kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Блиц - турнир» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок - это не законченный конспект урока, а урок более объемный по содержанию и времени. Такие уроки помогают учителю более глубоко познакомить учащихся с творчеством писателя, выяснить его «включенность» в эпоху и поможет более тщательному анализу произведения. Каждый учитель добавит что-то свое, уберет,  на его взгляд, лишнее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Блиц - турнир» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» »

«Нестандартный урок» по литературе в 8 классе с личностно-ориентированными ситуациями.

учитель русского языка и литературы

средней школы № 42, г. Петропавловска

Иванченко Н.Г.

Предлагаемый урок - это не законченный конспект урока, а урок более объемный по содержанию и времени. Такие уроки помогают учителю более глубоко познакомить учащихся с творчеством писателя, выяснить его «включенность» в эпоху и поможет более тщательному анализу произведения. Каждый учитель добавит что-то свое, уберет, на его взгляд, лишнее.


«Блиц - турнир» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель:

-развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам, создать условия для осмысления повести;

-в процессе игры обратить внимание учащихся к высказыванию своего мнения по обсуждаемым вопросам, способствовать развитию готовности учащихся к принятию решения и выбору личностной позиции.

Задача учителя: создать такое настроение и такую цепочку вопросов, которые помогут зазвучать детским голосам, вызовут высокие и добрые чувства, акцентируют внимание на гуманистических ценностях.

Оборудование: на мултимедиа эпиграф, портрет А.С.Пушкина, эмблемы команд, отдельные столики для команд, дипломы для награждения победителей.

Эпиграф: «В « Капитанской дочке» все не только самая правда, но еще как бы лучше ее». (Н.В.Гоголь)

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое он завершил 19 октября 1836 года. В этот день проходила очередная торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея, последняя, на которой присутствовал Пушкин.

С особым вниманием перечитываем письма, стихи и ищем в них сокровенный смысл.

Сегодня мы с вами еще раз поговорим об удивительном произведении Пушкина «Капитанская дочка». Все ли просто в этом произведении, как кажется на первый взгляд? Наша с вами задача - разгадать загадку «Капитанской дочки», загадку человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. Чем дальше он от нас по рождению, тем ближе нам и современнее. Не одно поколение постигло ту простую истину, что человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Сохранить память о нем - наш долг, наша обязанность.

Я предлагаю вам совершить небольшой экскурс по страницам повести «Капитанская дочка»

2.Блиц-опрос.

Итак, участники команд, мы приступаем к состязанию ( ведущий вносит «дерево вопросов», члены команды по очереди срывают листочки, на обороте которых написаны вопросы.

1.Назовите имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2.Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (300 крепостных, в Симбирской губернии.)

3.Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич)

4.Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре).

5.Мосье Бопре в своем отечестве был…(парикмахером).

6.Продолжите фразу: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?...» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

7.Шаматон – это…(бездельник, шалопай).

8.Иван Кузьмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).

9.Он был необразованный и простой, но самый…(честный и добрый человек).

10.Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей пару…(серег).

11.Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» ( «Знаю по опыту ее нрав и обычай»)

12.С некоторых пор яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).

13.Генерал Р.писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под стражи донской казак…» (Емельян Пугачев).

14.Кто сидел под образами « в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? ( Емельян Пугачев)

15.Как Пугачев обосновал перед народом, что он отпустил Гринева? (Пугачев отпускает Гринева с «поручением» в Оренбург).

16.Как отнесся генерал к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? (Равнодушно выслушал рассказ Гринева об опасности, которой подвергается в Белогорской крепости дочь погибшего капитана Миронова).

17 .Как ведет себя Гринев, когда Савельича схватили мятежники? (Не раздумывая, возвращается, поняв, что Савельич в беде).

18. Какой смысл сказки, рассказанной Гриневу Пугачевым? ( Сказка раскрывает суть его взглядов, его мировоззрение, его философию).

3.Конкурс «Литературно- опознавательный».

По описанию героев узнать их.

- …сорока лет отроду, смугл и худощав, волосы носил темно - русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемые черной немочью. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. На нем был оборванный армяк и татарские шаровары…(Емельян Пугачев).

- она сидела на полу, в крестьянском оборванном платье, бледная и худая, с растрепанными волосами. Перед ней кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. (Маша Миронова)

-…умеет быть верным своему слову, умеет по достоинству оценить людей, очень наблюдателен. В людях видит прежде всего хорошее. Он - дворянин, связанный со своим сословием обетами долга и чести. Он абсолютно не готов к жизни и полагается только на нравственное чувство. (Петр Гринев)

4.Задания для аргументированного ответа.

( на мультимедиа портрет А.С.Пушкина и эпиграф)

Слово учителя.

Задумчиво и внимательно лицо великого поэта, возможно он задумался о чести и доблести, о благородстве и чистоте души. Почему этот вопрос занимает поэта?

« Береги честь смолоду» - эпиграф к роману Пушкина. Честь в романе Пушкина стала мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева.

« Береги честь смолоду»- предложение побудительное, значит, содержит совет или требование. К кому оно обращено? Что советует нам поэт из своего времени?

(Обращаемся к словарю для уточнения значения слова честь).

* Честь 1.- Достойные уважения и гордости моральные качества и принципы личности.

* Честь 2- Хорошая и незапамятная репутация, доброе имя.

* Честь 3- Целомудрие и непорочность.

* Честь 4- Почет и уважение.

- Какое из значений слова имеет ввиду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? (выслушивается мнение команд).

Слово учителя.

Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Кто из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести. Это мы с вами обсудим в нашем Ток-Шоу «Встреча с героями».

5. Ток-Шоу «Встреча с героями»

Герои романа подвергаются суровым испытаниям, проверяется их воля, мужество, верность долгу и чести, человечность. В испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша). Подлость и низость делают законченным негодяем Швабрина .События, происходящие в романе, дают шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. Кажется, что сама история не только карает и губит, но и возвышает людей, милостлива к ним.

(Каждая команда рассказывает о своем герое)

- Расскажите о себе, Гринев. (Заранее написанное сочинение о герое, которого он играет).

Вопросы учителя команде:

- Стремился ли Гринев выполнить заветы отца?

- Как он ведет себя при обороне Белогородской крепости?

- Соглашается Гринев или не соглашается с предложением Пугачева пойти к нему на службу?

- Какие качества характера Гринева понравились Пушкину и расположили к себе?

- Следующий наш герой- Емельян Пугачев. Расскажите о себе.

Вопросы учителя команде:

- Пугачев сказал, что он справедливый и великий. Так ли это?

- Где проявляются эти качества?

-Что вы можете сказать о Пугачеве, как о полководце?

- Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявил явную благосклонность к Гриневу?

- Какие качества характера Пугачева понравились вам?

- Маша Миронова, расскажите о себе.

Вопросы учителя команде

- Загадочным ли вам кажется характер Маши Мироновой?

- Чем интересен характер Маши Пушкину?

- Екатерина, Петр… и Маша Миронова. Государственные лица и человек …

Что для Пушкина важнее?

- Какова роль Пугачева в судьбе Маши?

6.Подведение итогов.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы пытались разгадать характеры героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Таким образом, загадка романа - это загадка жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

(Жюри подводит итоги и определяет лучшую команду)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Блиц - турнир» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Автор: Иванченко Наталья Григорьевна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "А.С Пушкин "Капитанская дочка""
    ["seo_title"] => string(31) "a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "301375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456913915"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "внеклассная работа "
    ["seo_title"] => string(20) "vnieklassnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "108838"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403873442"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Литературный ринг "
    ["seo_title"] => string(19) "litieraturnyi-ringh"
    ["file_id"] => string(6) "118661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413211083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства