Работая в начальной школе продолжительное время, всё чаще сталкиваюсь с проблемой: дети не читают детскую литературу или читают только указанное произведение. Компьютер, интернет заменили живое слово. А ведь только самостоятельное чтение развивает воображение, мышление, творческую мысль ребёнка. Как активизировать работу ученика на уроке литературного чтения? Как заставить вчитываться в текст, «видеть» читаемое, сопереживать героям, учиться у них, оценивая их поступки?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по литературному чтению »
После раздела «Волшебные сказки» провожу викторину по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», затем продолжается эта работа во внеурочной работе. Так мы подробно знакомимся со всеми сказками писателя.
Приведу примеры вопросов викторины по сказкам Г.Х.Андерсена.
Тема: «Волшебные сказки. Литературная викторина по сказкам Г.Х.Андерсена».
(Проводится после завершения работы над разделом I..)
Цель:
Развивать интерес к чтению.
Формировать у детей тип правильной читательской деятельности.
Обучать работе с детской книгой.
Подвести итог осмысления и освоения детьми прочитанных сказок Г.Х.Андерсена, суть процесса «вчитывания» в текст.
Пополнить словарный запас учащихся.
Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.
Класс разделён на пять групп по 5-6 человек в каждой. Дети читают сказки Г.Х.Андерсена в определённом порядке:
«Стойкий оловянный солдатик».
«Дюймовочка».
«Гадкий утёнок».
«Огниво».
«Дикие лебеди».
«Снежная королева».
На прочтение каждой сказки во внеурочной работе даётся определённое время – 2-3 недели. После прочтения – выступления учащихся: «Вопросы- ответы», «забытые вещи» героев, рисунки по содержанию. Выявляются победители каждого этапа работы.
Вопросы викторины по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
Как они оказались у мальчика? (Подарили в день рождения.)
Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
Что мог сделать солдатик, чтобы его заметили на мостовой? (Закричать, но считал неприличным.)
Что решили сделать мальчишки? (Отправить солдатика в плавание.)
На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (Бумажная лодочка.)
Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
Что увидел солдатик стоя на столе? (Ту самую комнату, того мальчика, то самое окно, те игрушки, дворец, красавицу танцовщицу.)
В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печку.)
Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печку за оловянным солдатиком.)
Вопросы викторины по сказке «Дюймовочка».
Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
Какой цветок вырос из зёрнышка? (Как тюльпан.)
Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
Что было вместо вёсел? (2 конских волоса.)
Куда поставила жаба ореховую скорлупу? (На лист кувшинки.)
Какие слова говорил сын жабы? (Коакс.коакс. брекке-ке-кекс.)
Кто помог Дюймовочке уйти от жабы? (Рыбки перегрызли стебель кувшинки.)
Почему Дюймовочка смогла поплыть быстрее? (Один конец пояса привязала к мотыльку, а другой к листу кувшинки.)
Кто унёс Дюймовочку с листа кувшинки? (Майский жук.)
Чему удивлялись жучки- барышни разглядывая Дюймовочку? (2 ножки, нет щупалец, очень некрасивая.)
Где жила Дюймовочка после листа кувшинки? (В лесу.)
Почему её колыбелька не мокла под дождём? (Под листом лопуха.)
Куда пошла Дюймовочка из леса зимой? (В поле.)
К кому пришла Дюймовочка? (К полевой мыши.)
Что попросила Дюймовочка у мыши? (Кусочек ячменного зёрнышка.)
За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
Кто пришёл в гости к мыши? (Крот.)
Каким был домик крота? (В 20 раз больше, много комнат и длинный коридор.)
Кого увидела Дюймовочка в коридоре у крота? (Ласточку.)
Почему ласточка не улетела на юг? (Поранила крыло о терновый куст.)
Кто готовил ткани для приданого Дюймовочки? (4 паука ткали ткани.)
Почему Дюймовочка не упала улетая с ласточкой? (Привязалась поясом к самому большому пёрышку.)
Куда опустила ласточка Дюймовочку? (На белый лепесток цветов.)
Кого встретила Дюймовочка в чашечке лепестка? (Король эльфов. Маленький человечек.)
Самый лучший подарок эльфов? (Прозрачные крылышки как у стрекозы.)
Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».
Какое было время года? (Лето.)
Какими были лопухи? (Дети стояли в полный рост.)
Чем мир лучше скорлупы? (Просторный.)
Почему утка уселась опять в гнездо? (1 большое яйцо не лопнуло.)
Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
В какое общество ввела утка утят? (Птичий двор.)
Чему учила утят мать-утка? (Лапки наружу, здороваться «Кряк!».)
Что сделала злая утка с гадким утёнком? (Клюнула в шею.)
Кто дразнил, клевал гадкого утёнка? (Утки, куры, братья, сёстры, мать, девушка, которая кормила.)
Где очутился гадкий утёнок, сбежав со двора? (На болоте.)
Сколько дней он сидел на болоте? (2 дня.)
Что случилось с гусаками на болоте? (Застрелили охотники.)
Куда добежал гадкий утёнок? (До бедной избушки.)
Кто жил в избушке? (Старуха с котом и курицей.)
Как старуха звала кота и курицу? (Сыночком и Коротконожкой.)
Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
Что случилось с утёнком зимой в полынье? (Примёрз ко льду.)
Кто спас утёнка? (Крестьянин.)
Кого встретил утёнок весной на воде? (3 белых лебедя.)
Что увидел утёнок в воде? (Своё прекрасное отражение.)
Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех!)
Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».
Что обещала ведьма солдату? (Денег.)
Какое задание получил солдат? (Залезть в дупло.)
Какие глаза были у 1 собаки? (Словно 2 чайных блюдца.)
Какие глаза были у 2 собаки? (Мельничные колёса.)
Какие глаза были у 3 собаки? (С башню.)
Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках? (Медь, серебро, золото.)
Полушка – это сколько? (Мелкая монета – одна четвёртая копейки.)
Что просила ведьма? (Старое огниво.)
Как можно справиться с собаками? (Посадить на клетчатый передник.)
Что взял солдат? (Золото, огниво.)
Куда пришёл солдат? (В город.)
Чему удивился слуга, который чистил сапоги? (Богатый господин, а старые сапоги.)
Кем стал солдат? (Барином.)
Кого хотел увидеть солдат? (Повидать принцессу.)
Как стал жить солдат? (Ходил в театры, жил весело, раздавал бедным деньги.)
Сколько денег осталось у солдата? (2 денежки, обеднел.)
Почему солдат вспомнил про огниво? (Не было денег на свечку, думал высечь огонь.)
Что принесла 1 собака? (Мешок медных денег.)
Какой 2 приказ дал солдат собаке? (Принести принцессу.)
Как старуха фрейлина узнала про солдата? (Надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку.)
Как отметила старуха дом солдата? (Крест мелом.)
В чём хитрость королевы? (Мешочек с крупой на спину принцессе.)
Кто принёс огниво солдату в тюрьму? (Мальчик.)
Сколько монет и каких он получил? (4 серебряных монеты.)
Кто спас солдата? (3 собаки.)
Как радовались собаки? (Плясали перед каретой и кричали «ура».)
Сколько времени длился пир? (Неделю.)
Где сидели 3 собаки? (За столом, ели, пили и вертели громадными глазами.)
Викторина по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».
Сколько детей было у короля? (11 сыновей и 1 дочь Элиза.)
Чем занимались сыновья и дочь? (Ходили в школу, а Элиза рассматривала картинки в книжке.)
Как учились сыновья? (Отлично умели читать по книжке и на память.)
Что случилось в семье короля? (Умерла мать и король женился на мачехе.)
Что задумала злая мачеха? (Избавиться от Элизы.)
Что она сделала? (Отправила её в деревню к чужим людям.)
Что она сделала с принцами? (Превратила в воронов.)
Удалось ли ей довести своё злое дело? (Нет, они превратились в красивых диких лебедей.)
Какие игрушки были у Элизы? (1 листок от дерева.)
Что изменилось в жизни Элизы? (В 15 лет отправили во дворец.)
Кто помогал королеве? (3 жабы.)
Выполнили жабы задание? (Нет.)
Что сделала королева во 2 раз? (Натёрла Элизу соком грецкого ореха, она стала чёрной.)
Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства? (Картинки были живые.)
Что сделала Элиза в лесу? (Смыла в ручье черноту.)
Кто встретился на пути Элизы?(Яблоня.)
Где она оказалась? (В самой чаще леса.)
Кто встретился в чаще леса? (Старушка с корзиной ягод.)
Кого встретила она у моря? (11 лебедей с коронами на головах.)
Где живут братья? (За морем.)
Где отдыхают, перелетая море? (На 1 утёсе могут стоять тесно прижавшись.)
Как братья решили перенести Элизу через море? (Плели сетку из ивовой коры и тростника.)
Каким был утёс? (Не больше головы тюленя.)
Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев? (Фея Фата – Моргана.)
Какое растение должна нарвать Элиза? (Крапиву.)
Условие феи? (Не разговаривать, пока работает.)
Где оказалась Элиза? (В замке короля.)
Что она увидела в маленькой комнатке? (Связку крапивы и рубашку из крапивы.)
Сколько рубашек успела сплести? (6.)
Кто нашёл её в сыром подземелье? (Младший брат.)
Кто помогал плести последнюю рубашку? (Мыши, дрозд.)
Кому не успела доплести рубашку? (Младшему брату левый рукав, осталось крыло.)
Что появилось на месте костра? (Куст красных роз.)
Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
I часть – «О зеркале и его осколках»:
Какое чудо сотворил тролль? (Зеркало.)
Что случилось с зеркалом? (Упало на землю и разбилось вдребезги.)
Что видел человек с осколком зеркала в глазу? (Всё только дурное.)
А в сердце? (Сердце превращалось в лёд.)
II часть – «Мальчик и девочка»:
Какой был садик у двух бедных детей? (Побольше цветочного горшка.)
Как зимой дети смотрели друг на друга? (Через кружок от медной монеты на стекле.)
Кого увидел Кай через кружок? (Снежинку – женщину – птицу.)
Что случилось с Каем? (Осколок зеркала попал в глаз и кольнуло в сердце.)
Как изменился Кай? (Видел всё безобразие.)
Где катался Кай на санках? (На большой площади.)
За кем ехал на санках Кай? (За Снежной королевой.)
Как изменился Кай после второго поцелуя снежной королевы? (Забыл Герду, бабушку, всех домашних.)
О чём рассказал Кай Снежной королеве? (Он знает 4 действия арифметики.)
Где днём спал Кай? (У ног Снежной королевы.)
III часть – «Цветник женщины, умевшей колдовать»:
Что о Кае думала Герда? (Кай умер.)
Кто не соглашался? (Солнечный свет, ласточка и сама Герда поверила.)
Кого спрашивала Герда? (Реку.)
Что самого ценного отдала река? (Красные башмачки.)
Что случилось с Гердой? (Лодка несла по течению.)
С кем встретилась Герда? (Со старушкой.)
Что сделала старушка? (Оставила у себя, чесала волосы золотым гребешком.)
Что происходило с Гердой? (Забывала Кая.)
Чем была набита перинка Герды? (Голубыми фиалками.)
Какой цветок на шляпе старушки напомнил Герде о Кае? (Роза.)
Что сделала Герда? (Убежала от старушки.)
IV часть – «Принц и принцесса»:
Кто вспомнил, что видел Кая? (Ворон.)
Куда отправилась Герда? (Искать Кая.)
V часть – «Маленькая разбойница»:
Почему разбойники ухватились за карету? (Была золотая.)
Какие животные томились у маленькой разбойницы? (Голуби, северный олень.)
Куда унесла Кая Снежная королева? (В Лапландию.)
Назови остров (У Северного полюса, на острове Шпицберген.)
Как Герда оказалась в Лапландии? (На северном олене.)
VI часть:
На чём писала слова лапландка? (На сушёной треске.)
Что сделала финка с треской? (Сварила.)
VII часть:
Какое слово не мог сложить Кай? (Слово «вечность».)
Как Кай избавился от осколков льда? (Заплакал.)
После подведения итогов проводим итоговую викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.
Итоговая викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.
Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете?
Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
Какой цветок вырос из зёрнышка? (Похожий на тюльпан.)
Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
Что было вместо вёсел? (Два конских волоса.)
За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
Самый лучший подарок эльфов для Дюймовочки? (Прозрачные крылышки, как у стрекозы.)
Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
В какое время года происходили события с утёнком? (Лето.)
Какой высоты были лопухи? (Дети могли стоять в полный рост.)
Почему утка уселась опять в гнездо? (Одно большое яйцо не лопнуло.)
Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
Что увидел утёнок в воде? (Своё отражение.)
Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех.)
Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
Как они оказались у мальчика? (Подарили на день рождение.)
Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (На бумажной лодочке.)
Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печь.)
Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печь вслед за оловянным солдатиком.)
В конце работы подводятся итоги викторин. Награждаются победители викторины медалями и сладкими призами. Самых активных участников викторины отмечаем в классном уголке – оставил след на тропинке «Книга – лучший друг». В конце года мы провели литературный праздник совместно с учащимися 9 классов, где дети сыграли роль Г.Х.Андерсена и нам очень пригодились знания, полученные в результате литературных викторин.