на опушке леса на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой художник Вучетич вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26/II 1942 года», - так о нём вспоминала сотрудница газеты «Отвага» Обыденова А.И.
Ведущий: Поэзия времён войны чрезвычайно разнообразна по жанрам, стилям. Эпос, лирика, патетика, сатира, агитация, стихотворения – листовки и письма в стихах – все эти средства поэзия мобилизовала для одной цели: для Победы.
2-й ученик: Широко известными на фронте и в тылу стали лирические стихи Суркова «В землянке» и К. Симонова «Жди меня». Оба стихотворения стали популярными песнями.
Звучит песня «В землянке» в исполнении девочек.
3-й ученик: Через всю поэзию военных лет проходит тема опалённой юности. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы, Самойлова, Винокурова. Юлия Друшина с гордостью пишет о женщинах, о «комсомолках» грозных сороковых годов.
Учащийся читает слова, в это время выходят девушки в гимнастёрках.
1-й ученик: Друзья и подруги. Школьницы, осаждающие райкомы комсомола, - двери военкоматов были закрыты для тех, кому не сравнялось восемнадцать.
3-й ученик:
С восторгом нас, девчонок, не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом.
А медали и прочие регалии – потом…
1-й ученик:
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горели не хаты –
То юность моя в огне
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ведущий: Это потом прогремели по фронтам и тылам имена Зои Космодемьянской, Людмилы Павличенко, лётчицы Жени Рудневой, сандружинницы Кати Новиковой. И в каждом полку была своя Катя, своя Женя.
Звучит песня на слова Ваншенкина «Женька». (Журнал «Здравствуй, школа» стр. 85).
Ведущий: Нелегко приходилось в годы войны и женщинам, оставшимся в тылу. Они неустанно хранили мать – отчизну от врагов (рассказ о работе в тылу в годы войны). В нашем селе много было таких женщин: Рудых Прасковья Даниловна, Рудых Анна Егоровна, Аксаментова Анна Егоровна, Чертовских Фёкла Акимовна, Баранова Елена Дмитриевна, Петрова Евдокия Дмитриевна, Рудых Мария Дмитриевна. О них, этих женщинах, поэт Михаил Исаковский так сказал:
Стихотворение «Русской женщине». После дать слово женщине.
Ведущий: Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед.
2-й ученик: «Победа» - это слово со всей силой убеждённости возникает в поэтических строчках уже в самые тяжёлые дни первых испытаний:
Ведущий:
Испытало нас время свинцом и огнём,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за всё наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих ненастий недружной весны
Ждёт и нас ослепительный май.
3-й ученик: Как поразительное пророчество воспринимаем мы сегодня эти слова из стихотворения Сурикова.
Ведущий: Но не все из них, Солдаты России, вернулись домой. Многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли.
2-й ученик: Советская поэзия оплакала павших, с огромной силой передав боль расставания с теми, чью жизнь оборвала война.
Стихотворение «Его зарыли в шар земной».
3-й ученик: «Наша железная и святая обязанность – прорыдать о страданиях нашего народа, прорыдать так, чтобы услышали будущие поколения», - писал П. Антокольский.
Ведущий: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырёх лет. Кто предскажет, каким стал бы земной шар, если бы не воля и сила советского народа?» (Поёт ансамбль).
И помнит мир спасённый
Мир вечный, мир живой,
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.
1-й ученик: Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных памятников – слово поэта.
2-й ученик:
У насыпи братской могилы
Я тихо, как память стою,
В негнущихся пальцах сжимая
Гражданскую шапку свою.
И мёртвых нетленные очи,
Победные очи солдат,
Как звёзды сквозь облако ночи,
На нас не мерцая глядят.
3-й ученик: Эти великолепные строки Я. Смелякова принадлежат к тем стихам, которые – и наша память о павших, и клятва верности общему делу живых и погибших.
Звучит песня «На Мамаевом кургане»
1-й ученик:
Прошла война, прошла страда, но боль взвывает к людям: