Организационный момент Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание благоприятной атмосферы. | -Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня урок информатики проведу у вас я. -Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Р-1.2. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. К-2.1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
Целеполагание. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока, постановка цели урока. | -Определите цель нашего сегодняшнего урока? Чему сегодня будем учиться? -Ребята, откройте учебники на стр. 26 и прочитайте тему нашего урока сегодня. -А теперь давайте более точнее определим цель нашего урока. -Верно. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой простые и сложные высказывания. Познакомимся с новыми понятиями – логическое умножение и логическое сложение. Будем учиться определять истинность сложных высказываний. | -Мы должны сегодня научиться определять истинность сложных высказываний. Открывают учебник на стр. 26 и читают тему. Определяют. | Р-1.1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. П-4.1. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. К-1.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |
Открытие нового знания. Цель: выявление качества знаний и их коррекция. | -Посмотрите на карточки. Здесь представлены два высказывания: 3+2 Колобок – герой сказки. И. Колобок круглый. -Скажите, чем они отличаются? - Да. Высказывания могут быть простыми и сложными. - Если два простых высказывания соединить с помощью действия логического сложения или логического умножения, получится одно сложное высказывание. -Найдите в учебнике абзац, который начинается «Если два простых…». Прочитайте его про себя. Показывает высказывание. -Попробуйте определить какое это высказывание? (Летом очень тепло И растут цветы.) Почему? - Определите истинность этого высказывания. -Чтобы определить истинность сложного высказывания, определите истинность простых высказываний, из которых оно состоит. -Прочитайте в учебнике правило на стр. 26 под знаком i. … -Итак, истинно ли это высказывание? - Какой буквой обозначаем логическое умножение? -А теперь обратите внимание на таблицу истинности логического умножения. -В каких случаях логическое умножение истинно? - В каких случаях логическое умножение ложь? -Прочти сложное высказывание 0 И 0 1. -Из каких простых высказываний оно состоит? -Оцени их истинность и истинность сложного высказывания -Давайте определим истинность сложных высказываний на стр. 26, полученных с помощью логического умножения. -10 5 И 10 = 3. -Москва — столица России. И В Москве есть Кремль. -Буратино — герой сказки «Колобок». И Буратино сделан из глины. Прочитайте высказывание. Какое это высказывание: простое или сложное? Почему? Из каких простых высказываниях оно состоит? -Определите истинность этого высказывания. -Прочитайте в учебнике правило на стр. 27 под знаком i. … -Итак, истинно ли это высказывание? Почему? - Какими буквами обозначаем логическое сложение? -А теперь обратите внимание на таблицу истинности логического сложения. -В каких случаях логическое сложение истинно? - В каких случаях логическое сложение ложь? -Оцени истинность сложного высказывания 0 ИЛИ 0 1. | Сравнивают и определяют. Высказывание «3+2 Высказывание «Колобок – герой сказки. И. Колобок круглый» состоит из двух утверждений. Читают. -Это сложное высказывание. -Потому что оно состоит из двух простых высказываний. Пробуют определить. Определяют. Читают правило. -Да. -Буквой И. Изучают таблицу истинности. -Если все простые высказывания, из которых состоит сложное высказывание, истинны. -Если есть хоть одно из простых высказываний, из которых состоит сложное высказывание, ложное. -Ноль меньше девяти и ноль больше единицы. -Первое высказывание — ноль меньше девяти, второе высказывание — ноль больше единицы. -Первое простое высказывание истинно, второе простое высказывание ложно, сложное высказывание ложно. -Простое высказывание 10 5 истинно, простое высказывание 10 = 3 ложно, простые высказывания объединены логическим действием И. Следовательно, сложное высказывание ложно -Первое простое высказывание истинно, второе простое высказывание истинно, простые высказывания объединены логическим действием И. Следовательно, сложное высказывание истинно. -Первое простое высказывание ложно, второе простое высказывание ложно, простые высказывания объединены логическим действием И. Следовательно, сложное высказывание ложно. Зимой падает снег или идёт дождь. Зимой падает снег. Зимой идёт дождь. Определяют. Читают правило. -Да -Потому что одно из простых высказываний Истина (Зимой падает снег.) -Буквами ИЛИ. Рассматривают таблицу истинности. -Если, хотя бы одно из простых высказываний, входящих в него, истинно. -Если оба высказывания ложны. -Простое высказывание 0 высказывание 0 1 ложно. Сложное высказывание создано логическим действием ИЛИ. Следовательно, сложное высказывание истинно. | П-5.2. Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. |
Физкультминутка | Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! | Повторяют за учителем, выполняют физические упражнения. | Л-7.1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. |
Систематизация ранее полученных знаний умений, навыков. Цель: совершенствование навыков на уровне применения их в измененной ситуации. | -Рассмотри рисунок и определи истинность сложных высказываний: a. Осень. ИЛИ Идёт дождь. (истина) b. Лето. И Идёт дождь. (ложь) c. Лето. ИЛИ Идёт дождь. (Истина). -Найдите упражнение 21 на стр. 28. Прочитайте его внимательно. Давайте вспомним, в каком блоке записано условие. -Это простое высказывание или сложное? -Из каких простых высказываний оно состоит? Прочтите первое простое высказывание. -Прочтите второе простое высказывание. -Какое действие объединяет простые высказывания? -Когда данное сложное высказывание истинно? -Отметьте первый слева четырёхугольник галочкой. Выполним алгоритм для этого четырёхугольника. Учителю следует убедиться, что все дети выбрали один и тот же четырёхугольник. После того, как дети пометили ромб (крайний слева четырехугольник), учитель продолжает: -У фигуры все стороны равны. Это истина или ложь? -У фигуры все углы прямые. Это истина или ложь? -Одно из двух простых условий истинно. Они связаны действием ИЛИ. Следовательно, сложное высказывание истинно. Прочтите команду, которую надо выполнить. Аналогично алгоритм выполняется для всех четырёхугольников. В результате трапеция (третья фигура слева) будет подчёркнута синей линией, а остальные — красной. Под буквой b. Задание выполняется аналогично. Разница заключается в том, что простые высказывания в условии соединены с помощью действия логического умножения (действие И). Поэтому сложное высказывание истинно только тогда, когда оба простых истинны. В результате выполнения алгоритма красным будет подчёркнут только квадрат (крайний справа четырёхугольник). У него и углы прямые и стороны равны. Остальные четырёхугольники будут подчёркнуты синим. Вывод: | Рассматривают рисунок и определяют истинность высказываний. -В ромбе. -Это сложное высказывание. Читают. -Логическое сложение, или действие ИЛИ. -Данное сложное высказывание истинно, если хотя бы одно из простых высказываний истинно. -Истина. -Ложь. -Подчеркнуть фигуру красным. | П-4.1. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
Закрепление знаний и способов действий. Цель: проверка ранее полученных знаний. | -Найдите задание в тетради № 22. Прочитайте его. -Рассмотрите первую строку таблицы. Чему равно значение переменной X, записанное в первой строке? -Начинаем выполнять алгоритм для X = 3. Результаты работы будем записывать в первую строку таблицы. Блок № 1 — Начало. В столбике ≪Выполненные блоки ≫ запишем единицу. В дальнейшем учитель обращается по очереди к разным ученикам. Каждый ученик должен: назвать номер блока, который надо выполнить; прочитать команду, записанную в этом блоке; объяснить, как выполнить команду; для блока проверки условия определить истинность условия и назвать следующий блок, к которому надо перейти. -Назови номер блока, который надо выполнить. - Дети, запишите число 2 в колонку ≪Выполненные блоки ≫. -Прочти команду, которая записана в блоке № 2. -Дети, запишите букву Б в колонку ≪Выписанные буквы ≫. Учитель, обращаясь к следующему ученику: -Назови номер блока, который надо выполнить. -Дети, запишите число 3 в колонку ≪Выполненные блоки ≫. -Этот блок имеет форму ромба. Как он называется? -Прочти условие, записанное в блоке. -Сейчас X равен трём. Как ты думаешь, условие истинно или ложно? - Так как условие ложно, пойдём по дорожке, помеченной буквой Л . Какой блок будем выполнять следующим? Аналогично выполняем алгоритм до конца. В результате из записанных в таблицу букв образуется слово БУЛАВКА. Те ученики, которые поняли, как выполняется задание, могут самостоятельно выполнить его для других значений переменной X. С остальными учениками работа продолжается фронтально. Упражнение 23 за компьютером. | Читают задание 22. -Значение переменной X равно трём. -2. -Записать букву Б. -3. -Блок проверки условия. - X 10 ИЛИ X = 10. -3 10 — ложь, 3 = 10 — ложь. Следовательно, сложное высказывание ложно. -Блок №4. | |
Рефлексия Цель: обеспечение саморегуляции и сотрудничества. | Ребята, поднимите, пожалуйста, правую руку те, кто считает, что все понял на уроке и у него все получилось. А те, кто считает, что не до конца понял тему нашего урока, поднимите, пожалуйста, левую руку. | Проводят рефлексию. | Р-4.2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |