Музыкально-литературная композиция "Весенний хоровод"
- Замудрякова Наталья Валентиновна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Предварительная работа.
- На предыдущих уроках учащиеся знакомятся с разнообразием жанров русской народной песни.
- Знакомятся с творчеством композиторов, использовавших в своей музыке лучшие образцы русского народного песенного фольклора.
- Работают над домашним заданием: самостоятельно находят пословицы о временах года.
- На дополнительных занятиях овладевают техникой игры на трещотках, ложках.
Оборудование:
- Магнитофон.
- Музыкальные инструменты: трещотки, ложки.
- Фонохрестоматия к урокам музыки (4 класс).
Цели урока:
- закрепить умение различать интонационные способности русской народной музыки;
- развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;
- прививать любовь к Родине, к русской природе.
ХОД УРОКА
Дети входят в класс, исполняя весеннюю закличку:
- Кулик весна!
- На чем пришла?
- На кнутике.
- На хомутике.
Покинь сани, возьми воз мы поедем во Ростов
Весне поклониться, из родничка напиться!
- Сегодня здесь весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться!
- Собрались мы позабавиться да потешиться
Пошутить да посмеяться!
Смех вам да веселье!
Учитель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня наша встреча посвящена русскому народному творчеству (заклички, хоровод, песни, музыка). Благодаря музыке мы побываем на Руси в далеком прошлом, когда наши предки – славяне – были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери – земле. (На доске появляется иллюстрация большого яркого солнца)
Славяне считали, что природа населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо умилостивить, чтобы они не мешали человеку в труде. Все верования славян сопровождались закличками и заговорами, пением, плясками, хороводами.
Закличка, которую мы исполнили, тоже была частью народного праздника. Но какого?
Дети: Встреча весны.
Учитель: Весна! Благодатная, долгожданная! Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года. А вы знаете их?
- Март зиму кончает, весну начинает.
- Март неверен: то плачет, то смеется.
- Вешнее солнышко землю воскрешает.
- Март и снегом сеет, и солнцем греет.
Учитель: кроме пословиц есть и загадки.
- Была белая да седая, пришла зеленая, молодая. (Весна)
- Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет (Весна)
- Черный, проворный, кричит: “Крак!” - всем червякам враг. (Грач)
- Ребята, какие птицы возвращаются первыми из теплых краев? (Грачи)
Правильно, с их прилетом начинается весна! Вы знаете, на какие месяцы делится весна, а вот что каждый месяц означает?
- В народе весна делится на весну – света (март – протальник), весну – воды (апрель-снегогон) и весну – зеленой травы (май – травень).
- Март – первый месяц весны. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласковей.
- Недаром говорят: “Весна – зажги снега!” зазывали весну, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.
Учитель: слово “март” пришло к нам из Византии. Март, мартус – первый месяц весны, назван так по имени Бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда. Наши предки называли этот месяц – “сухый” (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.
“Протальником” звали из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени еще зима, а на солнышке – капель, лужи. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые “птичьи разговоры”.
Март – время прилета птиц. После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали теплую весну – красну!
В стародавние времена, когда человек одушевлял не только все живое вокруг, но и времена года, зародился обычай звать, кликать весну.
Давайте и мы весну зазывать. Какие добрые слова о весне знаете?
Исполнение заклички (дети показывают движения в хороводе).
Иди, весна!
Иди, красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью
С великой милостью!
Со льном высоким!
С корнем глубоким!
С дождями сильными!
С хлебами обильными!
Учитель: Ребята, а вы обратили внимание, что весну мы закликали – ходили по кругу. Почему?
Ребенок: Круг символ солнца, крестьянин видел в нем магические свойства, способные ускорить пробуждение природы, рост растений, увеличить приплод.
Учитель:
Улетели все метели убежали холода,
Светит солнышко сильнее, нету снега, нету льда.
Громко птицы распевают - все весну красну встречают!
Фонограмма. Выход ласточки.
Учитель:
Ласточка, ты, где была?
Что за весть принесла?
Ласточка:
За морем бывала
Весну зазывала
Несу, несу вам весну – красну!
Подлетает к двери, машет крыльями. Входит весна. Дети встали, подыгрывают на инструментах, декламируют.
Дети:
Идет матушка весна
Отворяет ворота
Первый март пришел
Всех детей провел
А за ним апрель
Отворил окно и дверь
А уж как пришел май
Сколько хочешь, гуляй!
Весна:
Вы ребята не скучайте
Весну красную встречайте
Снег да холод прогоню
Тепло с юга принесу
Побегут кругом ручьи
Брызнут солнышка лучи
Ярче вы лучи, сияйте
И земельку согревайте
Зеленейте стебельки
Расцветайте все цветки
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь птицы!
Ласточка:
Что за славный денек
Собирайся народ в хоровод!
Станем кругом ходить, да весну веселить
Хоровод заведем, дружно все запоем!
Исполнение русской народной песни: “Вот уж зимушка проходит”.
Весна:
Вы меня повеселил, позабавили
Да и я не останусь в долгу
Гостя веселого вам позову
В моем лесу живет дедушка Эхо
С ним разговаривать просто потеха
Давайте крикнем все: “Ау – у - у!”
В ответ услышим …
Эхо: У – у – у!
Весна: Cкажем все “Иди сюда!” Отвечает Эхо:
Эхо: А – А – А!
Весна: крикнем дедушке: “Ты где?” отвечает он:
Эхо: Бе – бе – е!
Весна:
Хватит дедушка шалить
Только бы тебе шутить
Иди сюда, мы ждем тебя!
Появляется Эхо.
Эхо:
Я в лесу живу
Целый день кричу
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам
Только я хочу сказать
Что люблю и поиграть,
Пошутить, побаловать!
Учитель: Дедушка, а с нашими ребятами поиграешь?
Эхо: Поиграю.
Тут мои лесные зверюшки
Прислали свои игрушки
Набрал я их целый мешок
Ну-ка, помоги мне дружок.
Вот белочки мне орешки дали
Чтобы здесь с ними вы поиграли.
Игра “Кто быстрее соберет орехи”.
- Следующая игра посложнее. Эти грибы мне ежи принесли.
Игра “Кто больше грибов соберет”.
Весна предлагает Эхо посидеть, отдохнуть.
- Пока Эхо отдыхает – девицы-красавицы пляску затевают.
Хоровод “Березка”.
Ребенок:
Я – удалый молодец
На ложках играю
Парней созываю
Братцы выходите
Девчат повеселите!
Играют на ложках.
Весна:
Залетися плетень, заплетись!
Ты завейся труба золотая!
Учитель: А сейчас мы проведем игру “Плетень”.
Русская народная игра “Плетень”
Учитель: Весну красную мы встретили, да как праздник наш прошел не заматили.
Эхо: Спасибо вам, ребятушки!
Ласточка: Что в гости нас пригласили!
Весна: Но нам пора –
Все: До свидания детвора!
Уходят.
Учитель: Наша встреча проходит в день особенный. Сегодня 21 марта, а это значит – день весеннего равноденствия. Когда день с ночью меняется. Полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день по традиции отмечали новый год – к весне поворот. Утром по-старинному русскому обычаю хозяйки напекут из теста жаворонков, смазывают их головки медом и одаривают детей. Ребятишки посадят их на высокие шесты и побегут за околицу звать птиц:
“Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите к нам водонушки
Принесите нам весну – красну
Весну – красну – лето теплое!”
Итак, наша встреча подходит к концу. Вы все ребята очень старались. Каждый музыкальный номер отличался чем-то особенным, но много в них было общего. Все номера были связаны с одним временем года и народным обрядом. Надеюсь, что наш общий праздник ускорит приход весны! А мы еще раз приобщились к культуре, традициям нашего народа!