12. Дидактические средства: мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал для учащихся, задания на карточках.
13. Использованные источники литературы:
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
3. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1962.
4. Пятьдесят сценариев классных часов. М., 2000.
5. Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986.
Интернет-ресурсы:
1. http://standart.edu.ru
2. http://www.prepodi.ru
3. http://college.ru/pedagogam
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
Iэтап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Приветствуют учителя.
Приветствие, настроить ребят на работу.
Iэтап. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Я рада приветствовать вас на классном часе. Тему которого вы сможете сформулировать, прослушав стихотворение.
Iэтап. Организационный момент.
IIэтап. Актуализация знаний.
Цель – научиться думать, грамотно выражать свои мысли
Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать беседу по теме стихотворения,
показать учащимся насколько важное значение имеет процесс самовоспитания
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы классного часа
IIэтап. Актуализация знаний.
Скажи, мой друг, а к жизни ты готов,
К такой, чтоб за нее ты не стыдился,
Чтоб в час любой и день любой
Ты и себе и людям пригодился?
И что же слышу я в ответ?
- Скорее нет, пока что нет.
Но ты ведь думаешь о том,
Что впереди дорога жизни,
Что надо «Я» свое сказать
И послужить своей Отчизне?
И что услышал я тогда?
- Конечно, думаю я, да.
А знаешь, что такое воспитать
Себя для жизни, счастья и признанья?
Как умным и достойным стать?
В ответ – заняться самовоспитаньем!
- О чем говорится в стихотворении?
- Что главное в самовоспитании?
Что делает человек, занимаясь самовоспитанием?
- А через какие формы деятельности может научиться человек?
Вот мы и подошли к теме нашего классного часа.
- Учиться, а что это значит?
(ответы детей )
- А зачем человек и каждый из вас учиться мы выясним выполнив следующее задание.
IIэтап. Актуализация знаний.
-Какую роль играет знание в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
Познавательные УУД
IIIэтап. Основной этап классного часа.
Цель – показать что является побудительным мотивом к обучению.
Участвовать в работе по составлению рейтинга учебных мотивов
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу по составлению рейтинга учебных мотивов
Организовать работу и
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
IIIэтап. Основной этап классного часа.
Работа с рейтингом мотивов.
Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) рейтинг. На слайде и ваших листочках написаны предложения, их надо расставить в виде рейтинга – с 1 по 8 позиции.
На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься.
На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
- Проверьте, правильно ли вы все расставили.
Анализ рейтинга.
Кто из вас хочет продемонстрировать рейтинг мотивов, который он выстроил?
Таким образом, на первое место человек ставит познавательные (социальные) мотивы.
IIIэтап. Основной этап классного часа.
- Проверьте, правильно ли вы все расставили.
(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Вывод по притче:
Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему. Все наши знания нам пригодятся.
Работа с притчей.
Однажды к мудрецу постучали. Он открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил:
— Ты зачем пришёл?
— Я пришёл учиться у тебя, — ответил человек.
Мудрец захлопнул дверь и сказал:
— Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание.
— Но почему же? — спросила мудреца его жена. — Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего.
— Те, кто интересуется изучением Писания, по большей части, глупы. Они хотят "спрятаться", — сказал мудрец.
На другой день постучал другой человек. Мудрец открыл дверь и спросил:
— Почему ты здесь? Чего тебе надо?
— Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, — ответил тот.
— Проваливай, — сказал мудрец. — Ты ошибся дверью.
Жена была поражена:
— Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное.
Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему?
— Тот, кто не знает сам себя, — сказал мудрец, — не может никому служить. От его служения в итоге — одно несчастье.
На третий день постучал ещё один человек. Мудрец открыл дверь и спросил:
— А тебе чего?
— Я очень глуп, — ответил тот. — Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого?
Мудрец поцеловал его и сказал:
- Входи. Я жду тебя.
Обсуждение притчи.
- Как вы думаете, почему мудрец прогнал первого ученика?
- Почему прогнал второго ученика?
- И почему принял третьего?
Вывод по притче:
Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему. Все наши знания нам пригодятся.
- Как вы думаете, почему мудрец прогнал первого ученика?
- Почему прогнал второго ученика?
- И почему принял третьего?
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Работать с информацией, представленной в форме таблицы.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по карточке
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Работа над схемой «Мой путь»
- Перед вами лежат карточки с вариантами двух жизненных путей.
Подумайте и предположите, какие могут быть эти варианты, необходимо подумать о том, как будет выглядеть семья, количество ее членов, специальность на работе и даже может быть должность.
Заполнив все пункты – обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Узнайте его мнение о ваших планах.
- Какой вариант вы предпочитаете для реализации в своей жизни?
- Почему?
- Чтобы вам реализовать свой наиболее выигрышный для Вас вариант я предлагаю Вам памятку – правила умственного труда.
Раздача памяток
Самостоятельная работа
- Какой вариант вы предпочитаете для реализации в своей жизни?
- Почему?
Коммуникативные УУД:
1) Формирование уме6ния объяснять свой выбор;
2) Развитие умения работать в паре
Личностные УУД:
Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
V. Итог классного часа. Рефлексия деятельности
Цель – подвести итог проделанной работе на классном часе.
V. Итог классного часа
Рефлексия.
– Что больше всего запомнилось?
– Чему вы научились?
- Как умным и достойным стать?
- Думаю, что вы сегодня пусть немного, но приблизились к своей цели по самовоспитанию.
И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.