Просмотр содержимого документа
«Моя малая Родина.»
Муниципальное образовательное учреждение
«Мирненская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Ими гордится наш край»
Авторы: Андрюшкина М.В. учитель истории
Введение
« Ты вспоминаешь Родину такой, какой ты её в детстве увидал», - сказал поэт К. Симонов. И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Занятия по патриотическому воспитанию, проводимые в школе, влияют на формирование у учащихся стойких патриотических чувств к родному дому, краю, Родине. Верится, что эти работа даст свои положительные результаты. Ни одна школа не может назвать себя современной, если ограничивается только передачей детям знаний, а не развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, если не научить их ценить и развивать свою собственную личность. В воспитательный процесс необходимо включать мероприятия, позволяющие проследить общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования нашего государства.
Современное гражданское воспитание нацелено :
на воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
развитие гражданской и социальной активности;
воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни замечательных детей;
Воспитание нового гражданина - комплексная работа общественных институтов в этом направлении. Организации культуры, спорта, СМИ, а также общественные организации, выполняя свои просветительские и воспитательные функции играют важную роль в воспитании гражданина, являются активными помощниками школы в осуществлении воспитательного процесса. Идеи гражданственности и патриотизма должны воплощаться при проведении различных мероприятий и при разнообразных формах работы с учащимися.
Методические рекомендации
Цели: продолжить формировать представление у детей о малой Родине – поселок Мирный.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять знания о родном селе, учить узнавать знакомые места на фотографиях;
- дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где человек родился, где прошло его детство;
-познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о родной земле.
- развивать связную речь детей, отвечая на вопросы воспитателя полными предложениями.
Воспитательные:
- прививать любовь к малой Родине.
Предварительная работа:
- Проведение беседы с детьми «Что вы знаете о своём селе, районе?»
- Посещение школьного краеведческого музея.
- Заучивание стихотворений о селе, о Родине.
- Организация выставки рисунков на тему «Моя улица»
Оборудование: физическая карта России, Сосновского района, фотографии села, презентация, ноутбук, проектор, экран, рисунки родного края.
Звучит музыка песни «С чего начинается родина»
Классный час « Ими гордится наш край»
Ход мероприятия.
Классный руководитель - Что такое Родина? С чего она начинается? Любовь к Родине. У каждого человека это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток - маленький ручеек, с которого все начинается.
Ученица- Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Это могучая сила - память. Она влечет домой. Она согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял Родину. Что значит: Родина моя?
Чтец:
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это - Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет
.
Классный руководитель – Русь! Короткое – в один слог слово!- а какое просторное и загадочное. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Какие ассоциации вызывают у вас слово « Русь»?
( ученики предлагают свои ответы)
Классный руководитель – Русь, Русские, Россия, Россияне. Русло( ложе реки, по которому она течет). Русалка( сказочная обитательница рек и озер).
Роса - и производное от неё- росяница- обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях.
Есть у слова « Русь» еще одно значение. На севере, в деревнях русью светлое место зовут, где солнышко. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая.« Русь- светлое место! Русь- страна света. Милая, светоносная Русь. Родина, родительница моя!»
Ученица - Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.
Классный руководитель - У каждого человека есть малая родина, где он родился, где живёт, где живут его родители, где проходит его детство. А где родились вы?
Ученики – Мы родились и выросли в Сосновском районе, п.Мирном.
Классный руководитель - Назовите улицу, на которой вы живёте.
Ученики- Улица Солнечная, Луговая, Заречная, Школьная, Парковая.
Классный руководитель- Обратите внимание, какие красивые названия улиц в нашем селе. На этих улицах живут замечательные люди: руководители, трактористы, комбайнёры, животноводы, ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.
Чтец:
Деревня наша, как единая семья.
В ней всё едино и свои законы, Но, чтоб не делала, как не хотела я, Всё будет так, как захотят, стоящие у трона.
А люди наши очень уж простые, Умеют слушать, мало говорят.
У многих руки золотые. Чтец:
Всё могут сделать, если захотят
И ежедневно утром ранним,
Не ведая, что будет впереди,
Они идут, работают с желаньем,
Оставив всё плохое позади.
Как хочется, чтоб люди молодые
Пускали корни на родной земле,
Поженились парни холостые,
Девчат оставив на селе.
Иначе скоро не услышим,
Мы в переулках детских голосов.
Чтец:
Ведь для детей живём и дышим
И это ясно всем без слов.
Как хочется немножечко вниманья,
Чтоб обратили власти на село,
Осуществились наши бы желанья,
И нам жилось в деревне хорошо
Клавдия Михайловна Соколова
Классный руководитель- Жителям села привычней в природу ступать с поклоном: они вкладывают в землю семена, заботятся о них круглый год и убирают урожай. Без соленого пота и дружных усилий крестьян хлеб на стол не приходит. Однако и сельчане, веруя в наилучший результат своих поклонов, буквально окрыляются, когда оживает земля.
Вот он, привычный на первый взгляд, поверхностный слой нивы. И трудно даже представить, что эта плодородная почва, именуемая гумусом, создавалась природой веками.
Достаточно сказать, что на прирост гумуса толщиной в один сантиметр ушло более ста лет. А это значит, что наши предки, люди совсем далеких от нас поколений, видели эту землю, стояли у основ каждого миллиметра доставшегося нам плодородия. Вот и возникает вопрос, а что сделал ты, живущий на земле сегодня, чтобы приумножить свои «миллиметры»?
Ученики -Ответить на это, дано каждому из нас только делом. Причем срок на ответ дается короткий до жесткого - одна человеческая жизнь. Значит, очень важно не заскорузнуть душой, не замкнуться в привычках, а видеть каждый звук и каждый звук ежедневно, ежегодно новым, неповторяющимся. Тогда и разум человека от земли будет постоянно обновляться, и руки будут в ладу с ним, неустанны и прекрасны.
Классный руководитель– Речь ведем не о философских категориях, а о продлении в любом возрасте… трудолюбия. Готовы с любым поспорить, но убеждены, что в том, в ком наиболее полно сохранено трудолюбие, в том, кто до самых преклонных лет живет во благо людей. Когда мы видим, как охотно берется человек за порученное дело, как неустанно он занимается любимым делом, как он искренне рад удачи и успеху коллег и товарищей, - значит, такой Человек состоялся. В своей жизни, люди, испытывающие это, даже среди самых серых буден не опустятся до уровня привычки и лени: такие и от себя и от окружающих потребуют ответственных дел и решений. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком- человеком Труда.
Ученик – Клавдия Михайловна Соколова родом с Брянщины. Когда началась война, ей было три года. Фашисты, занявшие их село, выгнали их из дома во двор, в землянку. Летом в землянке было ещё сносно, а вот зимой…Её мать заставляли прислуживать немецким солдатам: стирать бельё, готовить еду, мыть полы. Одну из старших сестёр, в числе других девчат и парней, должны были угнать на работы в Германию. Но сестра накануне отправки, будто ненароком сильно опалила себе лицо, руки, грудь. Прибежал полицай, давай допытываться, как дело было – подозревал, и не без оснований, что это всё вышло случайно. Однако мать сумела убедить его, что это она, замешкавшись со сборами дочери и не видя ничего вокруг от горя, опрокинула на неё горящую керосиновую лампу. Потом исчезла Машка. Как самого большого счастья, все ждали победу. Ни секунды не сомневались, что победа придет.
Ученица- Оторванные от Большой земли, окруженные врагами, приниженные и разом потерявшие право быть хозяевами своей судьбы, все верили: что выстоит Красная армия, не впервой ей сражаться и побеждать. Советская власть нам в Октябре дадена не на время, а навечно. И Победа пришла, не могла не прийти. Да, нелегко досталась Победа советскому народу.
Ученик - Она была младшей из восьмерых братьев и сестёр. У неё в памяти осталось, как они провожали на фронт отца. Вернулся он только в сорок шестом году. Её отец был мастером на все руки, да и братья её и сёстры работали. Её мама умела раздаивать коров и меня тому учила. Клавдия Михайловна была маминым хвостиком, куда она туда и Клавдия Михайловна.
Ученик - По дому и на подворье всё делали вместе, правда за отцом тоже бегала, особенно любила бывать на конном дворе, где он работал, вместе с ним она чистила и обхаживала лошадей. Старшая сестра Мария стала шофёром, редкая по тем временам профессия, особенно для женщины, а Клавдию Михайловну машины некогда не манили. Она любила животных. Её родители заметили эту тягу и одобрили.
Ученик - Уже в шестнадцать лет Клавдия Михайловна мечтала стать дояркой как её мать. Она не сразу стала профессиональной дояркой. Когда она пришла на ферму, поняла, что дело это не лёгкое и, кроме умения, требует ещё и каких - то особых, она бы сказала, человеческих качеств.
Ученица- Даже не всякой опытной доярке корова полностью отдавало молоко, а лишь той, которой «доверяет», к которой привыкла и чувствует в ней заботливого хозяина. В самом деле, доярка становится главной фигурой на ферме, да и в хозяйстве. Есть профессии старые и молодые, рождающиеся и умирающие, а есть вечные. Доярка – из таких. Сколько будет продолжаться жизнь, на земле, столько нужна будет людям эта профессия.
Ученик - Переехала она на Урал в августе 1959 года, можно сказать, неожиданно. Вот говорят, судьба слепа, однако здесь она «смотрела в оба» и далеко вперёд. А было так. Гостил у неё на Брянщине Шестаков Иван Петрович, зоотехник из «России». Рассказывал он об Урале, его красоте и мощи, о том, что этот индустриальный край ещё мало освоен в сельскохозяйственном отношении, а потому работы много. О совхозе своём рассказывал, о его перспективах.
Ученица - Годы спустя, когда она обжилась на Урале. Так исторически сложилось, что Урал – промышленный район страны, её «добытчик и кузнец».
Вот в этот богатый и перспективный край звал работать Иван Петрович Шестаков её и её подружку Машу Добрилеву. Раздумья были недолгими. Они собрали один чемоданчик на двоих – и в дальнюю дорогу. И радостно, и тревожно: каково – то девчонкам, дальше села родного нигде не бывавшим, уезжать от семьи за тысячи верст?! В пути чего только не придумывали
Ученица - Но чувство тревоги и неизвестности было побеждено другим – гордостью за свою необъятную страну. Многое она увидела и почувствовала в пути, ведь ехали долго: сначала на поездах до Москвы и оттуда до Челябинска, потом до разъезда Кисегач. Тогда ведь от Челябинска до совхоза автобусы, как ныне, не бегали каждый час. Прибыли они на разъезд вечером и пешочком отправились к месту предстоящей работы. Так и началась ее трудовая жизнь в нашем поселке. Может кто-то скажет ничего героического. Не скажи… кормить людей вкусно и полезно была всегда нелегкой задачей, а хорошее молоко пьют все. И пошло поехало… Стала лучшей дояркой района, области, награждена государственными наградами.
Ученик - На центральной усадьбе в посёлке Мирном очень уютно и красиво. Есть у нас торговый центр, детский сад-ясли, Дом культуры, вдоль улиц – асфальтированные тротуары. Жилья строилось немало: многоэтажные дома и коттеджи на две семьи, одноэтажные и двухэтажные, с двухъярусными квартирами. Её семья долгое время жила в многоэтажном доме со всеми удобствами. Но все, же скажу, что сельскому жителю нужно подворье, чтобы и скотина под рукой была, и огородик у крыльца, и сад хотя бы небольшой, чтобы цветы были. Посильный труд занимателен и для подростка.
Ученик - Иные родители еще так понимают рабочую, особенно сельскую профессию, будто это наказание за нерадивость в школе или за полную неспособность. Молоко – это ведь одно из чудес, созданных природой, первый продукт питания, который познает человек. В младенчестве оно тоже, что сама жизнь
Ученица - Небольшие фермы исчезают, и возникают большие корпуса настоящих заводов и фабрик, где все меньше физического труда и людей, но больше машин и намного больше скота. В современное село стремительно идет механика.
Классный руководитель - Иногда К.М.Соколова думала: сознательно или случайно наши родители не облегчали нам с детства, не окружали подпорками да оговорками, а сразу вводили во «Всамделишную» жизнь, сразу давали испытать радость труда, радость участия в общих семейных заботах? Наверное, все-таки сознательно. В той мере, конечно, какую подсказывал им их собственный опыт, что в жизни не готовят начерно, чтобы потом набело переделывать. Они учили нас всерьез и сразу.
Человек! Кем бы он ни был по профессии своей. Горожанин или селянин, он прежде всего сеятель. Сеятель того доброго, вечного, что остается людям
Чтец -
Скажи о родине ты добрые слова,
Возьми все это из своих воспоминаний,
Пусть не вершатся там великие дела,
Зато о счастье много там напоминаний.
Там детство, мать, отец,
Там куча старых у тебя друзей осталось,
И там красивая природа, наконец,
И там всегда частенько и легко мечталось.
Вот только тяжело все это осознать,
Все это вдалеке не сразу понимаешь,
Сначала хочется о жизни о другой мечтать,
Ну а потом вдали ты просто таешь…
Ведь родина заключена в тебе,
Она наполнила тебя, взрастила, научила,
Теперь она во всей своей красе,
В тебе находится, и, знаешь, в этом сила.
Игра « Хорошо ли я знаю историю своего поселка?»
Примерные вопросы для игры
«Хорошо ли я знаю историю своего края?»
Раздел «Люди»:
Вопрос 1.
Этот человек был директором нашего хозяйства много лет. Герой Социалистического Труда. (Иван Васильевич Григорьев).
Вопрос 2.
Много участников Великой Отечественной войны проживали в нашем поселке
Среди них был человек, награжденный орденом Красной звезды.( Гузь Филипп Макарович.
Вопрос 3.
Деятельность этой женщины включает множество профессий: пекарь, повар, садовод, овощевод, цветовод …( Белобородова В.И.)
Раздел «История»:
Вопрос 1.
Какое первоначальное название было у нашего поселка? ( Мельница Толстых)
Вопрос 2.Какие улицы поселка названы в честь людей, живших в прежние времена?( И.И.Мысляева, Я.М.Бойчеенко)
Раздел «Интересный факт»:
Вопрос 1.
Самый необычный памятник в Мирном (Мельница)
Вопрос 2.
Породы рыб, которые водятся в озерах вокруг Мирного( щука, карась, карп, окунь).
Вопрос 3.
Уникальное озеро ( Касарги).
Раздел «География»:
Вопрос 1.
Какая река протекает рядом с поселком ? (Зюзелга).
Вопрос 2.
Численность населения Мирненского поселения (численность населения Мирненского поселения составляет 5.200 человек)
Классный руководитель
Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа.