Личностно ориентированный подход в обучении на уроках литературы
Личностно ориентированный подход в обучении на уроках литературы
Главной особенностью новых технологий, внедряемых в образование, становится их гуманистическая направленность. Именно с разработкой идеи личностно ориентированного обучения связываются в образовательной политике переход от педагогики грамотности к педагогике развития. Это проявляется в изменении статуса предметных знаний: из основной цели обучения они превращаются в средство постижения из окружающего мира, развития их личностного мировидения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно ориентированный подход в обучении на уроках литературы»
Доклад на тему:
«Личностно ориентированный подход в обучении
на уроках литературы»
Преподаватель
Честных В. Ю.
г. Мичуринск
План:
1. Введение.
2. Основная часть.
а) Технология личностного ориентированного обучения.
б) Индивидуальный подход в обучении.
в) Дидактические игры на уроках.
г) Формы контроля знаний.
3. Заключение.
4. Приложение.
5. Литература.
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем ориентации целостной (познавательной) деятельности.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений учащегося, устойчивость проявлений, активность и самостоятельность в их осуществлении через способы учебной работы.
Активное стимулирование учащегося к самооценке образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы учащийся имел возможность выбора при выполнении заданий, необходимо стимулировать учащегося к самостоятельному выбору и использованного наиболее значимых для них способов переработки учебного материала.
Индивидуальный подход – это 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой преподаватель работает с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности учащихся в общении с ними; 3) учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого учащегося в отдельности.
Индивидуализация обучения – это 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными способностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуального обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальных подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Главной особенностью новых технологий, внедряемых в образование, становится их гуманистическая направленность. Именно с разработкой идеи личностно ориентированного обучения связываются в образовательной политике переход от педагогики грамотности к педагогике развития. Это проявляется в изменении статуса предметных знаний: из основной цели обучения они превращаются в средство постижения из окружающего мира, развития их личностного мировидения.
Преподавать предмет, при изучении которого «душа обязана трудиться», в век телевидения, кино, радио и видео очень трудно: ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Поэтому на разных этапах работы я использую игры.
Чтобы урок был увлекательным и в то же время более эффективным, на разных этапах работы по литературе я использую интеллектуальные игры-викторины, кроссворды.
При составлении кроссвордов учитываю уровень подготовленности учащихся. Кроссворд, с одной стороны, вносит в урок элемент игры, а с другой – способствует более гибкому усвоению изученного.
Игра «Пресс-конференция».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается достаточно большим объемом, вследствие этого – количество эпизодов, деталей, действующих лиц и прочих подробностей. Знакомство с ним начинается с обязательного прочтения его учащимся в полном объеме.
Экспертная группа составляет 3-4 человека. Все остальные учащиеся готовят к уроку – пресс-конференции как минимум по 2-3 вопроса каждый. Урок проходит живо и позволяет оценить знания текста не только учащихся, входящих в экспертную группу, но и всех участников действия и выявить тех, кому предстоит еще дочитать роман.
Проверка знаний литературного факта не должна вступать в противоречие с эмоциональной и нравственно-эстетической сторонами литературного образования, доставляющими учащимся особое удовольствие от прикосновения к прекрасному. Лучше, если процесс контроля станет увлекательным для ребят, будет иметь нестандартную, привлекательную форму, не вызовет у учащихся дополнительной тревоги.
Применительно к одним произведениям оптимальной формой контроля может стать викторина с внимательным отслеживанием участия в ней каждого учащегося. В другом случае это может быть пресс-конференция, когда предварительно из числа самых внимательных учащихся – читателей создается группа экспертов, которые в ходе пресс-конференции вместе с учителем отвечают на приготовленные вопросы. Третий вариант – письменный ответ на поставленные учителем вопросы (лучше по вариантам). Четвертый путь – устный зачет, проводимый в мягкой форме, но со всеми экзаменационными атрибутами – с билетами, которые можно тянуть. Пятый путь – тестовая форма проверки знаний. Поурочные – проводятся на одном из этапов отдельных уроков по текущему материалу. Тематические – проводятся по окончании изучения одного из разделов темы, к примеру, после изучения лирики Есенина или по биографии поэта. Итоговые – сопутствуют итоговому сочинению или зачету и проводятся в конце изучения большой темы.
Какую бы форму мы ни избрали, важнее всего то, что следование литературному факту прибавит точности литературной учебе, не позволит превратить процесс литературного образования в увлекательные и беспредметные разговоры ни о чем на кажущихся интересными пустых и бесполезных уроках, приучающих лишь к легковесности и абсолютному невниманию к художественному слову.
Организация таких занятий позволяет учителю самому решать трудные педагогические проблемы. А не просто быть наблюдателем, создавать более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, обеспечить творческую учебную среду, быстро реагирующую на действие участников.
Сущность профессионально-педагогического образования заключается не просто механической смене одного этапа другим. В основе преемственности всех этапов лежит идея творческого развития личности учащегося, одним словом из способов ее реализации является личностно-ориентированная технология обучения.
Тематический тест «Творчество А. Н. Островского».
1. Назовите театр, с которым сотрудничал А. Н. Островский?
а) Художественный театр; б) Малый театр; в) Театр «Современник»; г) Большой театр.
2. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А. Н. Островский?
а) «Москвитянин»; б) «Отечественные записки»; в)«Современник»; г) «Библиотека для чтения».
«Ханжа, - сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем…»
а) Катерина; б) М. И. Кабанова; в) Варвара.
5. Кому принадлежат слова:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»
а) Катерина; б) Варвара; в) Феклуша.
6. Назовите представителей «темного царства»:
а) Борис; б) М. И. Кабанова; в) Дикой; г) Тихон.
7. Когда была написана и напечатана пьеса «Гроза»?
а) 1859-1860; б) 1860-1861; в) 1861-1862.
8. Кто написал статью «Темное царство»?
а) Н. Г. Чернышевский; б) В. Г. Белинский; в) Н. А. Добролюбов.
9. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
а) Варвару; б) Катерину; в) Тихона; г) Кулигина.
Тематический тест «Творчество А. Н. Островского».
1. Назовите театр, с которым сотрудничал А. Н. Островский?
2. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А. Н. Островский?
3. Назовите три произведения А. Н. Островского.
4. О ком эти слова:
«Ханжа, - сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем…»
5. Кому принадлежат слова:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»
6. Назовите представителей «темного царства»
7. Когда была написана и напечатана пьеса «Гроза»?
8. Кто написал статью «Темное царство»
9. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
Поурочный тест «Биография С. А. Есенина»
1. С. А. Есенин родился:
а) 1895
б) 1880
в) 1885
2. Детство поэта прошло:
а) Константиново
б) Тарханы
в) Москва
3. Кто оказал влияние на творчество С. А. Есенина?
а) А. М. Горький
б) В. В. Маяковский
в) А. А. Блок
4. Эта поэма написана Есениным:
а) «Двенадцать»
б) «Анна Снегина»
в) «Во весь голос»
5. Могила поэта находится:
а) Волково кладбище в Петербурге
б) Ваганьковское кладбище в Москве
в) Святогорский монастырь близ Михайловского
Поурочный тест «Биография С. А. Есенина»
1. В каком городе родился С. А. Есенин?
2. Где прошло детство поэта?
3. Кто оказал влияние на творчество С. А. Есенина?
4. Какие вы знаете поэмы, написанные Есениным?
5. Где находится могила поэта?
Игра «Пресс-конференция»
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается большим объемом, вследствие этого – количеством эпизодов, деталей, действующих лиц и прочих подробностей.
Знакомство с ним начинается с обязательного прочтения его учащимися в полном объеме.
Экспертная группа составляет 3-4 человека. Все остальные учащиеся готовят к уроку-конференции как минимум по 2-3 вопроса каждый.
Проведение такого урока позволяет оценить знание текста учеников, входящих в экспертную группу, всех участников действия и тех, кому еще предстоит дочитать роман.
Игра «Войди в образ»
Каждая творческая группа (обычно группа делится на 5-6 творческих групп) предварительно получает задание подобрать из разных сцен произведения реплики разных героев, которые либо обращены к другому, либо кого-то из героев характеризуют.
Условие одно: группа, подготовившая реплику, должна ее интересно подать (исполнить), а отвечающим предлагается не только назвать «автора» реплики, но и вспомнить, к кому обращение или по какому поводу сказаны эти слова.
В содержании и характер игры, конечно, каждый учитель вносит свои элементы, что добавляет жизненности и значимости предложенной формы.
Литература.
1. Хомерики О. Г. Инновации в практике обучения. Педагогика – 1993-№2
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М: Народное образ.; - 1998
3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках; М: 1994
4. Подласный И. П. Педагогика; М: 1999
5. Балашов М. М. Дидактическая игра на уроке; М: Школьные технологии; - 1998; №5
6. Третьяков П. И. Управление школой по результатам; М: Новая школа; 1998