Технологические ресурсы современного урока и внеурочных занятий, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Обеспечение развития общеобразовательного учреждения как системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
Вводная часть
Обращение к учителям (элемент мастерской):
- нарисуйте солнышко и 8 лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе. Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините точки, и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ехать на таком колесе? Так вот, ФГОС помогает выровнять это колесо через системно-деятельностный подход. Такой подход обеспечивают технологические ресурсы образовательно-воспитательной деятельности.
Позвольте напомнить, что ресурсы - это, прежде всего, условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Федеральная программа развития образования даёт нам формулу такой деятельности: "Быстрая смена формулы "образование на всю жизнь" формулой "образование через всю жизнь". Основываясь на этом, выделяем несколько факторов, влияющих на совершенствование качества образования, один из которых - совершенствование технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей.
Как же школе получить новый образовательный результат? "Как?" - это вопрос века. Ответ прост: "Технология - ключ к успеху. Технологические ресурсы деятельности".
Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД).
Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования.
Технологические ресурсы современного урока имеют три постулата:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Эти же постулаты являются основой и внеурочной деятельности в свете ФГОС.
Таким образом, чтобы получить новый образовательный результат, надо дать ответы на следующие вопросы:
1. Надо подробно описать новый результат, ответив на вопрос "Зачем учить?" (Цель)
2. Надо подобрать средства получения нового результата, ответив на вопросы:
- Чему учить ? (содержание)
- Как учить? (технологии, методики)
- Как сделать? (простроить цели до конкретных действий на уроке).
Мы провели среди педагогов анкетирование "Технологические ресурсы развития современного урока и внеурочного занятия". Хочу поделиться с вами результатами:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии;
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения;
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке);
4 место – материально-технический.
Но главный ресурс, на наш взгляд, – сам учитель.
Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияния на процесс становления и развития личности ребёнка. Каждый педагог подобен вселенной со своими планетами и звездами, освещающими путь. Но Галактика современного образования, на наш взгляд, имеет 4 столпа:
- научиться познавать
- научиться делать
- научиться жить вместе
- научиться быть.
Мы приглашаем вас посетить "Галактику урочной и внеурочной деятельности"наших педагогов.
Надеемся, что наша встреча будет для вас полезной и интересной.
Подведение итогов семинара
Итак, уважаемые коллеги, проанализируем работу нашего семинара. Вам предстоит дать оценку увиденного, услышанного и принятого вами:
Этапы семинара
Цели
Формирование УУД
Баллы (по 3-балльной шкале)
Оргмомент.
Тема семинара, его цели.
Мотивация к деятельности. На данном этапе мы стремились создать условия для возникновения у вас внутренней потребности включения в деятельность.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Актуализация знаний (вводная часть семинара)
Формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания.
Познавательные, регулятивные УУД
Работа по теме семинара
Посещение уроков, внеурочных занятий. Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД учащихся, с опытом работы коллег.
Познавательные УУД
Мы надеемся, что наша встреча действительно была полезной и интересной для всех нас. Позвольте подарить вам "Золотые правила", выполняя которые каждый из нас непременно придет к успеху.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА УСПЕХА
Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики!
- Подарите ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
- Ведите ученика от собственного опыта к общественному.
- Будьте не "НАД", а "РЯДОМ".
- Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите.
- Учите анализировать каждый этап работы.
- Критикуя, стимулируйте ученика.