kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Человек. Писатель. Личность

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Почему я сейчас больше всего увлекаюсь историей? От того ли, что современная жизнь мне не интересна? Нет, вовсе нет! Я люблю сегодняшний день, сегодняшнюю жизнь. Все -  это жизнь моих потомков. Я сейчас оглядываюсь назад потому, что мои знания от этого становятся содержательней, мой кругозор — шире. Когда я не знал жизнь, я не думал об истории, а сейчас… Дерево чем выше поднимается, тем глубже его корни уходят в землю. Так и человек. Чем больше он думает о будущем, тем больше хочет знать о прошлом. Иначе, будущее не построить». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Человек. Писатель. Личность»

Северо-Казахстанский медицинский колледж

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

Абулкина А. Б. ______________


Главное, однако, в том, что «Кочевники» обладают своей ценностью и литературной судьбой, независимых ни от прошлых, ни от теперешних конъюктур.

Чингиз Айтматов


Человек. Писатель. Личность.

Ответственные: Ильясова О. Х.

Абулгазина С. Р.

Дегтярева И. А.

Федоровых Л. Ю.










г. Петропавловск

Мақсаты: Қазақстанның халық жазушысы І. Есенберлиннің өмірі мен шығармашылығы жөнінде мағлұмат беру, трилогияның мазмұны мен кейіпкерлерімен таныстыру, қазақ халқының тарихи шежіресін түсіндіру.


Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством участника Великой отечественной войны, писателя, драматурга, сценариста Ильяса Есенберлина, показать незаурядный яркий талант его творчества. На примере его произведений, воспитывать чувство патриотизма у студентов, прививать любовь к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: Книжная выставка, посвященная творчеству Ильяса Есенберлина; интерактивная доска слайды и видеоролики, посвященные жизни и творчеству писателя, предметы быта казахского народа

Ход мероприятия:

1. Звучит песня «Балапан қаз»халық әні көшпенділер фильмінен

2. Вступительное слово

3. Выступление домбриста

4. Буктрейлер по трилогии «Кочевники»

5. Выступление чтецов

6. Звучит песня «Қазақстан»

7. Видеоролик о батырах

8. В конце мероприятия звучит песня «Қазақ елі»


1-Жүргізуші:

Армысыздар құрметті ұстаздар мен оқушылар!

Ұлт мақтанышы болған, қазақ әдебиетінде өзіндік орны бар драматург, халық жазушы Ілияс Есенберлиннің 100 жылдығына арналған « Ұлт мақтанышы Ілияс Есенберлин 100 жаста» атты әдеби кешімізге қош келдіңіздер!


ВЕДУЩИЙ:


2015 год для Казахстана богат знаменательными датами: 170-летие со дня рождения великого казахского поэта, композитора Абая Кунанбаева, 20 лет со дня принятия Конституции РК и создания Ассамблеи народа Казахстана. Также значительными, важными общественно-политическими датами являются 70-летие Великой Победы и 550-летие образования казахской государственности. И вот с этими событиями перекликается сообщение Национальной академической библиотеки о том, что книгой года для всеобщего прочтения в рамках республиканской акции «Одна страна — одна книга» Организационный комитет определил трилогию «Кочевники», участника Великой отечественной войны, писателя, драматурга, поэта, сценариста Ильяса Есенберлина Празднование векового юбилея одного из самых почитаемых в народе классиков казахской литературы Ильяса Есенберлина проходит под эгидой ЮНЕСКО.



ВЕДУЩИЙ:

В краю отцов остался след тулпара
И та мечта, что предков волновала,
И шепотом поющая домбра,
Что песнь на полуслове обрывала.


ИСПОЛНЕНИЕ ДОМБРИСТА


2- Жүргізуші:

Ілияс Есенберлин 1915 жылы қазіргі Ақмола облысы, Атбасарда туған. Жазушы Алматыда1983 жылы қайтыс болған. 1940 жылы Қазақ тау-кен институтын т бітірген. Ұлы Отан соғысына қатысқан. Соғыстан кейінгі жылдарда филармонияны, «Жазушы» баспасын басқарады.

Қазақ әдебиетінде І. Есенберлин жазған романдарының саны ең көп аса көрнекті жазушылардың бірі. Алғаш 1945 жылы Сұлтан, Айша дастандары жарық көрді. І. Есенберлиннің Айқас (1966ж), Қаһар (1969ж),Алмас қылыш (1971), Маңғыстау майданы, Аманат (1978) романдары,Алтын Орда трилогиясы (1982,1983) жарияланды.


АВТОР:

«Почему я сейчас больше всего увлекаюсь историей? От того ли, что современная жизнь мне не интересна? Нет, вовсе нет! Я люблю сегодняшний день, сегодняшнюю жизнь. Все - это жизнь моих потомков. Я сейчас оглядываюсь назад потому, что мои знания от этого становятся содержательней, мой кругозор — шире. Когда я не знал жизнь, я не думал об истории, а сейчас… Дерево чем выше поднимается, тем глубже его корни уходят в землю. Так и человек. Чем больше он думает о будущем, тем больше хочет знать о прошлом. Иначе, будущее не построить». 

ӘН: «ҚАЗАҚСТАН»

1-Жүргізуші:

Жазушы Ілияс Есенберлин өзінің тарихи трилогиясында қазақ елінің ХV- ХІХ ғ.ғ тәуелсіздік үшін табанды күрестерін көркем суреттейді. Осы жолдағы қыруар қиындықты, ішкі қайшылықтарды, адам қатынастарын, олардың әрекеті мен мінез құлықтарын, сырт жаулармен шайқаста шыныққан бірлікті, дәстүрді, салт –сананы көрсетеді. Тарихи жазба деректерге, шежіре мағлұматтарына, аңыз әңгімелерге сүйене отырып, қаламгер қазақ халқының тарихының аса маңызды тұстарын ашып, көптеген тарихи қайраткерлердің көркем тұлғасын жасайды

ВЕДУЩИЙ :


Ильяс Есенберлин родился 10 января 1915 года в Атбасаре в семье столяра.

Ильяс с братом Равнаком рано осиротели, их родители умерли во время эпидемии черной оспы. Брата приютили родственники, а девятилетний Ильяс стал беспризорником. Ослабшего, больного, почти умирающего от голода, его определили в детский дом.

ВЕДУЩИЙ :

Во время учебы в школе Ильяс проявил удивительные математические способности: он умел быстро анализировать и систематизировать различные явления и события, а кроме того, очень любил и хорошо знал казахский фольклор, с удовольствием читал мировую литературную классику, рисовал, любил лошадей. По характеру он был жизнелюбом и оптимистом, обладал сильной волей, огромным терпением и феноменальной памятью.

ВЕДУЩИЙ:

В первые дни Великой Отечественной войны Ильяс был мобилизован на фронт. В конце 1943 года Есенберлин был тяжело ранен и почти год провел в госпитале. Вернувшись в Алма-Ату, он, вопреки предупреждениям, женился на дочери писателя соратника Сакена Сейфуллина, объявленного «врагом народа» и расстрелянного в 1937 году. С этого времени началось преследование Ильяса Есенберлина властями. Сначала его отстранили от работы, а затем возбудили уголовное дело. Осудив писателя на 10 лет, его отправили на верную смерть — строительство Каракумского канала. После смерти Сталина Ильяса Есенберлина освободили, реабилитировали, и он вместе с женой уехал работать в Семипалатинскую область на рудники.


2-Жүргізуші: «Алмас қылыш» романы- ХV ғ оқиғаларынан аса көп мағлұматтар бере алады және ол оқиғалардың жылнамалық реті сақталған. Сол себепті де оны роман-хроника деп атауға болады. Роман-хроника болғандықтан, онда көптеген тарихи оқиғалардың тізбегі басым келуі- жанрлық заңдылық.


ВЕДУЩИЙ:

Писать Ильяс Есенберлин начал еще во время войны. Первые его поэтические произведения были опубликованы в 1945 году. Но только в послевоенное время он понял, что литературное творчество — это его призвание.


АВТОР:

«Смыслом моей творческой жизни стала задача описания трудной  героической истории моего народа. Суть проблемы в том, что казахские земли слишком часто подвергались нападениям извне. Наш народ чаще и больше других испытывал притеснения, унижения и страдания. Какие только кровопролитные войны он не пережил. Один арабский историк XV века записал следующие слова одного хана: «впредь можете считать, что казахского народа больше нет». Таких случаев, когда нация оказывалась на грани физического истребления в нашей истории, было много раз. И этот, казалось бы, уничтоженный народ, сохранив за собой огромную территорию между Западом и Востоком все же уцелел. И рассказать о прошлом моего народа стало главной целью моей жизни. Показать реальную историю о борьбе за выживание и сохранение государственной и этнической общности. И в «Кочевниках», и в трилогии «Золотая орда» я хотел рассказать об этом. Я стремился, чтобы мы из уроков истории сделали верные выводы». 

БУКТРЭЙЛЕР «КОЧЕВНИКИ»



1-Жүргізуші:

1969 джылы «Қаһар», 1971 жылы «Алмас қылыш», 1973 жылы «Жанталас» романдарын жазды. Романдар 15- ші ғасырдан 19 –шы ғасырдың ортасына дейінгі қазақ тарихы суреттелген «Көшпенділер» трилогиясына біріктірілді. Сөз болатын тақырыптар : қазақ халқының қалыптасуы. Қазақ хандығының Жоңғар хандығымен арпалысуы.Қытай, Хиуа,Бұқара, Ресей империясы секілді көршілермен аумалы- төкпелі қарым- қатынастары. Алғаш рет 1976 жылы «Көшпенділер» атымен жарық көрген трилогия орыс тілінің өзінде12 рет басылып, 1,5 миллион тиражбен тарады. Жалпы «Көшпенділер» трилогиясы әлемнің 30 тілінде жарық көріп, 50 рет қайта басылды.2005 жылғы есеп бойынша дүние жүзіне таралған жалпы тиражы 3 миллион дана. Бұл трилогияның негізінде2005 жылы «Көшпенділер »атты тарихи көркем фильмі түсірілді.


ВЕДУЩИЙ:

Роман - трилогия «Кочевники» - это одна из жемчужин мировой классической литературы, потому что в ней ключ к пониманию истории, к пониманию эволюции человечества, это эпопея многовекового пути казахов к свободе. Эта книга - хроника событий, которые происходили в казахской степи в период зарождения государственности после монгольского нашествия.

ВЕДУЩИЙ:

И во многом благодаря творчеству Есенберлина, его кочевникам, возвратились к нам, в нашу сегодняшнюю жизнь имена выдающихся личностей, посвятивших себя борьбе за национальную независимость. Со страниц романа сходят и говорят с нами, как живые, Касым, Аз Жанибек, могущественный Есим, Хакназар, Аз Тауке, грозный Абылай, последний казахский хан Кенесары, знаменитые батыры Каракерей Кабанбай, Канжыгапы Богенбай, Олжабай батыр, Шапырашты Наурызбай, кумиры и заступники народа Асан Кайгы, Бухар жырау, Казтуган, Жиенбет жырау и другие.


БУКТРЕЙЛЕР ПРО БАТЫРОВ

1-Жүргізуші:

І.Есенберлин тарихи тақырыптағы романдары жарыққа шыққаннан кейін осы бағытта ондағы романдар жазылғаны соның айғағы болса керек. Бұған Ә.Әлімжанов, Ә.Кекілбаев, М.Мағауин, Д.Досжанов, С.Сматаев, Х.Әдібаев, Қ.Жұмаділов, Б.Жандарбеков, Қ.Салғарин, Ж.Тұрлыбаев т.б. тарихи романдары дәлел және олар сандық жағынан да, сапалық тұрғыдан да қазақ әдебиетін зор жетістіктерге қол жеткізген туындылар болды. Бұл аталған авторлардың шығармаларында «Көшпенділер» трилогиясында хронологиялық сипатта көрініс тапқан ХV-ХVШ ғасырдағы қазақ тарихы өзгеше қырынан және әр кезеңі бөлек-бөлек алынып, соны суреткерлік көзбен көрініс тапты.


ВЕДУЩИЙ 1:

Знание прошлого необходимо нам для того, чтобы, используя накопленный опыт, уметь разобраться в реалиях современной жизни, сформировать свою жизненную позицию и не ошибиться в выборе ценностных ориентиров.

Интерес к истории у Ильяса Есенберлина был не случаен. У него есть изречение, где он сравнивает нашу жизнь с деревом. Чем выше оно уходит вверх в своем развитии, тем глубже его корни уходят в прошлое. То есть, чем сильнее мы устремляемся своими мыслями в будущее, тем больше нам необходимо чувствовать и знать свое прошлое, ибо оно и есть основание для нашего будущего.

ВЕДУЩИЙ 2:

Тема национального освободительного движения в Казахстане до Ильяса Есенберлина была закрытой темой. Ильяс Есенберлин вернул имя многих героев, достойных подражания. С обретением Казахстаном независимости осмысление гражданского подвига писателя становится все более зримее и весомее, ибо может быть во многом благодаря трилогии Есенберлина, мы стали более бережно относиться к историческому прошлому. Стали серьезнее в оценке сегодняшних наших побед.

ВЕДУЩИЙ:

Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран,
Кюй счастья ты наигрываешь звонко,
Родной мой, лучезарный Казахстан!

Был длинен путь к свободе и тяжел,
Был каждый мускул в теле напряжен –
Дух перевел у жизни на просторе
И обновленным в новый день пришел.


Күй: «Балбырауын»


ВЕДУЩИЙ:

И прав Есенберлин, который как-то заметил, что «Коротка у людей память и немощна их благодарность, и то, и другое мало тянет на весах истории. Сиюминутно их перевешивают более тяжелые грузы — успех, деньги, карьера, слава. Но существуют, конечно, другие весы — правильные, точные, только вот беда — по ним нас будут взвешивать и судить не современники, а потомки, которых сейчас мы даже представить как следует не можем!» 

1-Жүргізуші:

Бұл процесс бүгін де заңды жалғасын табуда.
Сондықтан да І.Есенберлинді ұлы шығармалары арқылы Кеңестік державаны құлатушылардың бірі, Тәуелсіздік қадасын қағушылардың алдыңғы шебіндегі тұлға ретінде көруге болады. Бүгінде Ілияс Есенберлин десек қазақ тариқы ойға оралады, қазақ тарихы туралы сөз қозғалса Есенберлин еске түседі. Қазақ хандығының бес жүз елу жылдығы мен Ілияс Есенберлиннің туғанына жүз жыл толуы қатар келіп, символдық мәнге ие болуының өзі қандай сәттілік. Ұлы қаламгер өзінің артына қалдырған он жеті романымен бастауында елбасы тұрған ұлт тарихы мен ел болашағы үшін қызмет атқаратын идеяға үн қосып, келер күндерге халқымен бірге қадам басып бара жатқаны кәміл.

ПЕСНЯ «ҚАЗАҚ ЕЛІ»



Используемая литература

  1. Есенберлин И. Кочевники: ист. трилогия.- Алма-Ата: Жазушы, 1989.-672 с.

  2. Есенберлин И. Золотая орда.- Алма-Ата: Жазушы, 1979.-3522 с

  3. Ұлт санасына сәуле түсірген

http//egemen.kz/ 2015/02/21/50519

  1. Ұлтық рухты ояткан ұлы шығарма

http//egemen.kz/ 2015/02/22/47606

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki Ильяс Есенберлин

  2. http://jbooks.mobi/Author_432.html

  3. http://e-history.kz/ru/biography/view/23

  4. http://e-history.kz/ru/publications/view/886









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Человек. Писатель. Личность

Автор: Федоровых Лариса Юрьевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературы в 10 классе. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-litieratury-v-10-klassie-l-n-tolstoi-chieloviek-myslitiel-pisatiel"
    ["file_id"] => string(6) "247517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446567624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Литература и нравственное воспитание личности (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(66) "litieratura-i-nravstviennoie-vospitaniie-lichnosti-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "112845"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408961841"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Быть здоровым  – это здорово! (Кулинария и спорт в жизни русских писателей и их литературных героев)"
    ["seo_title"] => string(104) "byt-zdorovym-eto-zdorovo-kulinariia-i-sport-v-zhizni-russkikh-pisatieliei-i-ikh-litieraturnykh-ghieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "285317"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454146333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства