Семинар по учебной дисциплине ТООвНК на тему «Адаптивная технология обучения»
2016 год
План:
Понятие адаптивного обучения;
Цель адаптивного обучения;
Компоненты образовательного процесса;
Три этапа процесса обучения;
Список литературы.
Приложение.
«Учитель, который мало или
вообще не принимает во внимание
различия индивидуальностей в классе,
есть личность, которой безразличны
жизни её учеников».
(Уильям А, Вард)
1.
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором провозглашается адаптивность системы образования применительно к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Наука включилась в разработку подходов, а практика стала искать конкретные пути решения поставленной задачи. В практической работе школы выстраивают свои собственные модели адаптивных систем.
Адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Адаптивной называется образовательная система, способствующая каждому ученику в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная образовательная система выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям. Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.
Адаптивная система обучения, или АСО, возникла на основе анализа наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие:
— при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
— при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;
— безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;
— регулярная самостоятельная работа не проводится;
— низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;
— плохая обратная связь;
— сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
— нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
— дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
— эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
— психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы;
— нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……);
— ежедневные перегрузки учителя;
— не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные — слабые, сильные?
2.Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.
Используя технологию адаптивного обучения, учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.).
Учение в рамках применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т. д.
Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и контролирующих программ и т. д. В противовес традиционной одноканальной связи (ученик – учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся), предполагающая иные формы взаимоотношений между ними.
3.Выделяют 6 компонентов образовательного процесса, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы.
Первый компонент – адаптивные учебные занятия (уроки по расписанию). Основным средством адаптации ученика к требованиям программ обучения, т.е. полного усвоения знаний и умений, являются развивающие технологии.
Второй компонент – занятия по индивидуальной адаптации. Для достижения тех же целей здесь используется методика индивидуальных занятий, которая обеспечивает функционирование, изменение и развитие мыслительной деятельности ребенка.
Третий компонент – занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию. В основе этих занятий – содержание, помогающее укреплять здоровье и повышать чувствительность рецепторов ребенка.
Четвертый компонент – занятия по социально-нравственной адаптации, для которых специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.
Пятый компонент – занятия по культурологии, краеведению и экологии. Строятся эти знания по специальной программе, подготовленной для всех форм учебно-воспитательного процесса, в том числе и для специально развивающих дней.
Шестой компонент – адаптация к демократическому образу жизни - происходит в процессе включения учащихся в школьную систему самоуправления, в основе которой организация внутришкольной жизни самими учащимися при помощи педагогов школы.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
— управлению самостоятельной работой всех учащихся;
— работе с отдельными школьниками — индивидуально;
— осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и
возможностей детей;
— максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
4.Процесс обучения при данной технологии может быть представлен тремя этапами:
объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся);
индивидуальная работа учителя с учащимися;
самостоятельная работа учащихся.
Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5-7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Схематически это изображается так:
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно
В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.
Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.
Так как приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе, то это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала. Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально; разделить его на укрупненные блоки; по всему учебному курсу спланировать систему занятий обучения всех учащихся; определить необходимые средства наглядности.
Цель второго этапа состоит в обучении учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Предварительно учитель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, он настраивает учащихся на самостоятельную работу.
На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке и учету ошибок и т.п.
Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант — учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель начинает обход всех учащихся в классе (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант— начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.
Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
На фоне самостоятельно работающих учащихся учитель по специальному графику занимается с отдельными из них индивидуально по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности. Самостоятельная работа учеников, которая предполагает общение «ученик – ученик», «ученик – группа учеников», осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных).
Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, расчитанные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.
Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.
Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).
Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.
В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Умение самостоятельно работать — это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
Статическая пара объединяет по желанию двух учеников, которые меняются ролями «учитель – ученик». Она обеспечивает постоянное общение друг с другом. В парном общении активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, исправлять ошибки в момент их возникновения. В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных ученика, слабый и сильный.
Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два ученика. Микрогруппе дается одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей части задания и контроля выполненной работы со стороны учителя или самоконтроля школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. д., т. е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей.
При работе в вариационных (сменных) парах каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с учителем. После этого ученик может проводить по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. По окончании работы каждый учащийся усваивает все части содержания учебного задания.
Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.
5.Список литературы:
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: ACADEMIA, 1999;
Тимофеева Н. Адаптивная система обучения (технология АСО) [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-137 (дата обращения: 13.09.2016);
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачёва Н.А. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы. – Архангельск, 1995;
Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М.: Новая школа, 1996.
Приложение 1
Отличие адаптивной системы от традиционной системы обучения
№ п/п
компоненты
Традиционная
Адаптивная
1
Ученик
объект
субъект
2
Учитель
информатор
информатор, помощник консультант
3
Стиль отношения
инструктивный
демократический гуманистический
4
Формы УД
фронтальная коллективная индивидуальная
парная, групповая, самостоятельная, методики КСО
5
Методы обучения
репродуктивные иллюстративные
рефлексивные проблемные развивающие поисковые
7
Цель
для учителя
целеполагание диагностируемая
8
Оценочная деятельность
отметочная
оценочная+ рефлексивная отметочная (на разных уровнях)