Интеграция технологического и прфессионального образования.
Аннотация: данная статья посвящена использованию технологии интегри-рованного обучения в профессиональных образовательных организациях, готовящих рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Цели использования данной технологии: содействовать активизации познавательной деятельности обучаемых, использованию информационных технологий в овладении знаниями по предметам профессионального цикла, воспитание самостоятельности, внимательности, аккуратности в работе.
В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, основными приоритетами внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования становятся развитие системы его модернизации и повышение качества образования. Еще несколько лет назад образовательный процесс ограничивался тем, что необходимую информацию обучающиеся получали из лекций преподавателя, учебников, справочной литературы и т.д. Но в условиях становления и развития современного информационного общества, педагог должен вносить в учебный процесс все новые и новые методы подачи информации: за короткий промежуток времени научить обучающихся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации; организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщённого познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесём следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью которого является изучение целой темы или какого-то понятия в межпредметном контексте. Знания становятся более осмысленными, обучающиеся глубже вникают в изучаемый вопрос.
Данная образовательная технология предполагает использование различных типов уроков: урок усвоения новых знаний; урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; урок контроля и проверки знаний и умений; контрольно-обобщающий. Могут выбираться различные виды уроков: зачет, викторина, конкурс, творческий отчет, контрольная работа, защита творческого проекта и другие. Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности обучающихся. Они начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между дисциплинами и явлениями. Но необходимо учитывать, что взаимосвязь нескольких учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной обучающимся. Поэтому структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимосвязанностью интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока; большой информативной емкостью учебного материала, применяемого на уроке. В конце урока все обучающиеся должны самостоятельно осознать те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. На этапе закрепления педагоги должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы. К подготовке интегрированного урока можно привлекать и обучающихся, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, урок уже делается ролевым. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагогов. Это не только новый этап в их профессиональной деятельности, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с группой. Интеграция дает возможность для самореализации и творчества педагогов, способствует раскрытию способностей обучающихся.
Интеграция в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий и технологии интегрированного обучения позволяет нашим педагогам решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, способствует развитию не только профессиональных, но и общих компетенций. Будущие выпускники смогут легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике; критически мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, уметь работать сообща, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества. В своей работе я активно использую методику проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий совместно с преподавателями, на которых использую различный материал изучаемых тем дисциплин для применения в будущей профессиональной деятельности.
Применение технологии интегрированных уроков в моей работе имеет определённый результат:
•в эмоциональном развитии обучающихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
•в повышении уровня знаний по предмету;
•в изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении есте-ственных взаимосвязей между изучаемыми предметами;
•в росте познавательного мышления обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
•во включении обучающихся в творческую, исследовательскую деятель-ность, результатом которой могут быть их собственные рефераты, доклады и проекты;
•происходит подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.
Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен учитывать противоречия сущности познания. Альтернативность и вариативность мышления - возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.
Подводя итоги проведенного теоретического и практического исследования проблемы интеграции содержания образования в школе, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Литература
-
http://school.msk.ort.ru/ Малофеев, Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы
-
Киселев Г.М. и др. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник. – М.: Дашков и К°:, 2012
-
Щепотин А.Ф., Федоров В.Д. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
-
Михеева Е.В. Информационные технологии: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.