Доклад "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Доклад "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" »
«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.
На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Система работы, которая помогает мне выявить знания, умения и навыки детей, научить их творчески мыслить и углублять полученные знания, включает в себя:
- обычный урок русского языка или литературы;
- уроки - презентации;
-проектные уроки;
- групповую и парную работы;
- многообразные формы внеклассной работы;
- индивидуальную работу с одаренными школьниками;
- самостоятельную работу самого школьника;
- итоговую диагностику;
- коррекцию своей деятельности.
Работа с детьми требует от учителя определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность обучающихся, умения направлять различные виды их творческой деятельности.
В содержании предмета «Русский язык» есть два типа учебного материала, которые можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания: во-первых, это теоретические сведения, например, «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
1. Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала на патриотические темы: мы составляем тематические тексты, подбираем художественные и публицистические тексты, это всё используется в дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании сочинений, изложений.
2. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) -Родная сторона - мать, чужая – мачеха;
Родина - мать, умей за неё постоят
Жить — родине служить.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Дружно за мир стоять — войне не быватьЧеловек без Родины – что соловей без песни; Чужбина - калина, родина - малина;
3.Тема “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке; Где выросла сосна, там она и красна; Своя земля и в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Русский в словах горд, в делах тверд;
“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) – Своя земля и в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
За морем теплее, а у нас светлее; Дым отечества светлее чужого огня и т.д.
Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм?
Благодатным материалом являются пословицы и поговорки.
Пословицы использую при изучении темы «Правописание – тся и — ться в глаголах»
Например, вначале записываем пословицы :
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
Всякий человек в деле познается.
Где кто родится, там и пригодится.
прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:
- Какая из этих пословиц применима к делам вашего класса?
- Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?
Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
3. Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Кроме того, при проведении словарно-орфографической работы я обращаю внимание детей на лексическое значение слова. Например, слово «Отечество» происходит от слова «отец», в тоже время привычным является словосочетание «Родина – мать». И здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
- желания детей получить тепло, ласку, возможности быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
И когда мы говорим на уроках о проявлении патриотизма через любовь и интерес к истории своей семьи, к тому, как история страны преломилась в судьбах родных и близких людей, в воображении детей включаются эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству)
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, я использую следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;(изложение в 6 классе о Минине и Пожарском, о Кремле в Новгороде,
2. Фронтальную беседу, раскрывающую смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
4. Внеурочные встречи, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений;
5. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.( «Что такое Родина?» 8 класс )
6.Работа с текстами упражнений , взятых из художественных произведений русских классиков, являющихся эталоном литературного языка.
Средствами решения воспитательных задач являются создание проблемных педагогических ситуаций, проведение деловых игр, обсуждение вместе с обучающимися волнующих их вопросов.
7.Один из приемов, которые я использую, - определение понятий. Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности. Например, на доске большими буквами «Любовь». Прошу детей дать по одному определению любви. Например, «светлая», «нежная», «волшебная», «жертвенная» и.т.д. Предложите каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, «мама», «свет», «природа» и т.д. Все ответы напишите на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений напишите общее определение любви. Таким же образом можно давать определение любому понятию. Этот же прием использую на уроке литературы .Мы определяли ,что такое милосердие.
Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм?
Благодатным материалом являются пословицы и поговорки.
Любовь к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.
Одна из важнейших сторон патриотического воспитания — воспитание любви к родной природе.
Игорь Северянин писал:
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на Земле в красоте!
Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя — развить интерес к родной природе, любовь к ней.
Это чувство — одно из проявлений любви к родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.
Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, художникам, композиторам.
В упражнениях учебников, методических пособий для 5, 6 классов много текстов, темой которых является описание природы, — это отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, В. Пескова, И.С.Тургенева и многих других.
Например, при закреплении темы «Приставки пре- и при-» использую текст
В. Пескова, который представлен вашему вниманию на слайде:
«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.
Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»
А при закреплении темы «Роль имени существительного в речи» в 5 классе я предлагаю учащимся тексты стихотворений русских поэтов, например,
А.А. Фета:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
А.А. Фет
или строки стихотворения С. Аксакова:
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.
Опять осенняя погода!
И, мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она:
Люблю я это время года.
В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина.
Систематическая работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Любимый уголок природы», «Мой край», «Улица моего детства». Такие сочинения бывают очень интересными. Дети видят красоту в самом обыкновенном.
При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи художников, музыка известных композиторов.
На уроках по развитию речи при написании сочинении по картинам русских художников ученики учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать родную природу.
Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.
Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.
Таким образом, русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин...
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
^ Патриотическое воспитание на уроках литературы. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Повседневная работа на уроках литературы над основными видами устных и письменных работ прекрасно сочетается с выполнением задач патриотического воспитания.
Изучая творчество Лермонтова, нельзя не отметить, что многие лирические строки поэта наполнены любовью к Родине. Выразительное чтение учителем стихотворения "Родина" помогает учащимся осознать общий пафос стихотворения, в котором поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов продолжает размышлять о своей "странной любви" к Родине. Главным при анализе стихотворений является ответ на вопрос: «Какие картины, образы, краски использует поэт, чтобы выразить любовь к Родине? Является ли «чувство Родины» главным в творчестве Лермонтова. В качестве итога работы обучающиеся пробуют сочинить небольшое стихотворение или продолжить рассказ, начинающийся словами «Россия – это…»
В «Слове о полку Игореве»( 9 класс) центральным является образ Родины. В нем воплощены чувства восхищения, гордости и чувство боли за судьбу страны.
Образ Руси многогранен. Он и в рефрене: «О Русская земля! Уже ты за холмом!», в котором обращение играет роль олицетворения. Он и в образе дороги, в описании обширных пространств, которых авторская мысль обозревает словно с высоты: «Кони ржут за Сулою - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги и Путивле»; «Девицы поют на Дунае — вьются голоса через море до Киева». Образы природы одухотворяют, олицетворяют образ Руси, она словно волнуется, печалится, радуется за своих детей: «земля гудит, реки мутно текут», «тоска разлилась по Русской земле», «тьма гнет прикрыла», «стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей», «солнце светится на небе», «страны рады, города веселы». Русская земля изображена как единство людей и природы. Автор, по словам Д.С. Лихачева, «ощущает родину как единое огромное и живое существо». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в других произведениях русской литературы; разбирая поступок князя Игоря, ученики отвечают на вопросы:
Что подтолкнуло князя совершить такой поступок? Какими чертами наделяет автор природу?
Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью?
Как на фоне одухотворенного образа Русской земли автор изображает половецкую землю?
Какие сюжеты, образы, мотивы приемы устного народного творчества использовал автор «Слова...»?
.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 6 классе мы читаем « Повесть о Петре и Февронии Муромских» . В произведении затрагиваются темы любви, преданности, верности слову и долгу, святости поступков и желаний. Попутно обговариваем ,что
с 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.
В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.
Много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.
В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для нравственно-патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Поэзия 19-20 вв. века А.С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро»), М.Ю. Лермонтова «Утес», С. Есенина «Пороша», Рубцова . Поэзия великих мастеров учит видеть прекрасное ,красоту родной природы.Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. В 7 классе при изучении стихотворения Лермонтова « О чем волнуется желтеющая нива». Мы работаем над вопросами:
–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?
- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?
Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.
8. Перед анализом стихотворения проводится словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
Такая словарная работа не только обогащает словарный запас учащихся , но и заставляет задуматься над темами души, покоя, покаяния .
Тема родины ,служения народу, родине затронута в стихотворении Габдуллы Тукая « Пара лошадей».6 класс.
В литературе для среднего звена очень много произведений воспитывающих в детях милосердие, отзывчивость и гуманность : Ф.М. Достоевский « Мальчик у Христа на елке», В.В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям», И.С. Куприн « Белый пудель», «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. и др. Беседуя над произведениями, обсуждая поступки героев, учащиеся учатся понимать мир, отличать истину и ложь, добро от зла, прекрасное и безобразное.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне»,изучаемая в 8 классе. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» (6 класс) ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. После прочтения повести написание сочинения .
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне. В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Духовно-патриотическое воспитание находит продолжение и в внеурочное время . В своей деятельности я руководствуюсь теоретическими положениями крупнейшего педагога В.А. Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Патриотизм начинается с любви к своей семье: родителям, братьям, сестрам, близким людям.
Мною проводятся разные мероприятия , способствующие тесной связи ребенка и семьи, воспитывающие в детях любовь и уважение к взрослым. Осенью мы с классом провели праздник, посвященный Дню Матери. Учащиеся читали стихи собственного сочинения, пели песни , выступали с танцевальными номерами, выражая благодарность своим мамам.
К 70-летию снятия Блокады Ленинграда мною был проведен классный час «Дети блокадного Ленинграда» , на котором звучали песни о войне в исполнении ребят, стихи поэтов-блокадников, презентация со страшными картинами того времени, сообщения о блокаде . Это был урок мужества, стойкости, терпения, героизма.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то я считаю свою задачу выполненной.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}