Просмотр содержимого документа
«Краеведческий библиотечный урок»
Методическая разработка библиотечного мероприятия
«Ерш – Рыба Кунгурская» для учащихся 4х классов.
Цель: расширение краеведческого кругозора учащихся.
Задачи:
приобщение учащихся к культуре, литературе, истории родного края; сохранение и популяризация историко-культурного наследия Прикамья; формирование потребности в изучении краеведения.
Оборудование:
проектор;
книжная выставка «Мы знаем и любим Пермских писателей».
Сценарий мероприятия:
Пермская земля породила множество великих талантливых писателей. Одним из таковых является Владимир Воробьев. Он родился в 1916 году в городе Самара. Его семья много переезжала. Он хотел стать врачом, даже поступил в медицинский институт, но не смог окончить его из-за тяжелой болезни. В 1943 году Владимир Иванович ушёл добровольцем на фронт. Служил он рядовым солдатом – артиллеристом. За мужество, проявленное в боях, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также шестью медалями.
В 1949 году судьба забросила В.И. Воробьёва в Пермь. Здесь им было испробовано немало профессий: он работал механиком, электриком, был рабочим на строительстве Камской ГЭС, даже преподавал в школе английский язык…Пока не нашёл то единственное, что оказалось его призванием − нелегкий труд детского писателя, главным в котором он считал: «…подсказать ребятам, как быть счастливым. Не притворяться счастливым, а быть им!». Дело это трудное и ответственное, ведь дети – это серьёзные люди и разговаривать с ними надо на равных.
В 1960 году Пермским книжным издательством впервые была напечатана самая известная сказка Воробьёва – «Капризка». Всего Владимир Воробьев написал 28 книг, но только «Капризка» стала хитом всех времен — эту сказку переиздают и сейчас. Она известна далеко за пределами Перми. Например, в 2012 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера мюзикла «Капризка». Это веселая и поучительная детская сказка о маленьком человечке Капризке, который появившись рядом с девочкой или мальчиком, заставлял их вести себя непослушно, капризничать, плакать и безобразничать. О том, к чему может привести такое поведение и как герои сказки победили Капризку.
А сейчас я хотела бы вам прочитать одну из сказок Воробьева «Ерш – рыба Кунгурская».
(читаю сказку)
Давайте сейчас вернемся в самое начало сказки: «Знаменит уральский город Кунгур тем, что он с давних времен стоит» -Кунгуру в 2023 году исполнится 360 лет; «…а еще больше мастерами своими славится». Из чего Иван-Легкая рука вырезал рыбку? Из какого материала? А вообще в Кунгуре издавна развиты камнерезный и гончарный промыслы. Как вы думаете, почему, с чем это связано?
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. То есть то, было под ногами, росло поблизости. Вот и в Кунгурском районе, по берегам реки Ирени, местные жители стали добывать и обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит. Еще в конце XVIII в. камнерезный промысел получил большую известность далеко за пределами Пермского края. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами и расходились по всей России. Кроме селенита мастера стали использовать и другие мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.). Расширился и ассортимент изделий. Популярными стали мелкие сувениры, основными сюжетами которых стали звери и птицы уральских лесов, персонажи уральских сказов П.П. Бажова: Медной горы Хозяйка и Данила-мастер. Они считались традиционными мотивами местных сувениров. У многих пермяков можно встретить богатые коллекции изделий из камня. Редкий гость Прикамья уезжает домой без сувенирной селенитовой фигурки.
А вот основой развития гончарного промысла в Кунгуре стали запасы красной глины, ее в округе было много. Здесь работали десятки мастеров-горшечников. В то время без глиняной посуды не обходилась ни одна крестьянская изба. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки – вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий.
Это сейчас мы с вами привыкли все необходимое покупать в магазине. А в старину, когда не было заводов и фабрик, люди все делали своими руками. Каждый крестьянин не только в поле работал, но и мог и деревянную ложку вырезать, и корзину сплести. Кто-то складывал печки, кто-то инструменты ковал, кто-то строил дома, кто-то плел кружева, были умельцы по посуде деревянной и глиняной, были те, кто делал мед или, например, сбивал масло…
Каждое ремесло имело свое название, и у каждого были свои секреты, которые очень ценились и передавались в роду как главное богатство. Сейчас эта традиция уже утеряна. Но ведь всегда есть люди, может даже среди вас, которые хотели бы овладеть секретами какого-либо ремесла. Как вы думаете, как можно научиться, к примеру, резьбе по дереву или камню, пользоваться ткацким станком или другим интересным вещам?
В Кунгуре есть специальное учебное заведение, куда можно поступить после школы и приобрести профессиональные навыки. Называется оно «Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж». В этом колледже несколько отделений, сейчас я вам покажу какие это отделения, чему там учат и какие изделия умеют делать выпускники.
(демонстрация презентации)
Теперь снова вернемся к разговору о наших местных сказках. Скажите, какого еще вы знаете очень известного Уральского автора, который писал сказки про Уральских мастеров? Его фамилию я сегодня уже упоминала. Это - Бажов.
Павел Бажов прославился как автор сказов по мотивам уральского фольклора. Его отец Петр Бажов работал на горных заводах.
Павел Бажов много ездил по округе и собирал местный фольклор. Особенно его интересовали предания, которые рассказывали рабочие уральских заводов. Он любил обращаться к «заводским старикам» — так он называл людей, которые несколько десятков лет работали на заводах. Бажов записывал короткие рассказы из жизни, изучал быт мастеров и историю горной промышленности Урала. В своих историях он соединял сказочные сюжеты с описанием реального быта горняков, который был знаком ему с детства.
В 1939 году вышел сборник Бажова «Малахитовая шкатулка». Эти сказы стали настолько популярными, что переведены более чем на 100 языков мира. По мотивам сказов, входящих в сборник «Малахитовая шкатулка», были поставлены художественные и мультипликационные фильмы. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. Все тайны о ней раскрывать не буду, у нас есть сборники Бажова, я вам очень рекомендую их почитать. Можете сегодня прямо взять их для домашнего чтения.