kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Берёза пахнет Родиной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе призывает учащихся прежде всего любить и уважать свою малую и большую Родину, не забывать страшные для нашей страны дни Великой Отечественной войны, запечатлеть образ русской берёзы. Глубокие, душевные стихотоворения и отрывки из дневников Юры Рябинкина и Тани Савичевой потрясают душу. К разработке мероприятия предлагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Берёза пахнет Родиной»

Берёза пахнет Родиной

(внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе)


Цель (воспитывающая): воспитывать чувство патриотизма, уважения к своей малой родине, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий этого времени.

Цель (развивающая): развивать умения чувствовать и слышать собеседника, запечатлеть в памяти образ русской берёзы.


Оборудование: презентация, стихи о берёзе, портрет Тани Савичевой и Юры Рябинкина.

Ход мероприятия

- Скоро Великой Победе - 65! Тема войны - необычная, потому что написано о войне уже так много, что не хватает целой книги, чтобы перечислить названия книг о войне. А ещё потому, что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и души, потому что память и история в этой теме слились воедино. Становится всё меньше людей, потом и кровью добывавших победу. Но память о них останется в сердцах на многие века. Об этом мы сегодня поговорим на мероприятии. Поговорим о простых героях, защищавших горячо любимую Родину.


- Поднимите руку те, у кого нет в семье воевавшего или погибшего солдата. Таких семей фактически нет.


- Не перестанут понимать русские люди, что такое Русь, пока живёт в доме деревенский ангел, серебром рассыпается смех и плач детей и внуков, висит на деревянном срубе прадедова подкова, пока растёт у дома берёза, а в доме слышится разговор о своих и чужих святынях.



- В доме ждали девочку. Когда она родилась, дед с отцом посадили берёзу.

Спустя много лет девочка опубликовала свои дневниковые записи, и мы услышим влюблённое слово о зелёном друге. Слово не только девочки, но и многих и многих людей земли русской.


- Что можно увидеть в дневнике? (Откровение, исповедь, искренность мыслей и чувств пишущего, переживания, эмоции, поиск истины и т.д.)


- Чьи дневники вам уже известны? (Дневники Тани Савичевой и Юры Рябинкина).


- О чём мы узнали в них? (О жизни блокадного Ленинграда)


- Дневник этой девочки - настоящий маленький шедевр и в то же время огромная история. В нём и любовь к своему дому, и к малой родине, и глубина души, и святыня. Мысли о самом сокровенном… Попробуем принять и понять их.


- Итак, открываем страницы…


Страница 1.

(Звучит песня «Берёзы»)

Я с детства влюблена в берёзы… ими можно любоваться бесконечно… Им одинаково идет и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как хороши они весной в зеленом наряде! Свет, излучаемый березами, способен обогреть озябшую душу… Удивительная красота… У каждого человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова:

… Ты так мила мне, до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина,

Березовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.

Любо и дорого!!!


Страница 2.

Здравствуй, мой дорогой дневник! Снова хочу поговорить с тобой. Я не перестаю удивляться: ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза - это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь, и половик, и холщовая рубашка, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют по всей земле.

Как я всё это люблю!!!


Страница 3.

Сегодня новый день. Следовательно, у любого человека появились новые взгляды, новые ощущения. Я тоже по-новому посмотрела на тех, кто верно хранит девичьи тайны, - на любимых берёз. Оказывается, живут среди нас, людей, живые памятники, которые напоминают о военном времени, о безумно страшных днях тягот и лишений. Эти памятники - русские берёзы.

Сердце радуется… и содрогается…


Страница 4.

За окном - вечер. Вглядываясь в темноту, мысли уносят в прошлое. Такие же вечера были в сорок первом, в сорок втором, в сорок третьем… Только воздух тогда был пропитан дымом пожарищ и пуль. И живыми свидетелями этого были… берёзы.

Вспоминаются строки из стихотворения И.Светличного:

… Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил на фронт.

И берёзы тихо мне во след глядели,

Русский посылая до земли поклон.

А впереди была целая война…


Страница 5.

С утра перебираю книги и стихи о войне. Зачем? Сама точно не знаю, но чувствую, что среди этой «темноты» есть какой-то светлый образ…


… Да, я была права. Эти строчки сами говорят за себя:

Шла война. Горько плачут берёзы.

И по бледным стекают стволам

Непрерывные чёрные слёзы,

Сок и копоть смешав пополам.

Пыль на липкие листья осела

По обломанным веткам берёз.

А под ними устало сидела

Военврач. Мысли с горя вразброс… (Л.Искакова)


Рука дрожит от переполненных горем слов, но, пересилив себя, пишу дальше.

За селом, вдали, на перекрёстке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзах

Чёрные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о берёзках

Говорили часто мне бойцы:

- Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берёз…


Не могу остановиться. Боль и сочувствие охватывают меня всю…

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

И рано - раненько весною

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

Или такие строчки:

…Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать. (К.Симонов)

Вот она, русская человечность!!!

Вот он, русский патриотизм!!!


Страница 6.

Сегодня почему-то не пишется. Наверное, чувствами переполненная душа хочет немного покоя. Может быть, музыки?!

И снова всё возвращается на круги своя…

(Песня «Растёт в Волгограде берёзка…»)


Вот она, наша славянская душа!!!


Страница 7.

Приветствую тебя, мой лучший друг!

Не дают покоя страшные страницы истории. Читаю и пишу: «В Великой Отечественной войне в Белоруссии погибла четвертая часть населения республики. Теперь в центре величественного мемориала Хатыни три березки, символизирующие жизнь, и узкое белое пламя Вечного огня на месте четвертого деревца…»

Разве можно спокойно, без зажима сердца читать это?! Нет!

(Звучит колокольный звон Хатыни)

Три березы растут. А четвертой давно не видать…

Ты прости мою память…

В огне… та береза… когда-то

Будут весны любимым зеленые письма писать,

Но вовек до четвертого

им не дойти адресата!

Пролились мои очи дождями на эту полынь.

Поседел я, как лунь. Тени ядерной стал я белее…

Ты простила б, как мать, неизбывную память,

Хатынь,

Но – коль ты сожжена –

Где прощенье найду на земле я?

Ты прости! Я не смею касаться былых твоих ран.

Но когда в меня вечер прольется

опять звездопадом, -

О, дозволь, Беларусь,

перейдя тот печальный курган,

Встать задумчивым явором

С теми березами рядом! (Б.Олейник)

У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участие в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими записями…

Забрать жизнь легко. Вернуть её невозможно. А счёт идёт на миллионы…


Страница 8.

Снова взялась за ручку. Снова хочу поделиться мыслями о ней - берёзе. Где бы ни росла берёза, всюду она приносит людям радость и свет. Крепкая, стройная, словно плачущая и в то же время поющая в торжестве и величии жизни… Такая берёза, и не одна, стоит в берлине в Трептов-парке.

В Трептов-парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы,

А не росы

На могилы братские солдат.

О березы!

Вас печаль России,

Вдовья неизбывная тоска

Сквозь ненастья, горем залитые,

Привела сюда издалека…

Вечен наш народ! Вечна земля русская! Вечна красавица-берёза!


Страница 9.

Мудростью наш русский народ не обделён. Ведь кто-то когда-то ввёл обычай - над могилой погибшего воина сажать берёзу. Поклониться бы нам, людям, этому человеку. Наверное, поклоны ему дают только берёзы, шелестя своей раскидистой листвой. Ведь последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, берёзе, как символу Родины; обнимали её, как родную мать, жену или сестру.

Берёза над могилой солдата - символ того, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве.

Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы

Как память о прошлом хранят.

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя;

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.


Страница 10.

Новый день пришёл так же незаметно, как ушёл вчерашний, только превратился в очередной раз щемящий.

Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей Ленинграда. 900 дней и ночей длилась вражеская блокада. Но город на Неве жил. Жители боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. По-своему об этом подвиге рассказывают ленинградские берёзы.

На 900 берёзок были повешены красные пионерские галстуки в память о моих ровесниках, наравне трудившихся со взрослыми.

Стоит потребовать ответа на вопрос: может ли один человек лишить жизни другого, ни в чём не виноватого? Требовать снова и снова, хотя бы для того, чтобы каждый раз слышать «нет!».


Страница 11.

Пришло в голову поделиться с тобой со стихотворением, хотя автора не знаю…

Для меня березка – часть России.

Есть она, и будет, и была

Вот березку росы оросили,

И стоит она белым-бела.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

Ты, березка, искренне поведай

Эту быль подснежникам весны,

Как ждала меня, ждала меня с победой

40 с лишним месяцев войны!

Снова у родного перекрестка

Я стою, взволнованный, с утра –

Вот она, заветная березка,

Теплый образ света и добра!

Нам легче читать не про сами страдания, а про их преодоление, в этом мы признаём смысл - в борьбе, которая выиграна, в гибели, которая оправдана.


Страница 12.

Многое пережили, увидели берёзы. Они - наша память. Наша гордость. Наша жизнь… Время неумолимо мчит вперёд, но берёза, как символ жизни, будет жить всегда…

Расстаюсь с тобой, милый! Сердце моё привязано к тебе нежнейшими своими чувствами…


- На этом записи заканчиваются. Но, думаю, никто не вправе и не в силах забыть эти животрепещущие слова.


- Какие записи запомнились особенно? Какие - шокировали?


- Изменилось ли ваше отношение к берёзе?


- Можете сказать, почему берёза пахнет Родиной?


- Если эти записи в вас что-то пробудили, о чём вы раньше никогда не задумывались, посадите этой весной берёзку, как символ памяти и бессмертия.



Приложения


В.Потёмкин

***

Война прошла, но подвиг вечен.
Как цепь сражавшихся солдат
(Кто опален, кто изувечен) –
Березы русские стоят.
Стоят, как прежде, белоноги,
И люди, – боже, их прости! –
Пришли, чтоб выровнять дороги,
Срубить березы на пути.
Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» –
И хвать по дереву сплеча.
Топор сорвался с резким звуком,
Свинец тяжелый повстречав.
Застыли люди. Значит, скольких
Спасли березы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
Что быть могли бы в них, бойцах...











Таня Руденко

Плачущая береза

 О ком грустишь на перекрестке
И слезы льешь не в силах встать?
Ты помнишь всех,  что не вернулись,
И здесь  легли навечно спать.

Березка милая, родная,
Ты охраняешь их покой.
Ты заменила им, земная,
Сестер и материнский  стон.

Солдаты, братцы вы мои,
И чьи-то дети, женихи,
Как много вас по всей земле,
Лежите так,   на горе мне.

В день радости и день печали,
Мы вспоминаем вас не раз.
И кланяемся матерям, встречая,
Их на могилах в скорбный час.









Андрей Дементьев

Березы России

 

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

 

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

 

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу, утопая по грудь…

 

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

 

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

 

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

 

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

Ю.Шведов

Березка

 

Среди полей на перекрестке

Взлетел крылатый столб огня,

Снаряд ударил в ствол березки,

А показалось, что в меня.

В июльский полдень, под обстрелом

Я вспомнил детство, отчий дом,

Березку, что легко шумела

Своей листвою под окном.

Я вспомнил, как она собою

Нам украшала бедный сад,

Сквозная, чистая - весною

И золотая – в листопад.

…Пусть пулеметы снова брызнут

Смертельным яростным огнем!

В бой за березку, за Отчизну,

За солнце яркое идем!

Идем за милый край отцовский,

И если сгинем мы в боях,

То пусть товарищи березку

У нас посадят в головах.

Не надо почестей и тризны

Погибшим в схватках боевых.

Им слово краткое «Отчизна»

Дороже было слов иных.

Идет огонь на нас стихией,

Летит трассирующая нить…

Березка, солнце и Россия

Живут, и вечно будут жить!

Н.Агеев

В Трептов-парке…


В Трептов-парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы,

А не росы

На могилы братские солдат.

О березы!

Вас печаль России,

Вдовья неизбывная тоска

Сквозь ненастья, горем залитые,

Привела сюда издалека.

Привела,

Поставила навеки

У ступеней скорбной тишины.

С той поры вы, не смежая веки,

Навеваете солдатам сны.

Снятся им рязанские раздолья,

Астраханских плавней камыши

И бодрящий сердце нам до боли

Бой курантов в утренней тиши.

О березы,

Белые березы!

Часть России,

Часть моей души!

Солнце не потушит ваши слезы,

Ветерок в листве не прошуршит…

Тяжелы шлифованные плиты

И суровы, как возмездья сталь.

Сын России с красного гранита

Через вас глядит в родную даль.

Видит он Россию до Вилюйска,

Слышит он свою родную речь…

Тишина.

И слышно,

Как до хруста

Он сжимает обнаженный меч!


Г.Тумарев

Березы

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день,

Хоть год,

Хоть вечность колеси.

Случалось всяко: и свои пилили,

И чужеземцы брали в топоры.

Лились в воронки соковые ливни,

И груды изувеченной коры

Костьми на жарких выгорях белели…

О, сколько же березовых дружин

С начальных дней великого боренья

В земле незавоеванной лежит…

А жизнь жива. И возле пней священных

Младое племя буйно зацвело!

От их неразделимого свеченья

На всей становится светло.

Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес…

И Русь моя – березовая роща,

Которую не вырубить вовек!




Просмотр содержимого презентации
«берёза пахнет родиной»

( внеклассное мероприятие  по литературе в 7 классе) Автор: Селина Л.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа»

( внеклассное мероприятие

по литературе в 7 классе)

Автор: Селина Л.И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Архангельская средняя

общеобразовательная школа»

Цель (воспитывающая):  воспитывать чувство патриотизма, уважения к своей малой родине, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий военного времени.    Цель (развивающая): развивать умения чувствовать и слышать собеседника, запечатлеть в памяти образ русской берёзы.

Цель (воспитывающая):

воспитывать чувство патриотизма,

уважения к своей малой родине, к старшему

поколению через наглядное и образное

воссоздание событий военного времени.

Цель (развивающая): развивать умения

чувствовать и слышать собеседника,

запечатлеть в памяти образ русской берёзы.

… И берёзы тихо мне во след глядели, Русский посылая до земли поклон…

И берёзы тихо мне во след глядели,

Русский посылая до земли поклон…

Бойцам на коротком привале Тепло отдавали своё…

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали своё…

… Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать

Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать

Три берёзы растут. А четвёртой давно не видать…

Три берёзы растут.

А четвёртой давно не видать…

В Трептов - парке белые берёзы, Словно вдовы русские стоят…

В Трептов - парке белые берёзы,

Словно вдовы русские стоят…

Но горькие раны берёзы, Как память о прошлом, хранят…

Но горькие раны берёзы,

Как память о прошлом, хранят…

900 берёзок – память о блокаде Ленинграда

900 берёзок – память о блокаде Ленинграда

… ждала меня с победой 40 с лишним месяцев войны!

ждала меня с победой

40 с лишним месяцев войны!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Берёза пахнет Родиной"

Автор: Селина Людмила Ивановна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248536

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект логопедического занятия на тему: "Путешествие по осеннему лесу" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-putieshiestviie-po-osienniemu-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "185779"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426240194"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект по продуктивным видам деятельности "Русь,Россия -Родина моя!""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_po_produktivnym_vidam_dieiatiel_nosti_rus_rossiia_rodina_moia"
    ["file_id"] => string(6) "360497"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479581289"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект по продуктивным видам деятельности "Русь,Россия -Родина моя!""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_po_produktivnym_vidam_dieiatiel_nosti_rus_rossiia_rodina_moia_1"
    ["file_id"] => string(6) "360501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479582186"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Игра "Хочу всё знать о растениях""
    ["seo_title"] => string(37) "ighra_khochu_vsio_znat_o_rastieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "412401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493496973"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Сценарий торжественного мероприятия на день Независимости Республики Казахстан"
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_torzhiestviennogho_mieropriiatiia_na_dien_niezavisimosti_riespubliki_"
    ["file_id"] => string(6) "381627"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484906296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства