kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чтобы дети любили читать". Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди самых часто задаемых вопросов на родительском собрании в 5-6 классах бывает вопрос о том, как заставить ребёнка читать? Эта статья поможет классному руководителю ответить на этот сложный родительский вопрос. А учителю литературы организовать чтение для учеников 5-6 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Чтобы дети любили читать". Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса.»

Чтобы дети любили читать

Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса



Среди самых часто задаваемых вопросов на родительском собрании бывает вопрос о том, как заставить ребёнка читать?

Я работаю учителем литературы уже 31 год. С первого года работы была классным руководителем. Проводя родительские собрания с 5 по 11 класс, сталкивалась с одинаковыми проблемами. Проблема, которая мучила родителей всегда: почему даже в читающих семьях, где родители имеют высшее образование, иногда и два, дети не читают книги?

На собрании родители интересуются: «Как заинтересовать ребёнка чтением книг?» Конечно, прежде всего задаю им вопрос: «А Вы читаете книги? Нет, не в школьные годы, когда вы учились и вам задавали программные произведения. И не в вузе, где порой приходилось перечитывать тома произведений художественной или специальной литературы. А сейчас?» Родители бывают удивлены этим вопросом. Потому что это и есть ответ: «Нет….» - «А когда нам читать? Работа!»

Так что же мы хотим? Ребёнок учится, растёт и не видит, что родители читают книги. И уж крайне редко вечерами мамы и папы обсуждают прочитанную книгу со своим сыном или дочкой. Современные дети всё чаще сидят у компьютеров, планшетов, что, конечно же, не предполагает совершенствование навыка чтения.

Разумеется, чтобы подросток полюбил книгу, надо этот интерес к чтению воспитывать. А ведь как получается? Пока ребёнок маленький и читать не умеет, мама или бабушка, папа, дедушка читают книжки-малышки и радуются вместе со своим малышом новым эмоциям, открытиям. Обсуждают с ребёнком сюжет произведения, героев – это уже в возрасте, более близкому к детсадовскому. Затем эта функция переходит к воспитателю детского сада. Затем ещё рывок – перед школой - родители стараются привить интерес к чтению, расширить кругозор ребёнка. Иногда родители читают ребёнку книгу, чтобы заполнить образовавшееся свободное время, семейными вечерами собираясь все вместе.

И вот ребёнок становится школьником. Подготовка домашних заданий, чтение обязательной литературы приводит к тому, что времени и сил на художественную литературу не хватает.

Ребёнок переходит из класса в класс, у него появляются новые увлечения. Он себя пробует в разных направлениях. А когда ж читать?

Интересуюсь у родителей: «Какую последнюю книгу вы прочитали? Что вы прочитали с вашим ребёнком вместе?» Ответ всё тот же…

Бывает, что родители просят и даже требуют: «Заставьте наших детей читать! Дайте список! И побольше!» Пытаются перевести проблемы с чтением книг на учителя литературы. Радует, что их желание заставить читать правильное. Проблема в незнании методов.

Конечно, в школе, на уроке мы читаем, и немало произведений. Но вот все ли дети читают? Думаю, что ответ очевиден. Как же заинтересовать ребёнка чтением книг?

Существует много форм и методов привития интереса к чтению у подростка 11-12 лет.

Общение с книгой, перелистывание страниц, просмотр иллюстраций помогает подростку наиболее осознанно воспринимать прочитанное. Задача родителей в этом возрасте давать ребёнку в руки не планшет, а книгу. Чаще всего время для совместного чтения остаётся вечером, и родителям нужно знать и не игнорировать чтение произведения перед сном.

Уважаемые родители, найдите время и приведите своего ребёнка в библиотеку.

Если ребёнок плохо читает, то интерес к чтению у него пропадает, а для хорошего чтения нужна тренировка. Заставить ребёнка читать - это мучение для родителей, значит, надо его заинтересовать.

Даже в 5-6 классе надо читать книжки на ночь вместе с детьми. Прочитав немного, сошлитесь на то, что устали и попросите ребёнка прочитать небольшой отрывок самому. Помогайте своему ребёнку, не критикуйте и не торопите его. Здесь большую роль играет похвала. Каждый родитель выбирает свой способ поощрения. Психологи утверждают, что нужен 21 день ежедневных занятий, чтобы образовалась привычка к чтению.

Помимо того, что надо научить ребёнка читать, необходимо научить его понимать прочитанный текст. Уважаемые родители, найдите время для общения со своим ребёнком. Спросите его, о чём он прочитал, составьте с ним вместе кроссворд по прочитанному произведению, нарисуйте героя, охарактеризуйте его, дайте оценку его поступкам, обсудите, чему нас учит данное произведение, тем самым формируя в ребёнке нравственные и культурные ценности.

А теперь ещё одна форма – Читательский дневник. Читательский дневник позволяет школьнику не просто читать художественное произведение, но и анализировать его. И лавная роль здесь отведена родителям, сам по себе ваш ребёнок не будет заниматься анализом поступков героев и морали. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок подходил к чтению осознанно, необходимо на первых порах заполнять дневник вместе с ним. И когда вы увидите, что у ребёнка сформировался навык анализировать текст, тогда можно просто спросить в устной форме, что написано в дневнике. Родители могут возразить: «Зачем записывать, когда можно обсудить устно?» – «Кроме зрительной и слуховой, существуют и другие виды памяти. Мышечная память пальцев рук не только помогает закрепить знание произведения, но и формирует предпосылки грамотного письма. Детям, у которых нарушена память это особенно важно».

На собрании можно помочь родителям выбрать различные варианты. Можно выслушать советы и от самих родителей, тех, у которых детей невозможно оторвать от книги. Это будет целесообразно для тех мам и пап, кто привык слушать советы от родителей-ровесников.

Ещё несколько рекомендаций родителям от моих коллег:

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

  • На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и  за какой срок).

  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

  • В доме должна быть детская библиотека. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

М.И. Мерзлякова,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Перми




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 12.07.2017

Номер свидетельства: 423993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Литература, ушедшая в прошлое "
    ["seo_title"] => string(35) "litieratura-ushiedshaia-v-proshloie"
    ["file_id"] => string(6) "197377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428238010"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Родительское собрание :"Чтение - лучшее учение." "
    ["seo_title"] => string(55) "roditiel-skoie-sobraniie-chtieniie-luchshieie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427957054"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка родительского собрания на тему " Важность чтения в начальном звене""
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-roditiel-skogho-sobraniia-na-tiemu-vazhnost-chtieniia-v-nachal-nom-zvienie"
    ["file_id"] => string(6) "253049"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447511862"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Библиотечный урок как средство обучения"
    ["seo_title"] => string(45) "bibliotiechnyi-urok-kak-sriedstvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312176"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316052"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства