kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложно о простом, просто о сложном

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игровой форме рассказываем историю вещей через несложные способы шифрования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложно о простом, просто о сложном»

МБУК г. Шахты «ЦБС»

Библиотека им. М.А. Шолохова БИЦ









Сложно о простом, просто о сложном


Познавательный час





Библиотекарь

Головачева М.А.












г. Шахты

2019


Цель:

Читательское назначении: детство

Цель: дать представление о происхождении вещей и развитии шифрования, развить навыки логического мышления

Оборудование и технические средства: цилиндр (деревянный, металлический, из картона или это может быть втулка от туалетной бумаги или бумажных полотенец); лента (атласная, бумажная или репсовая на ваш выбор); канцелярский зажим или скрепка (чтобы закрепить ленту на цилиндре, такой вариант подойдёт только втулкам) – на самой ленте уже намотанной на цилиндр оформляем сообщение, пишем слова, приведённые в задании «Ситала»; лист формата А2 (или два склеенных между собой листа А3, или пол ватмана, или 4 склеенных листа в прямоугольник) – расчертить и вписать алфавит, как показано в задании «Квадрат Полибия»; если в нет возможности писать на доске, то подготовить листы с заданиями (набор цифр) для задания «Квадрат Полибия» и подготовить маркеры (можно ручки, фломастеры) для записи расшифровки на листе; лист с заданием для «Зеркального способа» (текст перевёрнутый, т.е. написанный с права на лево) – сам текст приведён в сценарии в задании «Зеркальный способ».


Ход мероприятия:

Поговорим о самых обыденных вещах не самым простым способом.

Тема нашего мероприятия: история вещей и криптография.

Ну, история вещей понятно. А что такое криптография, кто-нибудь знает?


(Ждём варианты от ребят, задаём наводящие вопросы)


Криптография – это наука о методах преобразования (шифрования) информации с целью её защиты от злоумышленников.

Именно этот способ, поможет нам узнавать о каких вещах будет история. Я буду давать вам шифровки, а вы, разгадав их, узнаете о какой.

Начнём.


1. Сцитала, табличка Энея

Думаю, что почти все из вас слышали о Спарте. Армия этой страны считалась непобедимой. Выносливые, храбрые, дисциплинированные. К 20 годам все сыновья вольных граждан проходили суровые испытания, цель которых – выносливость и закалка, юноши становились воинами.

Представьте, что вы спартанский полководец и вам необходимо отослать послание так, чтобы враги прочитать его не смогли.

Что делать? Правильно зашифровать текст.

Для этого спартанцы брали цилиндр, начинали накручивать на него сухую полоску пергамента и писали на этой уже намотанной полоске, вдоль цилиндра, потом снимали. Если просто смотреть на полоску, то кажется, что на ней написана какая-то абракадабра. Ноу другого офицера должна была быть точно такая же сцила, т.е., то есть цилиндр, и он с лёгкостью мог прочитать, какой приказ прислал полководец.

У меня в руках сейчас очень похожая на сцилу вещь, и есть ленточка с посланием. Предлагаю вам самим узнать о том, что будет первым героем древней истории.


(Берём цилиндр – это может быть втулка от туалетной бкмаги или бумажных полотенец. Обклеиваем цветной бумагой или самоклейкой, чтобы придать презентабельный вид. Можно, кстати, просто свернуть лист картона. Также нам понадобится лента – атласная, бумажная, репсовая. Длина зависит от диаметра и длины цилиндра. А также канцелярский зажим или скрепка, чтобы закрепить ленту. На самой ленте пишем несколько слов: стилос, писало, гусиное перо, шариковая ручка)


Мне необходимы два добровольца на должность офицеров спартанской армии. Один будет держать цилиндр, а другой наматывать ленту.


(Ждём, пока ребята справятся с заданием, по мере необходимости помогаем)


Итак слова написанные в послании это: стилос, писало, гусиное перо и шариковая ручка. Все эти предметы являются родственниками. Сейчас объясню почему.

Стилос и писало. Эти предметы были похожи на обычную заострённую палочку. Они изготавливались из металла или кости.

С их помощью писали на бересте (Древняя Русь), на церах – деревянных дощечках покрытых воском (Древний Рим, Древняя Греция и средневековая Европа). С последней было проще всего.. один конец стилоса был заострён – им писали, а другой напоминал лопаточку. Не понравился текст разравнял лопаточкой воски пиши дальше.

На папирусе писали тростниковой кисточкой, а когда кисточку обрезали, получилось подобие пера, которое необходимо было обмакивать в чернила.

Примерно в VII веке люди взяли в руки. Кажется, возьми любое перо макай в чернила и пиши. Но не всё так просто.

Прежде, чем писать, перо необходимо было подготовить. Перо «закалялось» в горячем песке, обрезалось под определённым углом, затачивалось, кончик расщеплялся.

Умение хорошо обрезать и заточить перо ценилось очень высоко. Были даже специальные чиновники, которые занимались только этим. Перьев требовалось очень много примерно 10-20 штук и это только для одного писаря.

Интересная деталь для письма подходили только маховые перья. Причём для правши брали перья с левого крыла, а для левшей соответственно с правого.

Гусиное перо – хорошо, а металлическое лучше! И долговечнее, удобнее.

До сих пор нет окончательного ответа на вопрос: когда и кто впервые изготовил металлическое перо для письма. Известно, что бронзовые, медные и серебряные перья знали в Древнем Риме. Считается, что первое стальное перо в 1748 году изготовил голландский мастер Йоханнес Янссен. И уже в первой половине XIX века началось промышленное производство таких пишущих средств.

Но когда же появилась хорошо знакомая нам школьная шариковая ручка? Сначала была перьевая авторучка, в которой чернила находились внутри корпуса самой ручки. Один из тех, кто усовершенствовал конструкцию ручки, был Джорджем Паркер. Такие авторучки получили название «вечное перо». Сегодня именно такими ручками главы государств подписывают важные документы.

Самыми распространёнными орудиями письма со второй половины XX века стали шариковые ручки.

Считается, что изобрёл шариковую ручку венгерский журналист Ласло Биро в 1938 году. С помощью брата Дьёрдя, дипломированного химика, удалось изготовить вязкую чернильную пасту. Но это конечно не единственные изобретатели этого предмета.

В нашей стране первые шариковые ручки появились в 1949 году, но массовое производство началось только в 60-х годах. В первое время стержни были дефицитом, потому их заправляли в специальных мастерских.

Сегодня каждую секунду в мире продаётся более сотни шариковых ручек. Но может быть в будущем и они уйдут в прошлое. Но эту тему мы обсудим как-нибудь потом.


2. Квадрат Полибия

Был в Древней Греции историк и военачальник Полибий, который создал свой шифр на основе алфавита записанного в строки и столбцы.



1

2

3

4

5

6

7

1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

2

Ж

З

И

Й

К

Л

М

3

Н

О

П

Р

С

Т

У

4

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

5

Ы

Ь

Э

Ю

Я

-

-

Давайте на примере разберём, как шифровались слова с помощью этого метода.

У вас перед глазами ряд цифр:

25 31 23 14 11

Где в числе 25 первая цифра это номер строки, а вторая номер столбца – на их пересечении будет буква, которая нам нужна.

Кто сможет сказать, какое слово зашифровано этими цифрами.


(Вызываем одного из желающих и даём возможность самостоятельно расшифровать слово)


Правильно это слово – книга. Принцип вы поняли, а теперь кто хочет узнать кто второй герой нашей встречи. У нас здесь несколько вариантов. Для расшифровки мне необходимы четыре добровольца.


14 16 13 16 55


(Ждём, когда ученик справится с задание, если он самостоятельно затрудняется, вызываем любого ученика ему в помощь)


У нас получилось слово – гевея. Давайте расшифруем ещё несколько слов, а потом расскажу, почему выбраны именно они.


35 32 25


Получилось слово сок. Продолжаем.


25 11 37 44 37 25


Теперь слово поинтересней получилось – это каучук. Ещё не догадались, о чём будет идти речь?


26 11 35 36 23 25


Наконец-то мы добрались до истины и наш следующий герой – это ластик. А для чего же были первые слова, которые мы с вами расшифровали?

Всё очень просто и интересно. Дело в том, что в 1492 году экспедиция Христофора Колумба открыла Америку. Много диковинок увидели моряки на берегах этого материка и одна из них сок дерева гевеи. Из этого сока делали, например, упругий мяч для игры. А ещё индейцы обмазывали ноги в соке гевеи и сушили их над костром, получалась водонепроницаемая обувь. Так путешественники впервые познакомились с каучуком. Однако, с собой его взяли, только как интересный сувенир и использовать его никак не собирались.

У нас есть ещё несколько зашифрованных слов. Теперь нужны 5 человек.


42 26 16 12


Получилось слово – хлеб. Причем тут продукт питания? А, всё очень просто, перед тем как появился ластик, хлеб использовали вместо него. А иногда, во времена использования перьев и чернил, кляксу просто слизывали языком. Но когда же появился он король карандаша и гроза кривых линий?


25 32 31 15 11 27 23 31


Шарль Мари де ла Кондамин – это французский учёный, который в 1731 году отправился в экспедицию в Южную Америку. Именно после неё учёные всерьёз заинтересовались свойствами каучука. И, пожалуй, первой полезной вещью из сока гевеи стал наш друг – ластик.


33 34 23 35 36 26 23


Джозеф Пристли – английский священник и учёный-химик случайно обнаружил, что кусочек каучука отлично стирает следы графитового карандаша, лучше, чем хлебный мякиш.


31 16 34 31


Э. Нерн – английский механик. Его также считают одним из отцов ластика. Он просто увидел как мальчик с помощью шарика каучука старательно пытается стереть надпись. Увидев это, Э. Нерн подошёл к этому как истинный изобретатель.


14 37 15 52 23 34


Первые ластики, как и весь природный каучук, имел не очень приятный запах, со временем засыхал, становился чересчур твёрдым. В жаркую погоду ластик, наоборот, размягчался, превращался в липкий комок. В 1839 году американский изобретатель Чарлз Гудьир после многочисленных опытов открыл процесс вулканизации. Однажды зимним днём он по рассеянности положил кусочек каучука с добавлением серы на горячую печь, и в итоге получился сухой, упругий кусочек, который уже не таял. По сути, это была первая резина.

Уже позже в 1858 году появился карандаш с ластиком на конце. Эта идея принадлежит американцу Х. Липману.

Очень долго ластик делали, только из каучука, но наука не стоит на месте. И сейчас их производят из различных синтетических материалов. Они бывают разной формы, цвета или даже с различными запахами, например, яблока или апельсина.


3. Зеркальный способ

Так с ластиком разобрались, но у нас осталась ещё одна вещь. И шифровка у нас будет всего одна, но она известна все и каждому. Так писал, а не шифровал свои записи Леонардо да Винчи, ему было просто удобно так писать, ведь он был левшой. Догадались уже, какой это способ?

Этот способ называют зеркальным. То есть буквы написаны не слева направо, а справа налево. Для расшифровки этого послания нам понадобится зеркало. Прошу выйти двух ребят, кто ещё не участвовал в нашей шпионской игре. Итак, два человека должны стать напротив друг друга. У одного в руках лист бумаги с перевёрнутым текстом, а другой в руках держит зеркало. Читать вслух нам будет человек с листком, что отражается в зеркале. Кстати в этом способе нет пробелов, так что включайте воображение.


Пуговица- шипы растений, щепки, косточки, металл, дерево, ткань. Как думаете, почему были выбраны эти слова?

А всё, потому что именно эти материалы использовались для изготовления пуговиц. Самым древним пуговицам около 5 тысяч лет. они найдены в Индии, при раскопках в долине реки Инд. В каменных кружочках уже были дырочки для пришивания. В Древней Греции, например, использовали ракушки и янтарь.

Но не всегда пуговицы использовались по прямому назначению, они могли быть украшениями или оберегами. Оберегами пуговицы считались в Древней Руси. Они напоминали полый шарик, то есть пустой, внутри был камешек или дробинка. При ходьбе пуговицы приглушённо звенели, и этот звон, как считали наши предки, отпугивал злых духов.

Интересная деталь. Производство пуговиц становилось иногда делом государственной важности. В конце XVII века в моду вошли пуговицы, обтянутые шёлком, украшенные кружевами и вышивками. И во Франции приняли закон – пуговицы обтягивать шёлком, произведённым только на фабриках Парижа и Лиона. Наоборот, в Англии запретили обтягивать тканью пуговицы, постановив делать их из металла, чтобы поддержать английскую металлургию.

В нашей стране пуговица хоть и не имела такого большого экономического значения как в Англии и Франции. Однако, государственное значение всё-таки эта деталь одежды приобрела. По преданию, своим появлением на рукавах военных мундиров пуговицы обязаны царю Петру I. Он заметил, что не только солдаты, но и офицеры имели привычку вытирать нос или рот рукавом, мундир терял свой вид, портилось сукно. Царь приказал пришивать пуговицы к обшлагам солдатских мундиров с внешней стороны. Кто теперь захочет оцарапать нос металлической пуговицей!

В 1775 году великий русский учёный М.В. Ломоносов основал фабрику по производству стекла и мозаики. На ней выпускались и стеклянные пуговицы.

В XIX веке при императоре Николае I пуговица стала «визитной карточкой» и военного, и гражданского чиновника. По пуговицам на мундире можно было определить, к какому ведомству принадлежал тот или иной человек. «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить другому ведомству», - говорит один из персонажей повести Н.В. Гоголя «Нос». Некоторая символика сохранилась и в наши дни. Дубовые листья украшают пуговицы лесников, якоря – моряков, а на армейских пуговицах – гербы и орлы.

Сегодня пуговицы поражают своим разнообразием. Фантазии дизайнеров, создающих пуговицы, нет предела. Появились и коллекционеры пуговиц. Это увлечение называется «филобутанистика».


4. Литература

Об этих и не только вещах можно прочитать в энциклопедиях таких как:

- Детская энциклопедия № 1 от 2018 года, в которой рассказывается история простых вещей

- Детская энциклопедия №11 от 2013 года расскажет вам о разных видах шифрования

- Детская энциклопедия №1 от 2012 года расскажет об удивительных историях великих открытий и изобретений человечества

- «Древние изобретения» книга написанная Питером Джеймсом и Ником Торпом расскажет историю вещей от простых, например, зеркала до истории появления хирургических инструментов.

Не хотите читать энциклопедии, а хотите приключений? Вот подборка книг о героях попадающих в ситуации, где нужна смекалка, ум и умение разгадывать шифры:

- «Путешествие к центру земли» Жюль Верна

- «Возвращение Шерлока Холмса: пляшущие человечки» сэра Артура Конан Дойла

- «Золотой жук» Эдгара Алана По.

В общем будет, что почитать интересное и увлекательное. Приходите в нашу библиотеку и откроете большой мир приключений и увлекательной истории и науки.

















Использованная литература:

  1. Детская энциклопедия. – 2013. - №11. – С.58.

  2. Детская энциклопедия. – 2018. - №1. – С.57.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сложно о простом, просто о сложном

Автор: Головачева Мария Александровна

Дата: 19.12.2019

Номер свидетельства: 532812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prostoie-priedlozhieniie-s-odnorodnymi-chlienami-i-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440517491"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока информатика "Простые и сложные высказывания""
    ["seo_title"] => string(75) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_informatika_prostye_i_slozhnye_vyskazyvaniia"
    ["file_id"] => string(6) "523676"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571741068"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Конспект урока по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no-i-v-prostom-priedlozhienii-s-odnorodnymi-chlienami-i-s-soiuzami-i-a-no-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414167316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2020 руб.
2520 руб.
1860 руб.
2320 руб.
1810 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства