kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Листая любимые страницы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое творчеству Ф.И.Тютчева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Листая любимые страницы»

Листая любимые страницы...

(по творчеству Ф.И. Тютчева).

Цель: создать условия для духовного развития юношества.

Задачи:

1).Познакомить с лирикой Ф.И. Тютчева и её мотивами..

2).Формировать навык выразительного чтения стихотворений.

3).Способствовать развитию умения сопереживать, чувствовать прекрасное в поэзии.

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, презентация "Лирика Ф.И. Тютчева", музыкальное сопровождение.


Слайд1 (времена года Чайковского... пока зал рассаживается)

Представление гостей.


Учитель на фоне музыки Е.Доги из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" зажигает свечи и читает стихотворение "Она сидела на полу.."

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.


После чтения музыка звучит тише и тише и уходит на нет

Учитель.

Это мои любимые строки великого русского поэта Ф.И. Тютчева. В них боль, чувство вины, грусти и великой силы любви. Они всегда рядом. Строки о письмах имеют свою историю.  Элеонора ,жена Ф.И.Тютчева, в порыве отчаяния уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. У Ф.И.Тютчева немало стихотворений , у которых есть адресаты ( к доске). Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом

Здесь собрались те, кто любит лирику великого русского поэта.

. .Мы сегодня поговорим о самых ярких страницах русского поэта 19 века. А кто из вас, ребята может вспомнить свои любимые произведения поэта.(читают желающие)

Слайд 3  

Учитель.

Лирика Ф.И.Тютчева мелодична. П.И.Чайковский, Сергей Рахманинов, Юрий Шапиро писали романсы. Одним из самых лучших романсов у Рахманинова на  слова Ф. Тютчева является "Весенние воды", полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма. Непросто спеть этот маленький шедевр, чтобы передать эти чувства, эмоции нужен красивый голос (звучит романс).

Сегодня категорию любителей поэзии Ф.И.Тютчева можно разграничить : есть те, кто окунулся в его мир природы, любви и философские мотивы. (звучит стихотворение Silentium)

Ведущий 1.

Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа.

Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Ведущая 2.

Стихи Ф.И.Тютчева близки и дороги нам, живущим в 21 веке. Теперь в полной мере подтвердились слова Некрасова, «ручавшегося», за то, что небольшую книгу тютчевских стихов «каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения».

Ведущий 1.

Наше первое знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева начиналось с шедевров о природе ещё в младших классах. Тютчев – русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир – единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы.  «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти.

Чтец 1. Ф.И.Тютчев "Осенний вечер" Слайд 4 (осень)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Чтец 2. Святая ночь на небосклон взошла (Слайд 5 вечер)

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел...

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.


На самого себя покинут он -

Упразднен ум, и мысль осиротела -

В душе своей, как в бездне, погружен,

И нет извне опоры, ни предела...

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь всё светлое, живое...

И в чуждом, неразгаданном ночном

Он узнает наследье родовое.

Ведущий 2.

«Святая ночь на небосклон вошла…» — не просто картина смены дня ночью. В нее органично вписан человек. В стихотворении Тютчева он предстает перед читателями бездомной сиротой. Обездоленность особенно остро ощущается им в ночное время. Немощный и голый стоит человек «лицом к лицу пред пропастию темной», погруженный в собственную душу как в бездну. Стихотворение начинается с противопоставления дня и ночи. Из этой антитезы возникает новая тема — философское самосознание человека.

Ведущий 1. Что такое философия?

Философия — это наука, помогающая сформировать целостную картину мира. Она занимается поиском ответов на вопросы о существовании Бога, об отношении человека и мира, о принципах бытия. Вообще термину философия нельзя дать однозначного определения, одни определяют философию как познание сущего, другие — как путь для достижения счастья путем разума, третьи — как общее мировоззрение человека. Однако, слово философия происходит от греческих «phileo» — люблю и «sophia» — мудрость, так что философия — это наука о мудрости.

Ведущий 2. А мне кажется, что Философия — это размышления о выборе или об отсутствии этого выбора. А выбираем мы постоянно и постоянно размышляем. Поэтому философия — это наши будни, наши минуты одиночества, наши ссоры и примирения, наше бытие. А поэзия здесь причём?

Ведущий 1. Что ты? К Тютчеву это имеет самое непосредственное отношение. Его лирика пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание в любви – таковы главные мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Здесь Тютчев является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе»

Чтец . (слайд 6 и остаётся надолго)

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...


Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят, - и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.


Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаём

Себя самих - лишь грёзою природы.


Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.


Ведущая2.

Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века». Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Ис­следователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся " молитвы". Это стихотворение привлекло внимание музыканта-современника Александра Иванова и он написал музыку. А наши ребята хотят представить своё прочтение этого стихотворения.

Ведущая2.

В 19 веке среди популярных развлечений молодёжи было посещение театров, балов и танцевальных вечеров. За один вечер молодые люди успевали побывать в театре, а затем потанцевать на балу. Бал – это собрание общества дам и кавалеров для танцев. Для посещения бала рассылались приглашения. Порядок танцев указывался в маленьких карточках, которые вручали каждой даме при входе на бал. Задачей бала было создание условий для общения молодёжи, выработать у них привычку следовать особому этикету, развить вкус (менуэт в исполнении учащихся 10 класса).

Ведущий2.

Именно на балах юные красавицы блистали, а кавалеры оказывали им знаки внимания. Тютчева обожали женщины, они его боготворили, он отвечал взаимностью и посвящал им свои стихотворения: "Я помню время золотое", "Эти дни были так прекрасны" или "Денисьевский цикл.." Они встречались много раз: и в Мюнхене, и в Петербурге, на балах и приемах, светских раутах и в театрах. Тютчев седел, старел, за плечами оставались горести и неудачи: смерть первой жены – Элеоноры, смерть детей, родителей, брата. Баронесса все знала о своем некогда пылком возлюбленном. Читала с интересом его статьи, опубликованные в журналах и газетах, хотя они иногда и казались ей чересчур пессимистичными. Хранила сборник стихотворений, единственный, тоненький. Улыбалась загадочно, листая его страницы …

Ведущий 1.

Он восхищался Амалией ,как Поэт, – над ней не было властно время! Прошла много времени, но все та же молочная белизна кожи, золотистые волосы, в которых не видно седины, гордый поворот головы. Она по-прежнему ласково и внимательно слушала его, не прерывала нити беседы, не замечала его тяжёлой походки, поредевших волос, морщин, избороздивших лицо. О чем она думала? Вспоминала ли Мюнхен, неудачное его сватовство, гнев отца, попытку дуэли с кузеном… Ах, как давно это было! Да и было ли? Как сон золотой. Он декламировал ей строчки, пришедшие ему в голову. Удивительные:


Ведущая 2.
Я встретил Вас - и все былое
В отжившем сердце ожило:
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осени порою
Бывает день, бывает час.
Когда повеет вдруг весною
И что- то встрепенется в нас
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты....

Ведущий 2

…Она ни разу не перебила его. Зачарованно слушала. Запоминала. Впитывала в себя. Хотя по всем светским законам приличия должна была перебить! А когда он прочел две последние строки: «...И то же в Вас очарованье/ И та ж в душе моей любовь!..», – просто благодарно протянула ему руку. Он осторожно поцеловал тонкие надушенные пальцы в кружевной перчатке. Когда поднял голову, она попыталась что-то сказать. Но только выдохнула: «Федор Иванович…».

Ведущая 2.

Первым написал музыку на это стихотворение Тютчева Сергей Донауров (Слайд 7). Потом эти строки положили на музыку композиторы Александр Спиро и Юрий Шапорин (Слайд 8). Но ни один из них не является автором чрезвычайно популярного варианта романса «Я встретил вас», который пел Иван Семенович Козловский. Козловский услышал мелодию этого варианта от замечательного актера МХАТа И.М. Москвина и сам аранжировал напев. Выходили пластинки с записью романса в исполнении Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря разысканиям музыковеда Г. Павловой удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поет Козловский, - Леонид Дмитриевич Малашкин.. ( Слайд 9) Звучит романс "Я встретил вас.." (Слайд 10)



Ведущая 1. Эти звуки поразительно волнуют нас. Не хочется больше говорить ни о чём.

Ведущий:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Источники.

1. http://detskiychas.ru/

2. http://pishi-stihi.ru/svyataya-noch-na-nebosklon-vzoshla-tyutchev.html

3.Ф.М.Тютчев.Лирика. М. 1987




5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Листая любимые страницы

Автор: Чупина Татьяна Николаевна

Дата: 17.11.2016

Номер свидетельства: 359974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Мастер класс.Структура книги. "
    ["seo_title"] => string(30) "mastier-klass-struktura-knighi"
    ["file_id"] => string(6) "131361"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416143454"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Беседа "Откуда пришла книга?""
    ["seo_title"] => string(30) "biesieda-otkuda-prishla-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "255629"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447954638"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) ""Химические реакции". "
    ["seo_title"] => string(24) "khimichieskiie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "155299"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421256954"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока внеклассного чтения "Семицветная страна или Все краски Земли""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-siemitsvietnaia-strana-ili-vsie-kraski-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "294526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650154"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Праздник Мои любимые писатели "
    ["seo_title"] => string(32) "prazdnik-moi-liubimyie-pisatieli"
    ["file_id"] => string(6) "166305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422947676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства