kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. "Основные принципы исследовательской работы студентов "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. "Основные принципы исследовательской работы студентов "»

ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной. В период становления информационного общества происходит:

- вхождение научных достижений в повседневную и обыденную жизнь; - наука и научные методы стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей;

- вхождение научной деятельности в качестве «функциональной обязанности» рядовых специалистов во многих профессиях;

- невозможность эффективного карьерного роста без использования научных методов обработки информации и принятия профессионально важных решений и др.

Следовательно, овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «...способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь». Действительно, повседневная практическая деятельность человека «... сродни научному творчеству». Прежде чем выполнить любой вид деятельности, человек прогнозирует и проектирует цель, продукт, технологию и следствия. Поэтому опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия. Занятия наукой содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, входят, в соответствии с ФГОС, в число общих компетенций, которые особенно актуальны в ситуации множественного выбора, динамики перемен, многочисленных проблем свойственных современной действительности. Они рассматриваются как важнейшие способности человека к самостоятельному познанию, к разрешению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности. Поэтому базовыми компонентами научной деятельности должен овладеть каждый, что бы стать «творцом» своей жизни.

В последнее время объективно возрос интерес к спецкурсам, ориентирующим обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся курсы, посвященные развитию у студентов исследовательских навыков. Их содержание разрабатывается как учеными, так и педагогами-практиками. Не теряет своей актуальности выражение: «Наука—движитель прогресса». С древнейших времен до наших дней она служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Важно это понимать и проводить через весь процесс обучения путь к пониманию практической ценности результатов работы миллионов ученых земли. Все, что нас окружает сегодня — плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, прикладные формы научной деятельности человека.

Понимание этого подводит нас к необходимости серьезного разговора о включении предмета исследовательская деятельность в образовательный маршрут многих учебных заведений. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается сейчас как один из ведущих компонентов образовательного процесса. Однако нельзя забывать, что исследовательская деятельность в образовательном учреждении имеет свои особенности. В отличие от научно-исследовательской работы НИИ и вузов целью исследовательской деятельности студентов является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методике и методах исследования, обучение системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.

Обучение в образовательном учреждении — это путь получения базовых знаний, возможность развития продуктивно-деятельностного способа мышления, формирования умений и навыков самостоятельного творческого труда. От элементарного восприятия получаемой информации через систему олимпиад, конкурсов, подготовку докладов и рефератов, научно-практических конференций различного уровня обучающиеся постепенно подходят к возможности самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, получать навыки ведения дискуссии, защиты собственного мнения, основанного на полученных в ходе обучения знаниях.

Добиться же полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:

предварительной подготовки студентов по методике исследовательской деятельности;

качественного руководства работой студента профессионально подготовленным педагогом-наставником;

проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее зашиты.

Основными образовательными результатами могут быть:

развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы;

умение формулировать цель и задачи исследования;

нормирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;

умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;

умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели к решаемым задачам.

Общие правила для педагогов

при проведении исследовательской деятельности:

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий.

Педагогам, занимающимся выработкой у обучающихся исследовательских наклонностей, необходимо соблюдать следующие правила:

- не занимайтесь наставлениями;

- помогайте студентам действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны студентов, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

- не сдерживайте инициативы обучающихся и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

- научитесь не торопиться с вынесением суждения.

- научите студентов прослеживать межпредметные связи.

- приучите студентов к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

- подходите ко всему творчески.

Обязанности руководителя студенческой исследовательской работы:

- совместный выбор темы;

- составление рабочей программы исследования;

- текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;

- оказание помощи исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования.

Основными формами представления исследовательской работы являются:

• курсовая работа;

• учебно-исследовательский проект;

• доклад;

• сообщение по теме;

• дневник педагогических наблюдений;

• алгоритм решения конкретной задачи;

• конструкция дидактического средства;

• аннотированный библиографический список;

• терминологический словарь;

• реферат;

• аннотация;

• план решения проблемы (простой или сложный).

Вывод:

Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.

Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные студенты.

Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.

Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.




 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка. "Основные принципы исследовательской работы студентов "

Автор: Прокофьева Ольга Николаевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка для проведения интегрированного занятия в форме образовательной сетевой квест-игры по теме «Ландшафтный дизайн» "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskaia-razrabotka-dlia-proviedieniia-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-formie-obrazovatiel-noi-sietievoi-kviest-ighry-po-tiemie-landshaftnyi-dizain"
    ["file_id"] => string(6) "117023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412686853"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Методическая разработка урока по физике:"Решение задач на применение закона сохранения энергии" "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-rieshieniie-zadach-na-primienieniie-zakona-sokhranieniia-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "233662"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443184153"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО"
    ["seo_title"] => string(91) "opytprimienieniiainformatsionnokommunikatsionnykhtiekhnologiivusloviiakhriealizatsiifgosspo"
    ["file_id"] => string(6) "299989"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456650090"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-priiemy-analiza-i-intierprietatsii-poviesti-a-s-pushkina-mietiel"
    ["file_id"] => string(6) "231766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442611758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства