Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми
Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми
Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми (из опыта работы учителя русского языка и литературы Прилепиной И.А.) В современной школе личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но тем не менее подчеркнем: применяя личностно-ориентированное обучение, можно создать на уроке такую обстановку, когда ученику сложно будет получить неудовлетворительную оценку и остаться разочарованным, тогда и раскроются познавательные возможности каждого ребенка.
А по словам ученых, все дети являются одаренными. Для подтверждения данного высказывания вспомним классификацию видов одаренности, основанную на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:
-интеллектуальная одаренность:
-спортивная одаренность:
-художественно-творческая одаренность:
-коммуникативная одаренность:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми »
Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми.
В современной школе личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но тем не менее подчеркнем: применяя личностно-ориентированное обучение, можно создать на уроке такую обстановку, когда ученику сложно будет получить неудовлетворительную оценку и остаться разочарованным, тогда и раскроются познавательные возможности каждого ребенка. А по словам ученых, все дети являются одаренными. Для подтверждения данного высказывания вспомним классификацию видов одаренности, основанную на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:
-интеллектуальная одаренность:
-спортивная одаренность:
-художественно-творческая одаренность:
-коммуникативная одаренность:
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей . В проведении уроков и внеклассных мероприятий я придерживаюсь следующих принципов:
принцип самоактуализации
принцип индивидуальности
принцип выбора.
принцип творчества и успеха.
принцип доверия и поддержки.
Для реализации принципа самоактуализации на уроках и во внеурочной деятельности использую ролевую игру, инсценирование, в которых ребёнок может проявить свои коммуникативные и художественные способности, пропустить полученную информация через себя. Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», дети становятся теми людьми, которые жили в 19 веке. Общение происходит на темы, соответствующие тому времени. На этапе контроля и коррекции дети говорят о своих чувствах, сравнивают жизнь людей 19 в. и настоящего времени. С помощью ролей можно создать прекрасную ситуацию успеха и повысить самооценку ребенка, а у детей с чересчур завышенной самооценкой- понизить. Могут применяться и деловые игры. Например: «Точка зрения». Взгляды на искусство, природу Базарова и Павла Кирсанова. Метод драматизации помогает актуализировать чувственную сферу ребёнка и позволяет научить сопереживанию и сочувствию. Например, дети могут представить тяжёлое послевоенное детство под музыку Вивальди «Времена года» и стихотворение В. Высоцкого «Баллада о детстве»( тема Великая Отечественная война). Дети могут представить тяжелое детство Петьки под музыку… и репродукции картины В.Е.Маковского «Свидание»
2.Принцип индивидуальности. Каждый ученик должен быть самим собой, обрести свой образ. И помогает в этом метод персонификации, где, постигая мысли, чувства, черты личности литературных, исторических героев, ребёнок сравнивает их со своими, тем самым, формируя свою индивидуальность , дети могут выбирать черты характера литературного персонажа и объяснить, почему они хотят именно такую черту приобрести.( Марья Болконская и Наташа Ростова)
3.Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно го выбора, обязательно находился в ситуации нравственного выбора .При изучении любого произведения ребёнок самостоятельно решает, как бы он поступил в той или иной ситуации и почему, сравнивает себя с литературными, историческими героями. (Две жизненные позиции :Жилин и Костылин, Обломов и Штольц).
4.Принцип творчества и успеха. Творческие способности ребёнка я стараюсь реализовать через создание мини- проектов: мое хобби, моё будущее. А также через разнообразные формы рефлексии: синквейн, рисунок, размышление …
5. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности.Очень часто мы предлагаем детям продолжить фразу : мне это нужно для того, чтобы…, я согласен с позицией автора, потому что …. Это развивает веру детей в свои возможности и внутреннюю мотивацию своей деятельности.
Также развитию одаренности детей способствуют дифференцированное обучение, проектно-исследовательская деятельность, элективные курсы, внеурочнаядеятельность в рамках ФГОС.
Если говорить о деятельности классного руководителя, то работу по выявлению одаренности следует вести с 1 класса. Так как оценки в первом классе не выставляются, то достижения каждого ребенка в различных видах деятельности следует заносить в папку «Достижения класса».(Показать папку). Здесь можно увидеть рост детей по каждому предмету в различных видах деятельности. Также все достижения детей отражаются в портфолио учащихся. У каждого ученика в классе есть портфолио, по которому можно проследить рост учебной и внеучебной деятельности любого учащегося.
В своей работе классного руководителя применяю такие, на мой взгляд, эффективные формы работы:
тематические классные часы, дискуссии по нравственной тематике , классные часы ,которые заставляют детей нестандартно думать, например: «В мире интересного», «Наше творчество», «Отчего и почему?», «Что, где, когда», «Любимые книги»;
педагогическая поддержка : беседы , практические занятия ,самоанализ;
конкурс на лучший дневник, лучшее звено, конкурс читателей «Книга для всех и на все времена», творческие конкурсы «Авторское произведение»;
продвижение в СМИ (газета «Гимназист»).
Я считаю, все вышеперечисленные формы , методы способствуют развитию одаренности . По словам Ральфа Эмерсона , «учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими».