Методическая разработка. "Основные принципы исследовательской работы студентов "
Методическая разработка. "Основные принципы исследовательской работы студентов "
Овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. "Основные принципы исследовательской работы студентов "»
ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной. В период становления информационного общества происходит:
- вхождение научных достижений в повседневную и обыденную жизнь; - наука и научные методы стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей;
- вхождение научной деятельности в качестве «функциональной обязанности» рядовых специалистов во многих профессиях;
- невозможность эффективного карьерного роста без использования научных методов обработки информации и принятия профессионально важных решений и др.
Следовательно, овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «...способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь». Действительно, повседневная практическая деятельность человека «... сродни научному творчеству». Прежде чем выполнить любой вид деятельности, человек прогнозирует и проектирует цель, продукт, технологию и следствия. Поэтому опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия. Занятия наукой содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, входят, в соответствии с ФГОС, в число общих компетенций, которые особенно актуальны в ситуации множественного выбора, динамики перемен, многочисленных проблем свойственных современной действительности. Они рассматриваются как важнейшие способности человека к самостоятельному познанию, к разрешению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности. Поэтому базовыми компонентами научной деятельности должен овладеть каждый, что бы стать «творцом» своей жизни.
В последнее время объективно возрос интерес к спецкурсам, ориентирующим обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся курсы, посвященные развитию у студентов исследовательских навыков. Их содержание разрабатывается как учеными, так и педагогами-практиками. Не теряет своей актуальности выражение: «Наука—движитель прогресса». С древнейших времен до наших дней она служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Важно это понимать и проводить через весь процесс обучения путь к пониманию практической ценности результатов работы миллионов ученых земли. Все, что нас окружает сегодня — плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, прикладные формы научной деятельности человека.
Понимание этого подводит нас к необходимости серьезного разговора о включении предмета исследовательская деятельностьв образовательный маршрут многих учебных заведений. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается сейчас как один из ведущих компонентов образовательного процесса. Однако нельзя забывать, что исследовательская деятельность в образовательном учреждении имеет свои особенности. В отличие от научно-исследовательской работы НИИ и вузов целью исследовательской деятельности студентов является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методике и методах исследования, обучение системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.
Обучение в образовательном учреждении — это путь получения базовых знаний, возможность развития продуктивно-деятельностного способа мышления, формирования умений и навыков самостоятельного творческого труда. От элементарного восприятия получаемой информации через систему олимпиад, конкурсов, подготовку докладов и рефератов, научно-практических конференций различного уровня обучающиеся постепенно подходят к возможности самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, получать навыки ведения дискуссии, защиты собственного мнения, основанного на полученных в ходе обучения знаниях.
Добиться же полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:
предварительной подготовки студентов по методике исследовательской деятельности;
качественного руководства работой студента профессионально подготовленным педагогом-наставником;
проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее зашиты.
Основными образовательными результатами могут быть:
развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы;
умение формулировать цель и задачи исследования;
нормирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;
умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;
умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели к решаемым задачам.
Общие правила для педагогов
при проведении исследовательской деятельности:
Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий.
Педагогам, занимающимся выработкой у обучающихся исследовательских наклонностей, необходимо соблюдать следующие правила:
- не занимайтесь наставлениями;
- помогайте студентам действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны студентов, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
- не сдерживайте инициативы обучающихся и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- научитесь не торопиться с вынесением суждения.
- научите студентов прослеживать межпредметные связи.
- приучите студентов к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- подходите ко всему творчески.
Обязанности руководителя студенческой исследовательской работы:
- оказание помощи исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования.
Основными формами представления исследовательской работы являются:
• курсовая работа;
• учебно-исследовательский проект;
• доклад;
• сообщение по теме;
• дневник педагогических наблюдений;
• алгоритм решения конкретной задачи;
• конструкция дидактического средства;
• аннотированный библиографический список;
• терминологический словарь;
• реферат;
• аннотация;
• план решения проблемы (простой или сложный).
Вывод:
Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные студенты.
Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.
Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.