Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
города Губкин Белгородской области
«Лучшая методическая разработка музейного урока»
Путешествие в историю «Белгородская область - вчера, сегодня, завтра»
Разработала:
руководитель школьного
краеведческого музея
Шевченко Ольга Николаевна
Губкин 2017
Тема мероприятия: «Белгородская область вчера, сегодня, завтра»
Место проведения: школьный краеведческий музей и библиотека.
Дата проведения: 10 февраля 2017 г.
Время проведения: _14 ч. _35_мин.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Участники: учащиеся 6 «г», члены кружка «Краеведение»; руководитель школьного музея Шевченко Ольга Николаевна; библиотекарь Назаренко Ольга Владимировна, классный руководитель 6 «г» Ткаченко Оксана Ивановна.
Цель мероприятия:
- Расширить кругозор о прошлом, настоящем и будущем города Губкина, Белгородской области посредством экспозиций школьного краеведческого музея и библиотечной выставки «Белгородская область - вчера, сегодня, завтра»;
- пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины;
- дать возможность учащимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны;
- воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю.
Продукт деятельности: создание учащимися буклета «Школьный музей и библиотека – грандиозная памятная книга нашего края».
Оборудование: экспонаты школьного краеведческого музея; выставка книг школьной библиотеки, ноутбук; мультимедийный проектор; видеокамера для записи хода урока.
Ход мероприятия
Руководитель школьного музея: Здравствуйте уважаемые гости и педагоги, здравствуйте ребята!
Каждый из нас множеством нитей связан с тем уголком России, где родился. Что же это за земля, на которой мы живем? Как складывалась история родного края? Какие люди жили здесь раньше и живут сейчас? Без прошлого, нет полноценного настоящего, а будущее ущербно. Каждый человек должен не только любить свою родину, но и знать ее.
Слайд 1.
Сегодня мы проводим необычное внеклассное мероприятие в школьной библиотеке, посвящённое родному краю, а именно истории Белгородской области.
Цель нашего мероприятия: расширить кругозор о прошлом, настоящем и будущем города Губкина, Белгородской области посредством экспозиций школьного краеведческого музея и библиотечной выставки «Моя малая Родина».
Продукт деятельности нашего мероприятия: создание буклета «Школьный музей и библиотека – грандиозная памятная книга нашего края».
Первоначально мы использовали в работе кружка «Краеведение» помещение, экспозиции и экспонаты музея, но очень скоро нам в этом пространстве стало тесно, да и потребовались новые источники для поиска и исследования. И вот здесь пришла на помощь БИБЛИОТЕКА!
Книжные фонды, компьютеры, Интернет, сканер и принтер, одним словом, теперь занятия нашего кружка мы проводим и в музее, и в библиотеке.
По словам Анатолия Васильевича Луначарского, советского государственного деятеля, писателя, публициста, искусствоведа, «…музей – грандиозная памятная книга человечества». Книга! Следовательно, музей так же, как библиотека, является хранилищем информации на разных носителях.
Книга в музее выступает и как инструмент научной обработки фондов, и как экспонат, без которого не обходится ни одна экспозиция; и как объект научного изучения, и, наконец, как средство популяризации, распространения музейной культуры.
Наш музей, созданный в 1996 году, именовался музеем одной книги – «Слово о полку Игореве». И первые экспонаты были посвящены этому историческому произведению.
Слайд 2.
Земля наша имеет древнюю и богатую событиями историю.
Более тысячи лет тому назад на том месте, где сейчас расположен город Губкин, не было поселения людей. Знойный восточный ветер гнал волны ковыля по широкому разнотравью, медовый аромат кружил голову редкому всаднику, который минуя переселки и дубравы, спрятавшиеся в тенистых оврагах, спешил вдоль русла быстрого Оскольца к привольному Осколу, где на высоком правом берегу величаво и гордо стоял на страже передовой пограничный с «диким полем» город. Никто ныне не знает его подлинного названия. Но в том, что он был именно славянским – русским, сомненья нет. Это доказала экспедиция известного археолога Светланы Александровны Плетневой, подтвердившая давнюю догадку о продуманности маршрута трагического похода Новгород-Северского князя Игоря.
Наши предки войны-хлебопашцы, войны-пограничники, жители рек Сейм, Пселл, Оскол первыми встречали внезапные набеги степняков-кочевников охочих до чужого добра. И если не оплошала разведка, то единое войско русичей громило незваных «гостей». Но пришло время распрей, вражды, глухоты душевной на землю Русскую. В мае 1185 года шла по нашей степи рать князя Игоря Новгород-Северского.
Слайд 3.
Не дождался он часа, когда расколотая распрями Русь, соберется на борьбу с половцами. Один князь пошел искать себе славу. Трагически закончился тот призыв любить и хранить единство земли Русской, не допускать в ее пределы врагов.
Руководитель школьного музея:
Слайд 4.
- обращает внимание учеников на слайд презентации экспозиция «Слово о полку Игореве» (книги Майкова Аполлона Николаевича «Слово о полку Игореве», статью академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Об авторе «Слова», схему «Игорева битва», репродукции на стенах музея «Князь Игорь с дружиной», «Плач Ярославны» и другие экспонаты этой экспозиции)
Руководитель школьной библиотеки показывает выставку книг «Слово о полку Игореве»
Классный руководитель знакомит учащихся с планом реализации мероприятия:
- создание группы активистов кружка «Краеведение»;
- анализ полученной информации по истории края;
- знакомство с правилами составления буклетов;
- планирование итогового продукта;
- оформление буклета;
- представление буклета «Школьный музей и библиотека – грандиозная памятная книга нашего края».
Руководитель школьного музея:
Слайд 5.
- обращает внимание на экспозицию школьного музея «Казаки на Белогорье»
- До начала 17 века в лесостепи наших земель господствовали кочевники, но казачья вольница, гнала неприятелей.
Наши сотни, наши пики
Страшны, памятны врагам
Мы с казачьим нашим гиком
Бьём нещадно басурман
Только враг зашевелится -
Наш казак уж на коне,
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.
С построением Белгородской пограничной черты связывается появление многих сел и казачьих станиц в крае. Тогда наша местность получила название Казацкой степи.
К началу 18 века опасность набегов крымских татар и ногайских орд миновала. Казаков пересилили дальше на юг: – кого на Дон, кого на Терек, а взамен Цари-батюшки и Царицы-матушки дарили тучные черноземы слугам-дворянам. Так появились на Осколье помещики Коробковы.
Крестьяне не очень хотели гнуть спину на господ. Самые оборотистые сами после 1861 года хозяевами стали. Документы тех времен тоже есть в нашем музее. И что жители нашего края весьма предприимчивы, говорят многие факты. Еще в древности они из болотной руды отличные мечи ковали, что по прочности дамасской стали не уступали.
Это в своей книге «Древности приоскольской лесостепи», подаренной в школьный музей, рассказывает Анатолий Григорьевич Николаенко.
Практической разработкой здешних месторождений всерьез занялись в начале XX века. В деревне Салтыково в сентябре 1924 года геологи обнаружили на глубине 116,3 метра залежи руды с содержанием железа свыше 50 процентов. Через некоторое время было открыто Лебединское месторождение.
В сентябре 1931 года была заложена первая разведочно-эксплуатационная шахта КМА, рядом появился небольшой населенный пункт, который в 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был отнесен к категории рабочих поселков и назван Губкиным в честь академика Ивана Михайловича Губкина, 19 лет руководившего работами в бассейне КМА. День выхода Указа (19 сентября) и принято считать Днем рождения города.
Руководитель школьной библиотеки показывает выставку книг «Курская магнитная аномалия»
Руководитель школьного музея:
Музей рос вместе с нашим городом, любознательными ребятами школы. В краеведческий музей ученики приносили предметы, найденные в разных концах современного Губкина.
Слайд 6.
Руководитель школьного музея: обращает внимание на экспозицию школьного музея «Предметы быта»
Предметов крестьянского быта
Так много у нас не сочтешь,
Каких только нет экспонатов,
Не в каждом музее найдешь!
Есть тут и чесалка и прялка,
Патефон как дядя Степа стоит,
Зернотерка, корчага, бутырка (ложка)
Рушник на дивильце (зеркало) висит.
Предметы крестьянского быта
На праздник сгодятся всегда.
В ступе с пестом Бабка –Ежка
Промчаться не прочь иногда.
Здесь короб, что по сказке знаком нам,
Утюг, самовар и носатик (чайник),
Валек, сковородник и кринка,
Половник, словно шарф полосатый
Их всех не сочтешь – очень много,
Но, всяк экспонат память чтит,
И каждый из них, словно книга,
Какую-то память хранит.
Руководитель школьного музея:
Слайд 7.
Особое место в нашем музее занимают документы и предметы, связанные с величайшим событием минувшего века – Великой Отечественной войной, которая изменила ход событий и помешала дальнейшему промышленному освоению месторождений КМА. Сугубо мирные люди стали солдатами. Члены кружка краеведения, в ходе исследовательской работы установили, что из молодого рабочего поселка на фронт ушло около 1900 человек, а всего из района в ряды защитников Родины встали почти 16000 человек, из которых 9685 не вернулось с полей сражений.
В экспозиции музея много фотографий периода Великой Отечественной войны. Во всю стену портрет знаменитого маршала Г. К. Жукова, который командовал войсками на Курской дуге. Он, словно Георгий-Победоносец, вошел в историю нашего края, Родины-России.
На одной из стен музея схема Курской битвы и стенд памятных дат.
За стеклом витрины фляжки, ножи и ложки с вырезанными инициалами бойцов, которые передал в музей выпускник школы Юрий Хархардин.
Гильзы, разряженные снаряды, каски русских и немецких солдат, ржавый остов знаменитой «Трехлинейки», треугольник солдатского письма, великолепная книга «Лебединцы – участники Великой Отечественной войны», подаренная дедушкой нашего ученика, краеведом Н. П. Алексенко, напоминает нам о суровых испытаниях, выпавших на долю их дедов, прадедов.
Руководитель школьной библиотеки: показывает выставку книг «Великая Отечественная война и Белгородский край»
Руководитель школьного музея:
Слайд 8.
Одной из лучших краеведческих находок нашего музея стали изрезанные части 76 мм. дивизионной пушки, которые были найдены Анатолием Михайловичем Жиленковым у села Уколова. Военный руководитель школы №3 организовал перевоз ствола и частей орудия на территорию Губкинского военного комиссариата, где они сиротливо лежали в углу двора до 1998 года, пока учащиеся «СОШ №17» и прежний директор школы Еремин Николай Михайлович по согласованию с военкомом полковником Докуниным В.М. , не взялись за организацию реставрационных работ по восстановлению пушки и приданию ей статуса экспоната № 1 краеведческого музея школы № 17.
В экспозиции представлены письма награды, фотоматериалы.
А под стеклом одной из витрин, рядом с боевыми наградами, лежит комсомольский билет, выданный на передовой в ноябре 1943 года пулеметчику 1132 полка, 2-ой ударной армии Еремину Михаилу Матвеевичу, дедушке выпускницы школы №17, учителя истории Шевченко Ольги Николаевны. Рядом с комсомольским билетом фотография молодого парня Еремина Михаила в добротном полушубке и лихо сдвинутой на затылок кубанке; через год спустя мы видим его на следующей фотографии с такими же ровесниками в госпитале. Пулеметчик в бою всегда на передней линии огня: и в наступлении, и при прикрытии отступающих. Молодой человек с комсомольским билетом в Великую Отечественную мог быть только впереди, рядом со старшим поколением отстаивал мир на земле.
Руководитель школьной библиотеки показывает выставку книг «Наши земляки – герои ВОВ»
Руководитель школьного музея:
Сегодняшние ученики нашей школы продолжают собирать материал о героях нашей земли. Каждый год учащиеся и учителя в канун празднования Победы в Великой Отечественной войне собираются в актовом зале и в школьном музее, чтобы почтить память земляков.
Не мало, славных героических страниц в истории Великой Отечественной войны вписали наши земляки. Сыны земли Белгородской всегда с честью исполняли свой долг перед Родиной.
Руководитель школьного музея:
Слайд 9.
- Ребята любители вы путешествовать? На каких экскурсиях вы были?
Наши юные краеведы много путешествуют – это и пешие экскурсии
С рюкзаками и палаткой
Класс идет наш по порядку.
Песни дружно все поем,
На привале чай попьем,
Испечем в костре картошку.
Развеселый, мы народ,
Подустали лишь немножко,
Утомил нас всех... (поход)
И выездные экскурсии.
По городу едем,
И их наблюдаем.
Места, что нам ценность
Собой представляют.
То могут быть парки, музеи культуры,
А может быть памятник архитектуры.
Как называются, знаешь ли ты,
Такие места неземной красоты? (Достопримечательности).
Руководитель школьной библиотеки показывает выставку книг «Достопримечательности Белгородской области»
Руководитель школьного музея:
Ребята нашей школы, побывавшие на Куликовом, Бородинском, Прохоровском полях – полях русской славы, пополнили экспонаты музея, создали проекты виртуальных экскурсий, сняли богатый фото-видеоматериал, который могут увидеть воспитанники школы и все, кому захочется.
Краеведческая работа дает возможность не только окунуться в мир истории, мир загадок и тайн, подвига ратного и трудового, но и попробовать себя в роли экскурсовода, исследователя, режиссера, актера, помогает раскрыть свои таланты, способности, позволяет определиться с выбором будущей профессии.
Классный руководитель:
Удалось ли нам убедить вас, учащиеся, в необходимости такого альянса, как библиотека-музей?
Ответы учащихся…
Классный руководитель:
Проводя наше мероприятие, оказалось, что музей и библиотека – два предельно родственных института культурного наследия, два звена в цепочке сохранения и передачи культурного богатства своего народа. Школьная библиотека, как и школьный музей, является составной частью краеведческого движения.
Слайд 9.
В ходе нашей краеведческой работы мы пришли к выводу, что важным и значимым моментом реализации мероприятия станет издание буклета «Школьный музей и библиотека – грандиозная памятная книга нашего края», который будет выполнять социальную миссию: расширять кругозор о прошлом, настоящем и будущем Белгородской области посредством экспозиций школьного краеведческого музея; формировать облик библиотеки как места, где каждый сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины
Классный руководитель знакомит ребят с правилами оформления буклето:
- Старайтесь не прибегать к слишком мелкому шрифту и громоздким абзацам;
- Наиболее подходящее месторасположения информационных сведений это практически середина страницы буклета;
- Попытка отразить всю возможную информацию в буклете может значительно снизить воспринимаемость буклета;
- Важно добавлять в текст буклета картинки, иллюстрации, рисунки;
- Размещайте текст, чередуя горизонтальные строчки с вертикальными полосами;
- Значимую информацию выделяйте контрастными оттенками;
- Разнообразный шрифт текста позволяет указать на важную для читателей информацию.
Учащиеся, опираясь на полученную информацию, приступают к творческому процессу:
- оформление буклета «Школьный музей и библиотека – грандиозная памятная книга нашего края»,
- представление продукта мероприятия Путешествие в историю «Белгородская область - вчера, сегодня, завтра» - буклета «Школьный музей и библиотека – грандиозная памятная книга нашего края».
11