Понятие “эстетика поведения” охватывает широкий круг вопросов, связанных с поведением человека во всех сферах его деятельности.
Ещё в книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.
Чтобы не совершать бестактных поступков одного лишь знания правил и норм поведения недостаточно. Надо твёрдо запомнить, чтобы заслужить репутацию хорошо воспитанного человека, необходимо изменить некоторые черты характера и привычки. Только тогда можно стать вежливым и воспитанным человеком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание учащихся начальных классов»
Воспитание учащихся начальных классов
Понятие “эстетика поведения” охватывает широкий круг вопросов, связанных с поведением человека во всех сферах его деятельности.
Ещё в книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.
Чтобы не совершать бестактных поступков одного лишь знания правил и норм поведения недостаточно. Надо твёрдо запомнить, чтобы заслужить репутацию хорошо воспитанного человека, необходимо изменить некоторые черты характера и привычки. Только тогда можно стать вежливым и воспитанным человеком.
Культуру поведения составляют: “Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения”.
Назовем черты, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком:
неумение держать свое слово;
безответственность;
непунктуальность;
нескромность;
неумение хранить чужую тайну.
Правил поведения существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано. Правила никто специально не сочинял, не придумывал. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения.
Сейчас мы чаще всего на разные “почему” получаем один ответ: “так принято”.
Вопрос о том, почему многие ребята не умеют себя вести и нарушают правила культурного поведения, волнует многих. Как сделать так, чтобы умение следовать правилам в повседневной жизни стало бы необходимым для детей? Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми.
Специальная работа по воспитанию культуры поведения проходит в форме занятий на классных часах.
Вот пример занятия по теме “О вежливости”.
Учитель: Сегодня ребята, мы поговорим о вежливости. Я прочитаю рассказ о мальчике Феде.
9 часов утра. Звенит звонок. Открывается дверь. В класс входит Елена Николаевна. Она приветливо улыбается.
- Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Первый урок - чтение. Раз, два, три - открываем буквари!
Ребята улыбаются. Им нравится Елена Николаевна. Она очень добрая и веселая.
- Начнет читать Катя.
Катя читает хорошо, правильно. Но мальчики за последней партой у окна ее не слушают. Это Федя с Мишей. Миша достал из ранца игрушечную машинку, и мальчики катают ее по скамейке взад-вперед. Но вот игрушка с грохотом падает на пол. Все ребята оборачиваются на шум. А Катя от неожиданности замолкает.
Елена Николаевна нахмурилась и покачала головой.
- Федя и Миша! — сказала она строго.— Вы нарушили правило поведения.
Учитель: Ребята, какое правило поведения нарушили мальчики?
(Ответы детей.)
Вывод: На уроках нельзя заниматься посторонними делами.
Учитель: На прошлом занятии мы говорили о том, кого называют деловым человеком.
(Ответы детей.)
Вывод: Деловой человек не теряет времени даром; на уроках не развлекается, а учится, то есть внимательно слушает, думает, выполняет все задания.
Учитель: Кто из вас слушал рассказ внимательно, конечно, заметил, что было нарушено ни одно правило.
(Ответы детей.)
Вывод: Федя и Миша нарушили правило вежливости. Оно заключается в том, что каждый человек должен внимательно слушать, когда говорит или читает другой, не мешать ему, не перебивать.
Учитель: А как поступили Федя и Миша?
(Ответы детей.)
Вывод: Ребята не только не слушали Катю, но шумом мешали ей читать, а другим детям — слушать ее чтение. Это очень невежливо.
Учитель: Теперь поговорим еще об одном правиле вежливости. Что сказала Елена Николаевна, входя утром в класс? Какое правило вежливости она выполнила?
(Ответы детей.)
Вывод: Все знают, что люди, встречаясь друг с другом, обязательно здороваются.
Учитель: Какие другие слова приветствия могла сказать Елена Николаевна, здороваясь утром?
(Ответы детей.)
Доброе утро!
Учитель: А какими словами можно поздороваться днем?
(Ответы детей.)
Добрый день!
Вечером?
Добрый вечер!
Учитель: А как ученики здороваются с входящим в класс учителем?
(Ответы детей.)
Надо молча встать. При этом невежливо разговаривать, вертеться, стоять развалившись.
Учитель: Вы тоже умеете вежливо поздороваться с учителем. И заметьте: Елена Николаевна, здороваясь, улыбалась. Хорошо, если люди, приветствуя друг друга, улыбаются. Давайте покажем, как мы умеем вежливо поздороваться с учителем.
Для того, чтобы правила запомнились, важно обращать внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Только тогда правило будет выступать не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидная для младших школьников.