"Чтобы дети любили читать". Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса.
"Чтобы дети любили читать". Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса.
Среди самых часто задаемых вопросов на родительском собрании в 5-6 классах бывает вопрос о том, как заставить ребёнка читать? Эта статья поможет классному руководителю ответить на этот сложный родительский вопрос. А учителю литературы организовать чтение для учеников 5-6 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Чтобы дети любили читать". Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса.»
Чтобы дети любили читать
Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса
Среди самых часто задаваемых вопросов на родительском собрании бывает вопрос о том, как заставить ребёнка читать?
Я работаю учителем литературы уже 31 год. С первого года работы была классным руководителем. Проводя родительские собрания с 5 по 11 класс, сталкивалась с одинаковыми проблемами. Проблема, которая мучила родителей всегда: почему даже в читающих семьях, где родители имеют высшее образование, иногда и два, дети не читают книги?
На собрании родители интересуются: «Как заинтересовать ребёнка чтением книг?» Конечно, прежде всего задаю им вопрос: «А Вы читаете книги? Нет, не в школьные годы, когда вы учились и вам задавали программные произведения. И не в вузе, где порой приходилось перечитывать тома произведений художественной или специальной литературы. А сейчас?» Родители бывают удивлены этим вопросом. Потому что это и есть ответ: «Нет….» - «А когда нам читать? Работа!»
Так что же мы хотим? Ребёнок учится, растёт и не видит, что родители читают книги. И уж крайне редко вечерами мамы и папы обсуждают прочитанную книгу со своим сыном или дочкой. Современные дети всё чаще сидят у компьютеров, планшетов, что, конечно же, не предполагает совершенствование навыка чтения.
Разумеется, чтобы подросток полюбил книгу, надо этот интерес к чтению воспитывать. А ведь как получается? Пока ребёнок маленький и читать не умеет, мама или бабушка, папа, дедушка читают книжки-малышки и радуются вместе со своим малышом новым эмоциям, открытиям. Обсуждают с ребёнком сюжет произведения, героев – это уже в возрасте, более близкому к детсадовскому. Затем эта функция переходит к воспитателю детского сада. Затем ещё рывок – перед школой - родители стараются привить интерес к чтению, расширить кругозор ребёнка. Иногда родители читают ребёнку книгу, чтобы заполнить образовавшееся свободное время, семейными вечерами собираясь все вместе.
И вот ребёнок становится школьником. Подготовка домашних заданий, чтение обязательной литературы приводит к тому, что времени и сил на художественную литературу не хватает.
Ребёнок переходит из класса в класс, у него появляются новые увлечения. Он себя пробует в разных направлениях. А когда ж читать?
Интересуюсь у родителей: «Какую последнюю книгу вы прочитали? Что вы прочитали с вашим ребёнком вместе?» Ответ всё тот же…
Бывает, что родители просят и даже требуют: «Заставьте наших детей читать! Дайте список! И побольше!» Пытаются перевести проблемы с чтением книг на учителя литературы. Радует, что их желание заставить читать правильное. Проблема в незнании методов.
Конечно, в школе, на уроке мы читаем, и немало произведений. Но вот все ли дети читают? Думаю, что ответ очевиден. Как же заинтересовать ребёнка чтением книг?
Существует много форм и методов привития интереса к чтению у подростка 11-12 лет.
Общение с книгой, перелистывание страниц, просмотр иллюстраций помогает подростку наиболее осознанно воспринимать прочитанное. Задача родителей в этом возрасте давать ребёнку в руки не планшет, а книгу. Чаще всего время для совместного чтения остаётся вечером, и родителям нужно знать и не игнорировать чтение произведения перед сном.
Уважаемые родители, найдите время и приведите своего ребёнка в библиотеку.
Если ребёнок плохо читает, то интерес к чтению у него пропадает, а для хорошего чтения нужна тренировка. Заставить ребёнка читать - это мучение для родителей, значит, надо его заинтересовать.
Даже в 5-6 классе надо читать книжки на ночь вместе с детьми. Прочитав немного, сошлитесь на то, что устали и попросите ребёнка прочитать небольшой отрывок самому. Помогайте своему ребёнку, не критикуйте и не торопите его. Здесь большую роль играет похвала. Каждый родитель выбирает свой способ поощрения. Психологи утверждают, что нужен 21 день ежедневных занятий, чтобы образовалась привычка к чтению.
Помимо того, что надо научить ребёнка читать, необходимо научить его понимать прочитанный текст. Уважаемые родители, найдите время для общения со своим ребёнком. Спросите его, о чём он прочитал, составьте с ним вместе кроссворд по прочитанному произведению, нарисуйте героя, охарактеризуйте его, дайте оценку его поступкам, обсудите, чему нас учит данное произведение, тем самым формируя в ребёнке нравственные и культурные ценности.
А теперь ещё одна форма – Читательский дневник. Читательский дневник позволяет школьнику не просто читать художественное произведение, но и анализировать его. И лавная роль здесь отведена родителям, сам по себе ваш ребёнок не будет заниматься анализом поступков героев и морали. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок подходил к чтению осознанно, необходимо на первых порах заполнять дневник вместе с ним. И когда вы увидите, что у ребёнка сформировался навык анализировать текст, тогда можно просто спросить в устной форме, что написано в дневнике. Родители могут возразить: «Зачем записывать, когда можно обсудить устно?» – «Кроме зрительной и слуховой, существуют и другие виды памяти. Мышечная память пальцев рук не только помогает закрепить знание произведения, но и формирует предпосылки грамотного письма. Детям, у которых нарушена память это особенно важно».
На собрании можно помочь родителям выбрать различные варианты. Можно выслушать советы и от самих родителей, тех, у которых детей невозможно оторвать от книги. Это будет целесообразно для тех мам и пап, кто привык слушать советы от родителей-ровесников.
Ещё несколько рекомендаций родителям от моих коллег:
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
В доме должна быть детская библиотека. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
М.И. Мерзлякова,
учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Перми