kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" И с каждой осенью я расцветаю вновь."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие представляет собой небольшое театрализованное представление, целью которого является развитие интереса к судьбе и творчеству А. С. Пушкина. В нём рассказывается о значении Болдинской осени для поэта. Материал применяется во внеклассной работе. Он предназначен для учеников 7-11 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" И с каждой осенью я расцветаю вновь."»



Внеклассное мероприятие .Сценарий.

Автор: Миронова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Место работы: Филиал МБ ОУ Наруксовской СШ-Азрапинская ОШ

Данное мероприятие представляет собой небольшое театрализованное представление, целью которого является развитие интереса к судьбе и творчеству А. С. Пушкина. В нём рассказывается о значении Болдинской осени для поэта . Материал применяется во внеклассной работе. Он предназначен для учеников 7-11 класса.

Литературный вечер. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»

Цель мероприятия – поддержать и развить интерес у школьников средствами литературы, живописи, музыки, сценического искусства к судьбе и творчеству великого поэта; познакомить с одним из насыщенных и художественно совершенных периодов творческой биографии поэта – Болдинской осенью; воспитать высокие гражданские и патриотические чувства детей, эстетический вкус.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина; выставка книг поэта; портрет Н.Н.Гончаровой; фотографии Болдина.

Ход мероприятия

В глубине сцены – столик с небрежно положенными листами бумаги, гусиное перо, чернильница и желтые листья клёна. Кресла зрительного зала расставлены полукружиями перед сценой.

За столом сидит А.С.Пушкин. «Милый мой, Пётр Александрович! Расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Свадьба моя отлагается день ото дня далее… Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт. Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь…»

1-й ведущий. Поэта успокаивал, как мог, Пётр Андреевич Вяземский, старый и верный друг. У него Пушкин жил все дни до отъезда. Вяземский и его жена, княгиня Вера, проводили Пушкина до заставы. Пушкин сел в кибитку, лошади тронули, пошли рысью, и он на три долгих дня остался один со своими неотвязными мыслями… Конец лета. Тридцать первое августа 1830 года. Путь поэта лежал в сторону Нижнего Новгорода.

Концовка мелодии Глюка сменяется «Сентиментальным вальсом» П.И.Чайковского.

2-й ведущий. Болдинская осень была, остается и останется тайной. Это не только время года, любимое Пушкиным и созвучное его вдохновению. И это не только волшебной красоты болдинские пейзажи, которые и сейчас никого не оставят равнодушным. Скорее это состояние души, нервное, напряженное, с сильнейшими эмоциональными всплесками, что так необходимо для творчества.

1-й ведущий (подходит к столику, зажигает свечу, берёт листы, исписанные летящими строчками). Два листа – «Бесы». Вот рисунок пером. А за окном – луна в сентябрьской ночи Болдина. Что это? Я слышу быстрый бег тройки, образы, образы роятся непрерывной чередой: искра малая, чёрная изба, знакомая сосна…

На сцене за столом семеро участников-чтецов рассказывают каждый по одной строфе стихотворения «Бесы». (С последними словами стихотворения гаснет свеча).

2-й ведущий. «Бесы» – первое стихотворение на нижегородской земле. Тревожное, нервное, беспокойное состояние поэта выразилось в нём с особенной силой.

1-й ведущий. К моменту приезда в Болдино Пушкин достиг пика своей гениальности: он подобен Богу, потому что ему, кажется, все подвластно, его искусству не поставлены пределы.

2-й ведущий. Болдинская осень оказалась для Пушкина поистине золотой. Драгоценным золотом прекрасных произведений она одарила читателей. Здесь и «Сказка о попе и работнике его Балде», и «Повести Белкина», и заключительные страницы «Евгения Онегина», и поэмы «Домик в Коломне», «Цыганы», и «Маленькие трагедии», и стихи, стихи …

1-й ведущий. Читая «Повести Белкина», мы погружаемся в мир людей пушкинской эпохи. С огромным художественным мастерством рисует он жизнь и быт помещиков, мелких ремесленников, военных; характеры, поступки, обстановка обрисованы двумя-тремя штрихами, глубоко реалистичны.

2-й ведущий. Манера изложения, стиль, каким они написаны, были совершенно необычны для того времени. Так просто, сжато и выразительно никто ещё не писал.

1-й ведущий. Возьмём книгу и откроем наугад любую страницу «Повестей». Вот «Барышня-крестьянка».

На сцену выходит Лиза в крестьянской одежде, в платочке , с корзиной. За сценой звучит лай собаки, выстрел, девушка вскрикивает.

Алексей. Не бойся, милая, собака моя не кусается…

Лиза (притворяясь испуганной). Да нет, барин, - боюсь: она ,вишь, такая злая; опять кинется.

Алексей. Я провожу тебя, если ты боишься, ты мне позволишь идти подле себя?

Лиза. А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская…

Алексей. Откуда ты?

Лиза. Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы. (Машет кузовком). А ты, барин, Тугиловский что ли?

Алексей (странно поспешно). Так точно. Я камердинер молодого барина.

Лиза(смеясь). А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей. Почему ж ты так думаешь?

Лиза. Да по всему.

Алексей (удивленно). Однако ж?

Лиза. Да как ж барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку кличешь не по-нашему.

Алексей пытается обнять Лизу, но она уворачивается и принимает строго-холодный вид. Алексей смеётся.

Лиза (важно). Если вы хотите, барин, чтобы мы были впредь приятелями, то не извольте забываться.

Алексей (хохочет). Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!

Лиза (овладев собою после минутного смущения). А что думаешь, разве я на барском дворе никогда не бываю? Небось: всего наслышалась и нагляделась… Однако, болтая с тобою, грибов не наберёшь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим…

Алексей. Как тебя зовут, душа моя? (Пытаясь удержать Лизу за руку.)

Лиза (освобождая свои пальцы от руки Алексея). Акулиной. Да пусти ж , барин; мне и домой пора.

Алексей (настойчиво). Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью-кузнецу.

Лиза (испуганно). Что ты, ради Христа, не приходи, Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий-кузнец, прибьёт меня до смерти .

Алексей. Да я непременно хочу опять с тобой видеться.

Лиза. Ну я когда-нибудь опять приду сюда за грибами.

Алексей. Когда же?

Лиза. Да хоть завтра.

Алексей. Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?

Лиза (кивая головой). Да, да.

Алексей. А ты не обманешь меня?

Лиза. Не обману.

Алексей. Побожись.

Лиза(крестясь). Вот те святая пятница, приду.

Расстаются, расходятся в разные концы сцены.



1-й ведущий. 29 сентября из Болдина в Петербург Пушкин пишет Плетнёву: «Здравствуй, душа моя, каково поживаешь, а я, оконча дела мои, еду в Москву сквозь целую цепь карантинов. Месяц буду в дороге по крайней мере…»

Из рукописи «Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она… почти моя.»

Чтец исполняет стихотворение «Мадонна»

2-й ведущий. 30 сентября Пушкин пишет из Болдина в Москву Н.Н.Гончаровой: «Наша свадьба точно бежит от меня – и эта чума с её карантинами – не отвратительнейшая ли насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, Ваша любовь единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка… Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней всё моё счастье…»

1-й ведущий. Холера докатилась до Москвы. Пушкин волнуется за Натали и пытается прорваться через посты карантина, но тщетно. Вместо двух планируемых недель поэт остаётся в Болдино ещё на два… месяца.

Звучит фрагмент «Грустного вальса» Я. Сибелиуса.

2-й ведущий. Ноябрь болдинской осени – особенная пора. А.С.Пушкин заканчивает «Маленькие трагедии». Лирический цикл завершает стихотворение «Для берегов отчизны дальной…» Стихи, положенные на музыку А.П.Бородиным, стали одним из самых популярных русских романсов

1-й ведущий. Другу Антону Дельвигу пишет: «Я живу в деревне как на острове, окруженный карантинами. Жду погоды, чтобы жениться и добраться до Петербурга – но об этом не смею ещё думать…»

2-й ведущий. 22 ноября поэт получил долгожданное письмо Д.С.Языкова со свидетельством на выезд в Москву… Болдинская осень заканчивается.

1-й ведущий. Спустя более 150 лет с тех далёких осенних дней, в последних числах августа 1997 года, в Нижнем Новгороде прошла 4 международная пушкинская конференция «Пушкин и мировая культура». Нижегородский край дал России и мировой культуре уникальное художественное явление, оно не имеет себе равных и по праву носит имя «Болдинская осень».

2-й ведущий. И отношение к Пушкину на Нижегородчине необычное. Каждое лето в первых числах июня (ко дню его рождения), в Большое Болдино устремляются поэты, прозаики, драматурги, чтобы прикоснуться сердцем к этой святыне.

1-й ведущий. Каждую осень, в начале сентября (время, когда он впервые появился в Большом Болдине), здесь собираются пушкинисты России, ближнего и дальнего зарубежья, на ежегодные «Болдинские чтения».

2-й ведущий. Каждый год издаётся сборник статей под тем же названием («Болдинские чтения») – единственный сейчас в России пушкинский ежегодник.

Вечер заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.

Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.



Литература

Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман –исследование. – Л.:Сов.писатель, 1986.

Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С.Пушкина. – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1980.

Кезина Т.Н.Приглашаем в пушкинское Болдино. - Саранск: Кр.Октябрь, 2006.

Левина Ю. Пушкинское Болдино. – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974.

Полянских Н.Н. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. -№9

Фортунатов Н. Эффект Болдинской осени. – Н.Новгород: Деком, 1999.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" И с каждой осенью я расцветаю вновь."

Автор: Миронова Галина Михайловна

Дата: 13.09.2016

Номер свидетельства: 343634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Литературный вечер "А. С. Пушкин - "наше всё!" "
    ["seo_title"] => string(46) "litieraturnyi-viechier-a-s-pushkin-nashie-vsio"
    ["file_id"] => string(6) "137121"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417272901"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Люблю я пышное природы увяданье "
    ["seo_title"] => string(38) "liubliu-ia-pyshnoie-prirody-uviadan-ie"
    ["file_id"] => string(6) "152516"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420870451"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Музыкально-литературный вечер "Пусть не гаснет свет поэзии в душе.""
    ["seo_title"] => string(73) "muzykal_no_litieraturnyi_viechier_pust_nie_ghasniet_sviet_poezii_v_dushie"
    ["file_id"] => string(6) "362587"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480102567"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «А. С. Пушкин – великий русский поэт» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-piedaghogha-i-dietiei-nod-po-tiemie-a-s-pushkin-vielikii-russkii-poet"
    ["file_id"] => string(6) "242504"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445475816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "сценарий День знаний "
    ["seo_title"] => string(22) "stsienarii-dien-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172681"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423845470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства