kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная композиция "Это надо - живым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет литературно-музыкальную композицию, посвященную Курской битве. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная композиция "Это надо - живым"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»











«Это надо – живым»

литературно-музыкальная композиция







Полухина Татьяна Олеговна,

учитель русского языка и литературы,

Пилипенко Надежда Анатольевна,

учитель русского языка и литературы



















Старый Оскол, 2018

Данное мероприятие посвящено Курской битве. Поскольку новое поколение мало знает о событиях Великой Отечественной войны, наша задача эмоционально и образно рассказать о тех грозных боевых годах, вызвать интерес к своей истории, воспитать стойкую гражданскую позицию. С этой целью в композиции использовались прозаические, поэтические произведения, песни о Великой Отечественной войне.

Цель: рассказать учащимся о великом подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

-воспитание чувства гордости за наш народ и нашу страну (с использованием местного материала);

- показать противоестественность войны, антигуманность и бесчеловечность;

- показать мужество русского народа, стойкость и непреклонность человека;

-убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии.



Место проведения: актовый зал.

Участники литературно-музыкальной композиции: обучающиеся 10-11 классов.

Адресатами данного мероприятия могут быть обучающиеся разного возраста, родители, приглашенные ветераны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для показа презентаций.























На сцене развешаны военные фотографии, на которых изображены фрагменты боев на Курской дуге.

Звучит песня «Прохоровское поле» (Михаил Ножкин). На экране слайд №1 (Прохоровское поле).

На сцену выходят чтецы, одетые в военную форму времен ВОВ.

1 чтец:

Никак не могут зарасти травой

Следы от вглубь ушедшего металла,

Послушайте! Земля давно устала

От не стихающих веками войн.

Какие же найти иные мерки,

Чтобы измерить наш особый век,

В XX веке, как до новой эры,

От человека гибнет человек.

Стрела летит… земле-то каково!

Стрела летит, но человек, немея,

Не в человека целится, а в зверя,

Который первым выстрелил в него.

Я человек, но, к своему стыду,

Колумба войн не знаю и не помню.

Я не хочу вместо земли – жаровню

Передавать потомку своему!

Пусть каждый, кто о будущем мечтал,

Ту первую стрелу не забывает,

Покуда в землю падает металл,

И вновь трава расти не успевает.

2 чтец: Слышите – на земном шаре беспрерывно идет война. Только после Второй мировой войны прошло много больших и малых войн.

3 чтец:

Как странно! Ведь еще не зажила

Та рана у земли. Еще тепла всех крематориев зола,

И над развалинами тех печей взлетает угрожающе ракета.

О, люди, заступитесь за планету!

О, человек, вставай на палачей!

Инсценировка стихотворения «Последний день войны».

Звучит вальс, танцуют пары. На сцену выходят юноша и девушка и читают стихи во время танца.

Девушка:
Весна сверкала зыбким изумрудом,
Березы с распустившейся листвой
Предвосхищали золотое утро,
Но в день восьмого мая грянул бой.
Шли вражеские танки в наступленье,
И пушки не смолкали ни на миг,
Деревья белоствольные в паденье,
Как раненые, издавали крик.
И враг цеплялся, будто бы безумный,
За ветки, за разбитые стволы,
Но вздрогнул он при первом нашем штурме,
И больше он не поднял головы.
Отсвечивали пламенем овраги,
И гарь сочилась в гулкой тишине.
Капитуляции седые флаги
Враг поднимал на ели и сосне.
И вся земля открылась перед взором,
И озеро, и лес, и ручеек.
И над опушкой затянулся хором
Летящий в небе птичий островок.
Мелодией подстегнутые этой,
Из-за укрытий поднялись бойцы,
И стало ясно, что пришли с победой
Поздравить их пернатые певцы.

Юноша:
И обнялись солдаты, но короткой
Была их радость. Около живых
Лежали те, кто никогда пилотки
Уже не сдвинет с мертвых глаз своих.
Всего лишь за секунду, за минуту,
За полминуты до конца пути
То слово, что звучало им повсюду,
Не услыхать им, не произнести:
«Победа!» Не его ль четыре года
Они произносили каждый раз,
И вот лежат под синью небосвода,
Бессмертные в последний смертный час.
Над ними тишина в цвету весеннем,
Дорога рядом, что ведет домой,
Та, о которой каждый раз в сраженье
Мечтал боец и юный, и седой.
И кулаки бессильные сжимая,
Живые пред бессмертными встают.
Таким он был – тот день восьмого мая…
Девятого лишь прогремел салют.

1 чтец:

Как это спать на ходу? Как это можно так уснуть, чтобы примерзнуть к стенке окопа? И не почувствовать холода? Как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов и годами не иметь крыши над головой? И хоронить после каждого боя друзей? И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными далекими воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Как же это было на фронте – все 1418 дней войны? (Во время чтения на экране сменяются слайды со 2 по 5).



2 чтец:

История прощает нам ошибки,

Оправданным –

Не навязать вины.

Славяне мы.

В любви мы беззащитны,

А в ненависти

Праведно страшны.

Славяне мы.

Мы выше чьей-то злобы,

И нам рабами быть не суждено.

Французы взяли

Некогда Европу,

А обожглись-то

О Бородино.

Одна война спешила за другою –

Я их и перечислить не могу.

Фашизм хотел

Весь мир согнуть дугою,

А сам согнут был

В Курскую дугу.

Возможно,

Мы порою грубоваты:

То – нежности,

Что в нашем сердце, щит.

Славяне мы,

Оратаи,

Солдаты –

На том стоим!

И мир на том стоит!

(стихи В. Молчанова, белгородского поэта)







3чтец:

12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.



1 чтец:

Это святое право – оберегать родину. Русские люди всегда были мирными тружениками: пахарями, рабочими, мастерами. Но они оставляли родной дом, землю, жен и детей, брали в руки оружие и становились воинами, когда враг нападал на нашу страну.



Звучит песня «Хотят ли русские войны».



2 чтец:

Есть много мест, известных на планете,

И много мест, что трогают сердца.

Лишь скажешь: «Прохоровка» - слово это

Напомнит подвиг деда и отца.



Тогда в далеком грозном сорок третьем

Никто не знал, что через много лет

Одной из величайших битв на свете

Ту битву назовет двадцатый век.



А было лето, травы зеленели,

И аромат цветов пьянил в лугах. (слайд 6)



Но вдруг стальные птицы прилетели,

И грохот взрывов взвился в облака…



Где раньше пахарь шел со старым плугом,

Там сотни танков бешено неслись,

Сшибались в лоб, корежили друг друга,

И скрежет страшный уносился ввысь. (слайд 8)



Визг, грохот, взрывы, крики, стоны,

Где день, где ночь – никак не разобрать,

В дыму, в огне полей родных просторы,

И надо землю от врагов спасать… (слайд 9)

(М.Бирюков)

(Во время чтения стихотворения сменяются слайды 6-9)



3 чтец:

В небе над полем битвы тоже шли ожесточенные бои. И советские, и немецкие летчики пытались помочь своим наземным силам выиграть сражение. Бомбардировщики, штурмовики и истребители, казалось, закрывали небо над Прохоровкой. Один воздушный бой сменялся другим. Вскоре все небо было затянуто густым дымом от подбитых машин. На черной, выжженной земле искореженные танки горели как факелы. Трудно было понять, кто нападает, а кто защищается.



1 чтец:

Легендарный летчик Александр Константинович Горовец писал в письмах родным: “Если я не вернусь, то помните обо мне…” Много лет прошло с тех пор, как он не вернулся из боя, а память о нем жива.

Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Но не вернулся из боя. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка. (слайд 10)



Звучит песня «Погибшие в небе за родину» (Елена Камбурова). Учащиеся исполняют танец. (слайд 11)









2 чтец:

После Прохоровской битвы до самого конца войны немцы никогда не наступали, только оборонялись. В память о погибших под Прохоровкой 3 мая 1995 года к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Прохоровке был открыт Храм Святых Апостолов Петра и Павла. На мраморных плитах его стен высечены имена 7 тысяч погибших здесь воинов.

(Слайд 12)



3 чтец:

Стань на колени, руками коснись

Курской Святой земли,

Если ты веруешь, ей поклонись,

Тяжесть с души свали.

Это она в ту пору могла

Огненной зваться Дугой,

Нас сохраняла и берегла

Часть уносила с собой.

Слышишь, как тысячи этих сердец.

Слившись в одно, стучат.

Видишь, кругом проступает свинец.

Тот, что косил солдат.

Чувствуешь, дышат Герои твои.

С ними вздыхает земля,

Там, где особенно бились они.

В Прохоровке и Понырях.

Ты убедился на этих полях,

Крепко они не спят,

Прошлое видят в "Березовых снах".

Мне и тебе говорят:

"Помни, гордись, не давай никому

Эту святыню топтать.

Может, придется тебе самому

Скоро ее защищать".

Так завещают они, кто лежит

В теплых объятьях земли.

Память о них над Отчизной кружит,

Рядом и в светлой дали.

(Г. Ильин, курский поэт)

1 чтец:

В мировой истории нет аналогов Курской битве, продолжавшейся 50 дней и ночей — с 5 июля по 23 августа 1943 года. Победа в Курской битве стала решающим поворотом в ходе Великой Отечественной войны. Защитникам нашей Родины удалось остановить врага и нанести ему оглушительный удар, от которого он не смог оправиться. 23 августа был освобожден Харьков. Впервые за 2 года войны раздались залпы победного салюта. (Слайд 13)

2 чтец:

Древний град Руси от беды заслон!

Тучи черные с четырех сторон.

То ли с Юга ли,

то ль с Востока ли,

по мостам Руси кони цокали.

Курск сжигал мосты, (слайд 14)

сам горел в ночи,

о щиты татар

притупил мечи.

В поле тихий стон. В поле грай ворон.

Бился Белгород.

(слайд 15)

Дрался Грайворон.

За отца - сын, за сестренку - брат!..

Со щитом в веках Рыльск да Ольгов-град.

Грозы Запада...

Вихри Севера...

Хорошо костьми Русь засеяна!

В бронебойный век беззащитен щит.

Как вязанка дров, танк в огне трещит.

До сих пор горит - углем светится,

то ль под Медвенкой,

то ль Медведицей.

Но давно умолк орудийный гром.

Хлам войны свезли, как железный лом.

Запеклась в земле

буро-алая

наша курская

аномалия...

(Е. Полянкий, курский поэт)


3 чтец: Герой рассказа Е. Носова, курского писателя, прошедшего Великую Отечественную войну, просил:

«Я только хочу, чтобы вы … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Война уходит от нас все дальше и дальше. Уже почти не осталось ветеранов, очевидцев тех событий. Теперь это наша задача – сохранить память!

1 чтец:

Задохнулись канонады, в мире тишина.

На большой Земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть.



Как всходило солнце в гари и кружилась мгла.

А в реке – меж берегами – кровь-вода текла.

Были черными березы, долгими – года.

Были выплаканы слезы вдовьи навсегда.



Вот опять пронзает лето солнечная нить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди, - всей Земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.

(Р.Рождественский)



(Слайд 16)



Все вместе:

И сегодня тысячи людей в мире заявляют: «Нет войне!»



Вместе:

Вечная слава Героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

Вечная слава Героям!

Слава Героям! Слава!



























Библиографический список:

  1. helium1.narod.ru

  2. vale-patrushev.ru

  3. otvoyna.ru

  4. rusplt.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературная композиция "Это надо - живым"

Автор: Пилипенко Надежда Анатольевна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы "Это надо живым!" "
    ["seo_title"] => string(85) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-posviashchiennaia-dniu-pobiedy-eto-nado-zhivym"
    ["file_id"] => string(6) "209822"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431326269"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Литературная композиция по сказкам Андерсена и О. Уайльда "
    ["seo_title"] => string(62) "litieraturnaia-kompozitsiia-po-skazkam-andiersiena-i-o-uail-da"
    ["file_id"] => string(6) "177224"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424605300"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Литературная композиция: «Мы – достойная смена». "
    ["seo_title"] => string(48) "litieraturnaia-kompozitsiia-my-dostoinaia-smiena"
    ["file_id"] => string(6) "202354"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429228172"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Музыкально-литературная композиция "Весенний хоровод""
    ["seo_title"] => string(58) "muzykal-no-litieraturnaia-kompozitsiia-viesiennii-khorovod"
    ["file_id"] => string(6) "267982"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450513564"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Сценарий музыкально-литературной композиции «Ранены мы в душу тобой, Афганистан…»"
    ["seo_title"] => string(84) "stsienarii-muzykal-no-litieraturnoi-kompozitsii-ranieny-my-v-dushu-toboi-afghanistan"
    ["file_id"] => string(6) "290940"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455035212"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства