kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательное электронное издание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательное электронное издание»

Образовательное  электронное издание

Образовательное электронное издание

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Области эффективного применения ЭОР

Интенсификация учебного процесса, индивидуализация обучения и частичная автоматизация рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.

Изменение содержания обучения, пересмотр методов и форм организации учебного процесса, построение целостных курсов, основанных на использовании ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах.

-организация разнообразных форм деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

-диагностирование интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

- управление обучением, автоматизирование процессов контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации.

-регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

-использование в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

-самостоятельная учебная деятельность обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

-работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечение управления информационными потоками.

Преимущества Учебный процесс, основанный на использовании электронных учебных изданий, позволяет: - усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых; - обеспечить индивидуализацию обучения; - повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса; - усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала; - расширить круг задач, используемых в обучении; - включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ; - создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы сети Интернет); - повысить оперативность и индивидуализацию контроля результатов обучения.

Преимущества

Учебный процесс, основанный на использовании электронных учебных изданий, позволяет:

- усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;

- обеспечить индивидуализацию обучения;

- повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

- усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

- расширить круг задач, используемых в обучении;

- включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

- создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы сети Интернет);

- повысить оперативность и индивидуализацию контроля результатов обучения.

По своему методическому назначению ОЭИ и их компоненты можно классифицировать на:

• обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения),

• тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала),

• контролирующие (предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом),

• информационно-поисковые и информационно-справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации),

• демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения),

• имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик),

• лабораторные (позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании),

• моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения),

• расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции),

• учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),

• игровые (предназначены для организации досуга, развивающие память, реакцию, внимание и другие качества).

КРИТЕРИИ

В качестве основных параметров-критериев выделяются:

• тип электронного издания,

• предметная или образовательная область,

• рекомендуемый уровень образования,

• рекомендуемые тип образовательного процесса,

• рекомендуемая форма образовательного процесса,

• специфика аудитории.

Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ОЭИ можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным продуктом и к ним может быть применен Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.

Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации.

Отличия Основные возможности ЭОР , которые их отличают от ресурсов других типов: •  интерактив – организация взаимодействия пользователя с ПК (реакция обучаемого в ответ на аудиовизуальный ряд, предъявляемый компьютером); •  мультимедиа – представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации и звука; •  моделирование объектов , процессов и явлений; •  коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль состояния процесса; •  производительность – автоматизация различных операций.

Отличия

Основные возможности ЭОР , которые их отличают от ресурсов других типов:

интерактив – организация взаимодействия пользователя с ПК (реакция обучаемого в ответ на аудиовизуальный ряд, предъявляемый компьютером);

мультимедиа – представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации и звука;

моделирование объектов , процессов и явлений;

коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль состояния процесса;

производительность – автоматизация различных операций.

В связи с этим - следующие возможности применения: •  организация творческой работы •  организация проектной работы •  организация дискуссии •  получение информации •  самоаттестация •  межпредметные связи

В связи с этим - следующие возможности применения:

• организация творческой работы

• организация проектной работы

• организация дискуссии

• получение информации

• самоаттестация

• межпредметные связи

Возможные виды учебной деятельности школьника с использованием электронного учебного издания: - самостоятельная работа с ресурсами, прикреплёнными к параграфам; - поиск информации в электронных справочных изданиях; - отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательных ресурсов сети Интернет, ЭОР, научно-популярной литературы); - овладение навыками работы с текстом (выделение главного, поиск информации для ответа на вопрос и т.п.); - подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации, предложенных в том числе в электронном учебном издании; - наблюдение за демонстрациями, мультимедийными учебными объектами; - объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, показанных в интерактивах и видео электронного учебного издания.

Возможные виды учебной деятельности школьника с использованием электронного учебного издания:

- самостоятельная работа с ресурсами, прикреплёнными к параграфам;

- поиск информации в электронных справочных изданиях;

- отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательных ресурсов сети Интернет, ЭОР, научно-популярной литературы);

- овладение навыками работы с текстом (выделение главного, поиск информации для ответа на вопрос и т.п.);

- подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации, предложенных в том числе в электронном учебном издании;

- наблюдение за демонстрациями, мультимедийными учебными объектами;

- объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, показанных в интерактивах и видео электронного учебного издания.

Дидактические требования :

1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ОЭИ к индивидуальным возможностям обучаемого.

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с ОЭИ.

3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой ОЭИ. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации – компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в ОЭИ.

4. Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с ОЭИ предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.)

5. Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в ОЭИ.

6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в ОЭИ означает, что ОЭИ должен предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к ОЭИ, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к ОЭИ предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании ОЭИ.

1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ОЭИ к индивидуальным возможностям обучаемого. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Различают три уровня адаптации ОЭИ. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора учащимся наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы программы стремятся разработать как можно больше вариантов ее использования для как можно большего контингента возможных обучаемых.

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с ОЭИ. Средства ОЭИ должны обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь (от английского слова suggest - предлагать, советовать). Важной составной частью организации диалога является реакция ОЭИ на действие пользователя. Суггестивная обратная связь осуществляет контроль и корректирует действия учащегося, дает рекомендации по дальнейшей работе, осуществляет постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы суггестивная обратная связь выдает анализ работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой ОЭИ. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации – компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в ОЭИ.

4. Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с ОЭИ предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

5. Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в ОЭИ.

6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в ОЭИ означает, что ОЭИ должен предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой.

Эргономические требования к ОЭИ строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы ОЭИ.  Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому, организации в ОЭИ дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы , что позволит избежать отрицательного воздействия на его психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях.

Эргономические требования к ОЭИ строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы ОЭИ.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому, организации в ОЭИ дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы , что позволит избежать отрицательного воздействия на его психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях.

Требования здоровьесберегающего и эргономического характера, предъявляемые к разработке и использованию ОЭИ соответствуют гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с вычислительной техникой . Для анализа ОЭИ большое значение имеют требования к режиму труда и отдыха при работе с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) и персональными ЭВМ: ОЭИ должны быть разработаны таким образом, чтобы время функционирования ОЭИ не превышало санитарные нормы работы с вычислительной техникой .

Соответствие ОЭИ возрастным особенностям учащихся и санитарным нормам работы с вычислительной техникой являются одним из основных условий эффективности ОЭИ. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IX классов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образовательное электронное издание

Автор: Новикова Татьяна Сергеевна

Дата: 16.11.2020

Номер свидетельства: 563511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Доклад "Создание электронного пособия""
    ["seo_title"] => string(37) "dokladsozdaniieeliektronnoghoposobiia"
    ["file_id"] => string(6) "296832"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456085282"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(131) "tiekhnologhiia-ispol-zovaniia-ikt-na-urokakh-iskusstva-dlia-razvitiia-tvorchieskoi-i-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "242094"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445371885"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Информатизация библиотеки в образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(62) "informatizatsiia-bibliotieki-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "117519"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412822026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Создание электронных учебно-методических комплектов: проектирование, инструментальные средства. "
    ["seo_title"] => string(107) "sozdaniie-eliektronnykh-uchiebno-mietodichieskikh-kompliektov-proiektirovaniie-instrumiental-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "117798"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412917708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства