Из опыта работы. Мониторинг развития читательских интересов.
Из опыта работы. Мониторинг развития читательских интересов.
Одной из задач библиотекаря является воспитание у детей необходимости постоянного общения с книгой. Книга должна помочь учащимся получить знания, выбрать правильный путь, реализоваться как личность, повысить уровень культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Мониторинг развития читательских интересов.»
Из опыта работы.
заведующий библиотекой МБОУ «СШ №8
г. Макеевки»
Колинько Нина Николаевна
Мониторинг развития читательских интересов
Одной из задач библиотекаря является воспитание у детей необходимости постоянного общения с книгой. Книга должна помочь учащимся получить знания, выбрать правильный путь, реализоваться как личность, повысить уровень культуры. Чтобы правильно организовать работу в этом направлении, я должна определить читательские интересы и вкусы читателей. И работа эта начинается с младшего возраста.
Одной из форм работы в этом направлении является анкетирование. Для изучения читательских интересов учащихся третьих классов были предложены анкеты “ Выявление читательских интересов” и” Чем любите заниматься в свободное время”
Анкета «Выявление читательских интересов»
1.Любишь ли ты читать?
2.Есть ли у вас домашняя библиотека? Какие там книги?
3.Как ты выбираешь книги: сам или с помощью взрослых?
4.Какую книжку ты читаешь сейчас? Расскажи, что ты знаешь о ней?
5. О чем ты любишь читать?
6 .Назови фамилии своих любимых писателе
Обработка анкеты «Выявление читательских интересов 8-9 лет показывает, что любимыми книгами являются книги о животных, сказки, приключения, о школе и детях, просто интересные книги, то, что советуют.
Анкета «Мое свободное время».
1.Чем любишь заниматься в свободное время?
2.Какие кружки или секции посещаешь?
3.Какой твой любимый урок?
4.Какое твое любимое занятие?
5.Уделяешь ли ты время чтению? Сколько?
Таблица обработки анкеты, которая показывает, чем занимаются дети младшего школьного возраста в свободное время (играть в компьютерные игры, сидеть в интернете, играть в подвижные игры, смотреть телевизор, читать книги, помогать родителям, посещать спортивные секции и кружки) Изучая таблицу обработки анкеты чем занимаются дети младшего школьного возраста в свободное время, я сделала вывод, что более 50%-играть в компьютерные и подвижные игры и лишь 18%-читать.
Исходя из данных исследований я определила направление работы с учащимися этого возраста.
1. Вместе с учителями вести работу по пропаганде литературы, соответствующей младшему школьному возрасту
2. Периодически проводить обзоры литературы с книжных выставок
3. Подготовить и провести библиотечные уроки: “Структура книги” , ”Выбор книг в библиотеке”
4. Составить рекомендательные списки литературы :“Веселые книги детских писателей” , “В стране детской энциклопедии”, “Маленькие герои большой войны”
5. Подготовить подборки интересных сообщений
Работая в этом направлении и анализируя читательские формуляры, я отслеживала как меняются читательские интересы на протяжении нескольких лет. В пятом классе дети отдают предпочтения приключенческой литературе, любят читать фантастику, с удовольствием читают познавательную литературу, книги серии “Энциклопедии для любознательных” , “Почемучки”(фонд которых пополнился за счет акции “Подари книгу библиотеке”), читают книги по школьной программе, об открытиях и первооткрывателях.
Таким образом, изучая читательские приоритеты детей, можно сделать вывод, насколько гармонично развивается личность ребенка.
Анализ читательских формуляров позволяет сделать не только количественный, но и качественный прогноз. Регулярность такого анализа дважды в год. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что только лишь часть детей (27%) от количества читателей считают чтение своим любимым занятием, а остальные от случая к случаю или совсем не читают. 72% читателей читают в основном приключенческую литературу, детективы, по школьной программе, а классика или произведения с глубокой социальной тематикой уступают легким жанрам.
Таким образом, проводя мониторинговую деятельность по развитию читательских интересов, обобщая материалы, я планирую работу так, чтобы вызвать у учащихся интерес к книге, формирование умений с ней общаться путем совместной организации работы с учителями.