В чем я вижу содержание и смысл понятия «духовно-нравственное воспитание».
Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя.
А. Н. Острогорский, российский педагог и публицист.
Я родом из Лысьвы. Моя малая родина — прекрасный уголок уральской земли с прудами, речками, парками. Здесь живут хорошие, трудолюбивые люди, мои друзья, родные. Лысьва — лесная вода — вот что это значит.
Имя моё — Светлана. При крещении я получила на редкость тёплое и ласковое имя Фотина. Это имя носят девочки, родители которых хотят повенчать их со светом.
Свою жизнь я посвятила педагогической профессии. Я — учитель Музыки. Эта профессия предполагает умение творить атмосферу добра и света вокруг себя. Музыка, уроки, дети, занятия хора, концерты. Это моя жизнь.
В последние годы заметно поменялось мое духовное пространство: пою в храме Иоанна Богослова, работаю музыкальным руководителем в воскресной школе при храме. Постепенно иду к здравию своей души, меняя светское на духовное. Это обстоятельство не могло не отразится на моей педагогической деятельности.
Говорят, по музыке распознаются людские души. Понимая, как велика роль музыки в жизни современного ребенка, тщательно подхожу к отбору музыкального репертуара для хоров, ансамблей, уроков. Дети с удовольствием поют песни о Родине, семье, доме. На традиционных школьных концертах, посвященных Дню матери, звучат песни о самом близком и дорогом человеке — маме. Цель таких праздников — поддержать традиции бережного отношения к женщине, матери и закрепить семейные устои. В воскресной школе дети воздают благодарность и любовь к небесной нашей матери — Богородице. Уже несколько лет участвую вместе со своими коллективами в городских рождественских и пасхальных концертах. Музыка для этих детей, воспитанных на высокой чистой ноте, является не развлечением, а духовной потребностью.
А еще я являюсь классным руководителем и учителем основ религиозной культуры и светской этики в 7 классе. У меня есть возможность говорить с детьми о добре и справедливости, сострадании и любви к людям. Дети любят такие уроки. Я учу их размышлять, анализировать их поступки. В конце занятий они делятся со мной своими впечатлениями, а я с ними — своими. В минуты наших встреч люблю смотреть на их лица. В их глазах — работа души.
Растут дети, становятся крепче душой. Расту вместе с ними и я. Каким бы видом деятельности я ни занималась с ними, главной задачей для меня остается духовное взросление молодого поколения.
Пройдут годы, и они сами обязательно когда-нибудь станут носителями духовного и нравственного, хорошими людьми, дарящими другим свет, тепло и надежду.
А иначе зачем?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Терпение и терпимость.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ № 7» г. ЛЫСЬВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Тема: Терпение и терпимость.
(6 класс)
Учитель: Дегтярёва Светлана Фёдоровна
Тема урока: Терпение и терпимость.
Цель: создание условий для овладения детьми знаниями о нравственных качествах человека – терпении и терпимости.
Задачи:
Продолжать знакомить с основными категориями этики, к которым относятся терпение, терпимость, тактичность и т.д.
Учить проецировать информацию на свой жизненный опыт.
Воспитывать личность с осознанным мотивом к нравственному поведению.
Основное содержание:
Терпение как нравственное качество.
Проявление терпения в повседневной жизни.
Графика, театрализация, притча о терпении.
Терпимость как нравственное качество.
Проявление терпимости в повседневно жизни.
Итог. Рефлексия.
ХОД УРОКА
Приветствие. Организация деятельности учащихся.
Притча о терпении (см. приложение).
После прочтения притчи учащимся предлагается лист тетради разделить на 2 части и нарисовать слева саженец (образ ученика, которому нужно многое познать), а справа - выросшее дерево (образ ученика, который взрастил в себе качества). Распределить на выросшем дереве такие качества как: ответственность, терпение, знания, спокойствие.
Образ ученика, которому нужно многое познать.
Образ ученика, который взрастил в себе нравственные качества.
Корень – ответственность
Ствол – терпение.
Ветви – спокойствие
Листья - знания.
Сегодня мы поговорим о терпении, как об одном из основных и нужных нравственных качеств человека.
А что вам известно о терпении?
Следуют ответы учеников: усидчивость, старательность и др.
Если заглянем в словарь, то узнаем, что это английское слово, читается оно как «пэйшенс» и у него есть перевод. Терпение – настойчивость, постоянство, пациент, выносливость, самообладание.
В словаре Ожегова терпение – это настойчивость, упорство, выдержка в каком-либо деле, работа. Это многозначное слово.
А ещё существуют поговорки, пословицы и высказывания о терпении (c использованием графических файлов).
- Терпение и труд – все перетрут.
- Терпение, приносящее плоды.
- Терпение – основа всякой мудрости.
- На всякое хотение есть терпение (великое терпение относится к профессии «учитель»).
Остальные высказывания объясняют дети:
- Ангельское терпение (терпение с миром).
- Терпение на исходе (заканчивается).
- Терпение лопнуло (уже закончилось).
А есть высказывание известного политика, который часто его употребляет «Хватит это терпеть!»
Вот еще несколько высказываний:
- Брак держится на терпении.
- Планета теряет терпение.
- Испытывать чье-то терпение.
Задание 1. А сейчас попробуйте разыграть сценку из жизни вашего класса о терпении.
Задание 2.Скажите кому-нибудь комплимент за терпение.
Задание – вывод. Попробуйте дать определение слову терпение.
Терпение – это готовность и способность мириться с чем-то неприятным и нежелательным.
А как можно назвать человека, умеющего терпеть? (терпеливый)
Вопрос: Как вы думаете, для чего лично вам нужно терпение?
Ответ: - Помогает бороться с недостатками
– Для того, чтобы прийти к цели (и другие ответы).
Вопрос: Терпение дается от рождения или его можно воспитать?
Вывод: Это качество нужно на протяжении всей жизни и нужно стремиться научиться терпению. Если ты это смог, значит в человеческом плане ты поднялся ещё на одну ступеньку человеческого совершенства.
Есть в одном из храмов России особо почитаемая икона «Чаша терпения». Люди припадают к чудотворному образу, молясь, прося о помощи и получая её по вере. (Показ слайда).
Есть ещё одно понятие, имеющее с понятием терпение один корень.
Терпимость – это умение человека … (деты высказывают свое мнение)
Терпимость – это умение человека доброжелательно воспринимать непохожих на нас людей и мириться с их особенностями.
Что же это за особенности?
- Нам не нравится поведение человека
- Человек слушает другую музыку
- Имеет различные недостатки
- Имеет взгляды, отличающиеся от наших
- Люди, имеющие ограниченные возможности.
А так же мы не всегда согласны с теми, кто талантливее нас, богаче или беднее нас, имеет другое вероисповедание, образ жизни, неприемлемый с нашим.
Вопрос: Как относиться к таким людям?
Ответ: Без раздражительности.
Уважение и право на непохожесть имеет каждый человек. Если этого нет в семье – бывает разлад, а если этого нет в мире? Происходит война…
Рефлексия
Я обращаюсь к вам с просьбой осмыслить то, что произошло сегодня на уроке, обратиться к себе и, посмотрев на экран, продолжить предложение, которое пришлось вам по душе.
Рефлексивный экран:
(слайд)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Меня на этом уроке порадовало…
Спасибо за урок! Благодарю за ваше терпение!
Приложение
Притча о терпении
- Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?
- Имей терпение, - ответил учитель, ещё не пришло время.
Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю. Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его.
С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил.
И однажды он не вернулся.
Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки от птиц и палящего солнца, летом, закрывал от мороза и снега, зимой.
Так прошёл год.
Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким. Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.
- Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя!
Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение.
И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…
Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему: - Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания.
Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты.
Ответственность ты имел, но только по необходимости, Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца. Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина.
Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие, а листья – знания!