kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача современной школы - формировать у учащихся способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России, наложили определенный отпечаток на развитие личности  современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры.

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, портфолио ученика, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной и творческой активности учащихся.

Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Электронные средства обучения позволяют устранить негативное отношение к учебе  пассивность обучаемых, связанную с непониманием пройденного или пропущенного материала. Образовательное электронное издание способно влиять на мотивацию ученика, представляя ему возможность попробовать свои силы, поставив перед ним интересную задачу и давая оценку решению без негативной оценки педагога. Это способствует формированию положительного отношения к предмету развитию познавательной активности ученика. Электронные средства обучения способствуют реализации такого факта активизации познавательной деятельности как индивидуализация обучения. Это обусловлено возможностью для обучаемого выбирать на компьютере индивидуальный темп изучения материала, решения задач, определяемый спецификой индивидуальных способностей каждого обучаемого.

Процесс обучения изобразительному искусству и преподаванию мировой художественной культуры может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как: его использование оптимизирует деятельность учителя. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Учителям на предметах искусства необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и сделать их новым средством в формировании и развитии художественно-творческой и познавательной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся »

26






«Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся»






Составитель:

Преподаватель МХК, ИЗО, педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ «Элегия»

Букаева Л.Н.



Содержание

Введение 3

1 Исследование компьютерных технологий обучения 5

1.1 Общедидактические принципы обучения 6

1.2 Психолого-педагогическое обоснование использование ИКТ на уроках искусства 8

2 Технология использования ИКТ на уроках искусства 13

2.1 Урок с мультимедийной поддержкой 13

2.2 Урок с компьютерной поддержкой 15

2.3 Интегрирование урока с информатикой 16

2.4 Самостоятельная работа учащихся с ЭИР 16

Заключение 19

Список литературы 21

Приложение А 22


  1. Введение

Задача современной школы - формировать у учащихся способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры,

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, портфолио ученика, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной и творческой активности учащихся.

Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Электронные средства обучения позволяют устранить негативное отношение к учебе пассивность обучаемых, связанную с непониманием пройденного или пропущенного материала. Образовательное электронное издание способно влиять на мотивацию ученика, представляя ему возможность попробовать свои силы, поставив перед ним интересную задачу и давая оценку решению без негативной оценки педагога. Это способствует формированию положительного отношения к предмету развитию познавательной активности ученика. Электронные средства обучения способствуют реализации такого факта активизации познавательной деятельности как индивидуализация обучения. Это обусловлено возможностью для обучаемого выбирать на компьютере индивидуальный темп изучения материала, решения задач, определяемый спецификой индивидуальных способностей каждого обучаемого.

Процесс обучения изобразительному искусству и преподаванию мировой художественной культуры может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как: его использование оптимизирует деятельность учителя. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Учителям на предметах искусства необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и сделать их новым средством в формировании и развитии художественно-творческой и познавательной деятельности учащихся.

  1. Исследование компьютерных технологий обучения

Уроки по искусству должны создавать условия для формирования и развития художественно-творческой и познавательной деятельности учащихся.

Уроки программ: Б.М.Неменского и Г.И.Даниловой, построены на восприятии зрительного ряда. Использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляя возможность побывать в роли искусствоведа, художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Информационно-коммуникационные технологии способствуют вовлечению каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».


Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

I - как «проникающая» технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

II - «основная» – определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

III - «монотехнология» - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

    1. Общедидактические принципы обучения

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;

  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;

  • принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;

  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;

  • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая индивидуально с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;

  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности

  • привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

Такому уроку, кроме выше сказанного, свойственно следующее:

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

  • диалоговый характер обучения;

  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект- объект; субъект-субъект; объект-субъект; оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

    1. Психолого-педагогическое обоснование использование ИКТ на уроках искусства

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

  • продуманный алгоритм видеоряда изображений. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

  • оптимальный размер наглядности Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора во избежании утомляемости учащихся;

  • оптимальный размер предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Различное восприятие информации учащимися на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео- и аудио- информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.

Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно.

Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

  • информация на экране должна быть структурирована;

  • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

  • темп работы должен варьироваться;

  • периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

  • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или

  • слишком сложным.

Следует иметь в виду, что цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора. Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются от кривой относительной видимости, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект ―психологического пятна, когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный.

При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном – светлее фона. В презентациях целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки.

Предпочтительной же является работа в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Всегда следует помнить, что комфортность восприятия информации с экрана достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.

Значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный). Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

  • изображение главного объекта более ярким цветом,

  • изменение размера, яркости, расположения,

  • выделение проблесковым свечением.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей,

Учителю полезно знать о методических достоинствах компьютерного обучения:

  • способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;

  • компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения

  • компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения;

  • систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

а) По решаемым педагогическим задачам:

-средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

-средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

-вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

б) По функциям в организации образовательного процесса:

-информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

-интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

-поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

в) По типу информации: электронные и информационные ресурсы:

  • -с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

  • -с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • -с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

  • -с аудио- и видеоинформацией (аудио - и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

  • -с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

  1. Технология использования ИКТ на уроках искусства

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого и познавательного развития учащихся.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе.

    1. Урок с мультимедийной поддержкой

В классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов; На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения

– учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ возможно при подготовке и проведении учителем нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная лекция.

Если школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной лаборатории или виртуальной экскурсии, что особенно значимо при изучении естественнонаучных дисциплин. Отсутствие лабораторного оборудования позволяет меньше времени тратить на организационные вопросы.

Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или музей.

Но учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, что целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта и может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. Показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика, Оценивается работа по заранее заданным критериям.

Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения:

  • -осуществляется поиск информации в различных источниках, ее классификация и обработка;

  • -теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.),

  • - защита требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.

  • -работа преимущественно осуществляется в группе, и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности.

    1. Урок с компьютерной поддержкой

Оборудование: несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;

В таком варианте возможны случаи, когда

-учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

-учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При этом значительная часть урока проходит как в случае наличия одного компьютера, разве что информацию с экрана учителя ученики могут получать каждый со своего компьютера благодаря сетевым возможностям.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями; тренажером и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете по заданной теме.

    1. Интегрирование урока с информатикой

Обычно проходит в компьютерном классе.

Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, рисунков (графический редактор Paint и другие приложения); учить выполнять проектные работы (Microsoft PowerPoint); учить красиво и грамотно оформлять тексты (текстовый процессор Microsoft Word); в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ПК.

Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе предлагается провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал урока.

На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

На следующем этапе учащиеся индивидуально работают за компьютером по выполнению задания.

На четвертом этапе проходит защита работы, ее показ и оценка обоими учителями.

На пятом этапе определяется степень достижения целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки.

Могут проводиться интегрированные уроки информатика – ИЗО, биология – ИЗО, литература – ИЗО («Оформление сборника сказок»).

    1. Самостоятельная работа учащихся с ЭИР

Этот вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются

самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями.

Необходимыми условиями для эффективного применения этого варианта являются: оборудование компьютерного класса локально-вычислительной сетью (ЛВС), наличие помощью специальных обучающих систем. В дистанционном варианте необходим доступ в Интернет.

В результате этого определены формы применения компьютера на уроках ИЗО:

1. Использование медиаресурсов как источника информации;

2. Компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

3. Организация проектной деятельности учащихся;

4. Использование графического редактора ―paint в качестве инструмента художественной и творческой деятельности.

Фильм – презентация может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах.

Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, ―Арт-минутки для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (―Мозговой штурм). В конце урока они могут быть завершающим―аккордом, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу ―Вернисаж). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание- сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор ―Paint Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.


Заключение

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО, МХК очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

  • «оживлять» карты;

  • «посещать» крупнейшие музеи мира;

  • «погружаться» в пространство и время;

  • прослушивать записи песен;

  • активизировать учебный процесс.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даѐт возможность получать знания в области культуры и искусства.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и мировой художественной культуры приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор детей;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышается производительность труда учителя и учащихся.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Список литературы

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2. Губайдуллин И. А. ―Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения. – htth//www.it-n.ru

3. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – htth//www.it-n.ru

4. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – htth//www.festival.1september.ru

5. Чернов А.И. Концепция и методика. htth//www. lesson-history.narod.ru

6. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point 2002. – Ж-л ― Вопросы Интернет-образования, № 44

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/

9. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5

10. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994

11. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

(в том числе интернет источники)

Приложение А

Ресурсы сети Интернет

  1. Федеральный портал ”Российское образование” (www.edu.ru). Здесь размещены нормативные документы, библиотека. Имеется обширная коллекция ссылок на интернет ресурсы, связанные с МХК.

  2. Российский общеобразовательный портал (WWW.schol.edu.ru). Раздел “Каталог”, содержит обширные коллекции электронных ресурсов по всем предметам.

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru). В разделе каталога “Среднее (полное) общее образование” более 300 модулей по темам курса МХК с использованием ИКТ - технологий.

  4. Государственный Эрмитаж ( www.hermitagemuseum.org) -обширная цифровая коллекция изображений музейных экспонатов, информация о выставках, программах Школьного центра и других службах музея.

  5. Государственный Русский музей (www.rusmuseum.ru) один из наиболее “продвинутых” музеев России в области использования ИКТ – технологий.

  6. Архитектура России (www.archi.ru) – один из самых интересных для преподавателя МХК сайтов российского интернета. Содержит: актуальную информацию о событиях художественной, научной и культурной жизни России.

  7. Виртуальный каталог икон (www.wco.ru/icons)- Обширное собрание древнерусских икон, систематизированных по регионам (Псков, Новгород, Тверь).

  8. Виртуальный музей живописи (www.museum–online.ru)- собрание картин самых известных художников от эпохи Возрождения до хх1 в.

  9. Энциклопедия Санкт-Петербурга (www.encspb.ru) – один из самых интересных сайтов по истории Санкт-Петербурга, созданный Международным благотворительным фондом им. Д.С. Лихачева. Здесь представлена энциклопедическая информация обо всех аспектах жизни мегаполиса: история, архитектура, наука и культура, экономика, топография. Созданы тематические энциклопедические справочники: “Благотворительность в Петербурге”, “Мемориальные доски в Петербурге”, “Город и вода” и др. Сайт регулярно обновляется.

  10. Газета “Искусство” (http:art.1september.ru) –Издательский дом “Первое сентября” представляет электронную газету “Искусство”. Среди постоянных рубрик газеты: “Урок МХК”, “Урок ИЗО”, “Урок музыки”, “Идем в музей”.

Обучающие сайты по рисованию:

http://risunok.love2learn.ru/

http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

http://draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителей ИЗО, МХК:

http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;

http://www.mifolog.ru/ - Мифологическая энциклопедия;

http://www.smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи;

http://www.pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

http://www.vvvasilyev.ru/ - Лекции по истории искусства;

http://www.world-art.ru/painting/ - База данных по живописи;

http://louvre.historic.ru/collect/ - Виртуальное путешествие по Лувру;

http://geraldika.ru/ - Вся геральдика;

http://www.hi-braa.spb.ru/ - Культура Востока;

http://hist-usadba.narod.ru/ - Исторические усадьбы России;

http://www.crsbi.ac.uk/index.html - Романская скульптура Британии;

http://www.lavra.spb.ru/ - Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра;

http://www.abcgallery.com/G/giotto/giotto.html - Джотто;

http://www.abcgallery.com/K/korovin/korovin.html - Константин Коровин;

http://www.abcgallery.com/C/caravaggio/caravaggio.html - Караваджо;

http://www.abcgallery.com/K/kuinji/kuinji.html - Архип Куинджи;

http://www.abcgallery.com/V/vasnetsov/vasnetsov.html - Виктор Васнецов;

http://www.abcgallery.com/S/serov/serov.html - Валентин Серов

http://www.abcgallery.com/R/repin/repin.html - Илья Репин;

http://www.abcgallery.com/P/polenov/polenov.html - Василий Поленов;

http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html - Иван Крамской;

http://www.abcgallery.com/F/fedotov/fedotov.html - Павел Федотов;

http://www.abcgallery.com/V/vrubel/vrubel.html - Михаил Врубель;

http://www.abcgallery.com/P/petrov-vodkin/petrov-vodkin.html - Кузьма Петров-Водкин;

http://www.abcgallery.com/N/nesterov/nesterov.html - Михаил Нестеров;

http://www.abcgallery.com/V/vereshchagin/vereshchagin.html - Василий Верещагин;

http://www.abcgallery.com/V/venetsianov/venetsianov.html - Алексей Венецианов;

http://www.abcgallery.com/V/vasilyev/vasilyev.html - Федор Васильев;

http://www.abcgallery.com/T/tropinin/tropinin.html - Василий Тропинин;

http://www.abcgallery.com/S/surikov/surikov.html - Василий Суриков;

http://www.abcgallery.com/K/kiprensky/kiprensky.html - Кипренский;

http://www.abcgallery.com/G/gay/gay.html - Николай Ге;

http://www.abcgallery.com/D/delacroix/delacroix.html - Эжен Делакруа;

http://www.abcgallery.com/S/shishkin/shishkin.html - Иван Шишкин;

http://www.abcgallery.com/M/monet/monetbio.html - Клод Моне;

http://www.abcgallery.com/V/vangogh/vangogh.html - Винсент ванГог;

http://www.abcgallery.com/S/savrasov/savrasov.html - Алексей Саврасов;

http://www.abcgallery.com/P/perov/perov.html - Василий Перов;

http://www.abcgallery.com/I/ivanov/ivanov.html - Александр Иванов;

http://www.abcgallery.com/A/aivazovsky/aivazovsky.html - Иван Айвазовский;

http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan.html - Исаак Левитан;

http://www.abcgallery.com/B/briullov/briullov.html - Карл Брюллов;

http://www.abcgallery.com/M/manet/manet.html - Эдуард Мане;

http://www.abcgallery.com/C/cezanne/cezanne.html - Поль Сезанн;

http://www.abcgallery.com/G/goya/goya.html - Франциско де Гойя;

http://www.abcgallery.com/V/velazquez/velazquez.html - Диего Веласкес;

http://www.abcgallery.com/B/botticelli/botticelli.html - СандроБотичелли;

http://www.abcgallery.com/R/rubens/rubens.html- Рубенс;

http://www.abcgallery.com/R/renoir/renoir.html - Пьер Огюст Ренуар;

http://www.abcgallery.com/R/rembrandt/rembrandt.html - Рембранд;

http://www.abcgallery.com/R/raphael/raphael.html - Рафаэль;

http://www.abcgallery.com/G/gauguin/gauguin.html - Поль Гоген;

http://www.abcgallery.com/T/titian/titian.html -Тициан;

http://www.abcgallery.com/L/leonardo/leonardo.html - Леонадро да Винчи;

http://www.abcgallery.com/M/michelangelo/michelangelo.html - Микеланджело;

http://www.abcgallery.com/P/picasso/picasso.html - Пабло Пикассо.

Электронные учебники и сайты:

http://artschool.forum.ru/list.htm - Изостудия;

http://www.panphoto.spb.ru/index_r.htm - Панорамный Петербург;

http://www.liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

http://art-rus.narod.ru/main.html - Страницы русской истории;

http://www.abcgallery.com/index.html - Музей живописи онлайн;

http://palekh.narod.ru/ - Виртуальный музей Палеха;

http://religionart.narod.ru/ - Религиозные сюжеты в русской живописи;

http://sobory.ru/ - Православная архитектура;

http://www.temples.ru/ - Храмы России;

http://www.tretyakovgallery.ru/ - Государственная Третьяковская Галерея;

http://www.museum.ru/gmii/ - Государственный музей имени Пушкина;

http://www.kreml.ru/ - Московский Кремль;

http://www.rusart.nm.ru/index.html - Передвижники;

http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись;

http://www.artbatik.ru – Батик;

http://www.rbtl.ru/konkurs/kirsanova/SDM/master/color.htm - Колористика ткани;

http://www.izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;

Православные сайты

http://www.portal-slovo.ru







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Букаева Людмила Николаевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 242094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс"
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-vniedrieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "249626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446924670"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "112527"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408716307"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства