Перспективный план развития библиотеки на 2021-2024 гг.
Перспективный план развития библиотеки на 2021-2024 гг.
Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Перспективный план развития библиотеки на 2021-2024 гг.»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ООШ №8
___________ Н.В.Деменкова
«___» _________ 20___ г.
Перспективный план развития библиотеки
на 2021-2024 гг.
Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования.
Ее социальная роль предполагает:
Концентрацию документальных источников образования на традиционных и электронных носителях. Предоставление доступа к удаленным ресурсам образования;
Приобщение школьников к чтению, как к основному виду познавательной деятельности, форме проведения досуга. Содействие в приобретении навыков самообразования учащихся, получение доступа к ресурсам образования всем членам педагогического сообщества;
Способствовать учебному процессу.
Формирование информационной культуры личности, помощь в адаптации школьников к условиям жизни в современном информационном обществе.
Цели, задачи и направления модернизации библиотеки МБОУ ООШ № 8 до 2024 г.
Основная цель развития библиотеки –
создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания…,
оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей школы,
воспитание и закрепление у школьников привычки к чтению, руководства чтением, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни,
содействие и помощь в развитии творческих способностей детей, формировании духовно богатой, нравственно здоровой личности,
реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так и ресурсов других библиотек и систем.
Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующие задачи:
Создание предпосылок для развития и саморазвития школьников, вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельность.
Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных библиотечных услуг.
Поддержка и развитие чтения, путем различных форм пропаганды книг и чтения.
Помогать приводить в соответствие техническое оснащение и уровень информации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.
Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности и информационной культуры школьников, как обязательного условия обучения в течение всей жизни.
Координация и кооперация своей библиотечной деятельности с другими школьными и детскими библиотеками района.
Переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованием времени.
Для решения поставленных задач можно выделить следующие направления деятельности:
Основные направления деятельности:
формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФГОС;
внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты, разрабатываемые школой;
пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность библиотеки в соответствии с Уставом и задачами школы;
расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование деятельности библиотеки;
закрепление в Устав школы обязанность учредителя гарантированно осуществлять обновление фонда художественной литературой;
переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование управления библиотекой.
Основные задачи работы библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.
Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности.
Совершенствование библиотечных технологий.
Целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования, саморазвития достоинства личности ребенка.
Внедрение дифференцированно-ориентированных методов и форм обслуживания читателей;
Постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся с целью эффективного формирования информационного массива;
Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка педагогической информации, формирование и пополнение электронного каталога;
Повышение эффективности внутрибиблиотечной работы.
Списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу.
Дальнейшее комплектование фонда, формирование медиацентра.
Медиацентр – это информационный центр школы для свободного доступа, как учащихся, так и учителей к информационным (образовательным) ресурсам.
Библиотечный медиацентр решает такие задачи, как:
работа по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
консультирование учителей, учащихся по использованию ресурсов Интернет;
публикации информации о новых поступлениях;
использование информации, размещённой в сети Интернет для пополнения фонда библиотеки.
Анализ текущего состояния библиотеки
Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы школы.
Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в ОУ перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие Библиотеки являются:
динамичное развитие школы, расширение области исследований;
внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
акцент на самостоятельную работу учеников;
активное внедрение компьютерных технологий;
увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий.
Цель данной деятельности – повышение эффективности работы библиотеки.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
Повышение квалификации библиотекаря;
Повышение интереса читателей;
Расширение материально-технической базы библиотеки;
Мониторинг деятельности.
Достижение цели реализуется через систему мероприятий:
Основные мероприятия
Формирование фонда в соответствии реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
2
3
4
Изучение новой нормативно-правовой базы, обеспечивающую полноценное функционирование библиотеки
постоянно
зав.библиотекой
Разработка механизма формирования фонда литературы по предметам, блокам дисциплин, с учетом дополнительных подготовок и квалификаций в соответствии с государственными требованиями к профессиональной подготовке
ежегодно до 31.05
зав.библиотекой
Ознакомление с вновь издаваемой литературой (издательства «Просвещение», «Дрофа» и др.)
по мере поступления каталогов
зав.библиотекой
Отработка и использование системы учета индивидуальных потребностей читателей на услуги библиотеки в соответствии с образовательными программами
ежегодно
зав.библиотекой
Предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг
по мере поступления
зав.библиотекой
Совершенствование системы справочно-информационного обслуживания для более быстрого и точного поиска информации читателями
ежегодно
зав.библиотекой
Комплектование и обработка новых поступлений
по мере поступления
зав.библиотекой
Проведение выставочной и образовательной работы в области повышения уровня информационной культуры читателей
постоянно
зав.библиотекой
Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и улучшения материально-технического обеспечения
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
2
3
4
Участвовать в изучении и внедрении в практику работы школьной библиотеки передовых технологий, современных информационных новинок
2021-2022
зав.библиотекой
Программное обеспечение. Осуществление работы компьютерной зоны
2021-2022
зав.библиотекой и программист
Формирование электронного каталога
2021-2022
зав. библиотекой
Активизация использования баз данных читателями школы за счет возможностей локальной сети
2015-2016
зав.библиотекой
Пополнение и обновление Web-страницы библиотеки на сайте школы
регулярно
зам.директора по УВР,
зав.библиотекой
Участие в проведение совместных исследовательских проектов, акций, презентациях, выставках
постоянно
зам.директора по УВР, зав.библиотекой
Повышение комфортности и качества обслуживания читателей за счет модернизации читального зала (ноутбуки, точка доступа Wi-Fi, проектор, экран, брошюратор)
по финансовому плану
директор,
зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой
Изменение дизайна интерьера библиотеки, проведение капитального ремонта
по финансовому плану
директор,
зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой
Повышение квалификации, совершенствование управления библиотекой
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
2
3
4
Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности при управлении библиотекой, отражение их в положениях
2022
директор,
зав.библиотекой
Развитие отношений с партнерами из внешней среды
2022
зав.библиотекой
Стимулирование роста мастерства и квалификации зав. библиотекой через прохождение курсов повышения квалификации, стажировок, аттестации
2022
зам.директора по УВР, зав.библиотекой
Инициирование проведения на базе библиотеки культурно-массовых мероприятий, направленных на профессиональное развитие школьников и преподавателей (кружки, мероприятия к знаменательным праздникам, недели книги и т.п.)
постоянно по плану работы школы
зав.библиотекой,
преподаватели школы
Участие в работе коллективных объединений, способствующих повышению качества оказания библиотечных услуг (МО, редакционный совет и т.п.)
ежегодно
зав.библиотекой
Введение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг библиотекой
1 раз в четверть
зав.библиотекой
Осуществление контроля за выполнением требований ОТ, соблюдением санитарных норм и требований к школьной библиотеке
постоянно
зав.библиотекой
Ожидаемые результаты:
создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки;
обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями школы;
разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с лицензионными нормами, государственными требованиями к уровню подготовки;
развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационно-коммуникационных технологий;
создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки;
развитие сотрудничества c библиотеками образовательных учреждений муниципального образования;
совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения менеджментом качества;
развитие культурно-просветительской работы со школьниками и преподавателями школы по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в образовательных учреждениях района;
освоение способов технологического обеспечения запросов читателей по средствам единой образовательной среды школы;
повышение качества библиотечного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки.
Сроки и этапы реализации перспективного плана 2021-2024 годы:
На первом этапе предусмотрены (2021-2022 годы) работы, связанные с разработкой системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2022-2023 годы) приоритет отдается осуществлению методического, информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2023-2024 годы) реализуются мероприятия, направленные на внедрение и обобщение результатов работы.
Механизм реализации перспективного плана:
В соответствии с государственными требованиями к качеству образования, требованиями ФГОС ООО, Уставом МБОУ ООШ № 8 , Положением о библиотеке МБОУ ООШ № 8 и данной Программы предусматривается ежегодное формирование следующих документов:
годовой план работы библиотеки;
годовой аналитический отчёт работы библиотеки.
Заведующая библиотекой разрабатывает план мероприятий с определением конкретных работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия; организует работу коллектива по выполнению намеченных задач, периодически отчитывается о продуктивности и эффективности реализации данной Программы (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских собраниях), подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий. Результативность выполнения программы, в соответствии с целями и задачами, оценивается один раз в год на педагогическом совете.
Оценка эффективности реализации перспективного плана:
Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения ожидаемых конечных результатов.
Оценка эффективности реализации Программы определяется комплексом интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам Программы, а также к основным направлениям и срокам ее реализации.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}