Классный час: «Здоровое питание»
Цели:
- рассказать учащимся основные составляющие рационального питания;
- содействовать ученикам в понимании важности соблюдения четырех разового режима питания и способствовать в выработке устремлений и предпочтений в правильном питании;
- формирование у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и в будущем здоровье и членов семьи.
Оформление класса:
а) на доске:
- Плакат героев;
- овощи, фрукты и вредные продукты;
-карточки: углеводы, жиры, витамины, белки.
б) на парту каждому ученику положить листок бумаги для тестов;
в) можно поставить столы для работы детей в группах, но можно объединить детей в группы по рядам.
Ход классного часа:
Сегодня на урок к нам пришли герои передачи - «Улица Сезам»: Зелибоба, Кубик и Бусинка. Пока наши герои добирались до нас на урок, они очень они зашли в нашу школьную столовую. Там они взяли много конфет, побольше бутербродов с колбасой, газировку и конечно, жевательную резинку. Но учитель сделал им замечание, что они неправильно питаются, в этой еде нет питательных веществ, и они не будут здоровыми. Зелибоба, Кубик и Бусинка очень удивились такому возражению учителя, ведь они всегда так завтракают. Наши гости попросили, чтобы мы им объяснили, что такое питательные вещества, что является здоровой пищей и кто такие вообще витамины?! Ребята, давайте попробуем с вами помочь нашим гостям.
- Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами проведем небольшой опрос. Я раздам вам листы бумаги и попрошу вас ответить на вопросы следующего теста. Он будет содержать 12 вопросов и по нескольку вариантов ответа на них. Вам следует выбрать из каждой группы ответов тот, который наиболее близок вам. Итак, приступаем.
1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
а) три раза;
б) два раза;
в) один раз.
2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
а) каждое утро;
б) один-два раза в неделю;
в) очень редко, почти никогда.
3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
б) из жареной пищи;
в) из одного только напитка.
4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
а) никогда;
б) один-два раза;
в) три раза и больше.
5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
а) три раза в день;
б) три-четыре раза в неделю;
в) один раз.
6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
а) раз в неделю;
б) от 1 до 4-х раз в неделю;
в) почти каждый день.
7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?
а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
а) два-три раза и больше;
б) один раз;
в) один раз и реже.
9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
а) раз в день;
б) два раза в день;
в) три раза и более.
10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:
а) убираете весь жир;
б) убираете часть жира;
в) оставляете весь жир.
11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
а) одну-две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО?
а) бокал красного вина;
б) одна-две рюмки крепких напитков;
в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.
Подведем итоги.
Отложите ручки, подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.
Кто набрал от 21 до 24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Спасибо. А теперь мы вместе с вами посмотрим, что у нас получилось.
Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь? По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и свежевыжатый фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом чили и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?
- Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»?
- Скажите, как вы думаете, что такое питание?
-А зачем оно нам нужно?
В пище и как и в нашем организме содержаться питательные вещества, за счет которых организм работает.
Вот Кубик признался, что он знает какие это питательные вещества. А знаете ли вы? (Белки, жиры, углеводы, витамины). Давайте, подробнее познакомим с этими веществами наших героев.
Белки – необходимы для нашего питания в течении всей жизни. Отсутствие белков в пище приводит к смерти человека. Белки являются одной из главных составных частей всех клеток и тканей организма. Поступая с пищей в организм, они расщепляются в пищеварительном тракте до так называемых составных аминокислот, и организм использует их для построения собственных специфических белков, клеток и тканей, а также для энергетических целей. Белки содержаться в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке и молочных продуктах, яйцах и пр. Также белки есть в продуктах растительного происхождения: фасоль, горох, картофель, в гречневой, овсяной крупах.
Жиры – являются источником энергии нашего организма. Жиры есть в сливочном масле, сметане, сливках, молоке.
Углеводы – как и жиры являются источником энергии. Углеводы мы с вами встречаем в таких продуктах как: хлеб, картофель, крупы, овощи, фрукты и сахар. Вот, например, сахар питает наш мозг и помогает работать памяти и вниманию.
И самые известные нам питательные вещества – витамины. Они принимают участие во всех жизненных процессах организма. Поэтому они так необходимы нашему организму ежедневно и особенно весной. Без витаминов в нашем организме не будет правильно использоваться белки, жиры, углеводы и нарушится обмен веществ. Длительное отсутствие витаминов в пище вызывает тяжелые заболевания, ослаблению организма, понижению его работоспособности и сопротивляемости к заболеваниям. Поэтому необходимо широко использовать в питании продукты, содержащие витамины. Витаминов очень много, более 30. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К и т.д. Вот, сколько оказывается питательных веществ необходимых для нашего организма. А кто сможет перечислить их еще раз для наших гостей?
Витамин А - обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.
Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.
Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кровообращение. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 – стимулирует рост, улучшает состояние нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.
Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.
Игра по группам. Собрать картинку-пазллы. Выбрать из предложенных овощей и фруктов только те, которые содержат витамин А, В.
В школьном возрасте особенно важно, чтобы питание было полезным и здоровым. Организму школьника регулярно требуется количество жиров, белков и витаминов, которое необходимо для здорового роста и правильного развития. Ребенку или подростку также важно, чтобы те продукты, которые он ест, были не просто полезными, но и вкусными.
Также следует соблюдать режим дня и питания. Если школьники учатся в первую смену, нужно питаться по такому графику:
1 завтрак – 7-00 – 7-30
2 завтрак – 10-30 – 11-00
Обед – 14-00 – 15-00
Ужин – 19-00 – 20-00
Завтрак. То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.
Обед – второй и третий прием пищи в день. Как правило, на обед подается горячая пища.
Полдник. На полдник можно есть булочки, пить молоко.
Ужин: последняя еда, обычно после школы, перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
Подумайте, ребята, какие бы вы дали советы нашим гостям по здоровому питанию.
Советы:
1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
2. Не ешьте много острого и соленого.
3. Не ешьте много сладостей.
4. Побольше ешьте овощей и фруктов.
5. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
6. Мойте фрукты и овощи перед едой.
Сегодня я получила письма от сказочных героев: Ослика, Пятачка, Совы.
1 гр. В каникулы я немного простудился. Помогите вылечить насморк и кашель. Пятачок.
2 гр. Стала хуже видеть. А я люблю читать. Выручайте! Сова.
3 гр. В последнее время нет аппетита, плохое настроение. Подскажите что делать. Ослик.
Подготовка детей 5 минут и их выступления. В помощь детям раздаются памятки.
Памятка
Для зрения: черника, морковь, хурма, свекла.
От кашля и насморка: от кашля сок лимона с медом или сахаром. От насморка необходимо закапать в нос несколько капель сока свеклы или моркови, можно подышать над нарезанным луком. Хорошо во время простуды есть: лимон, лук, апельсин, клюкву, смородину, яблоки, землянику и малину.
Для улучшения настроения и аппетита: банан, слива, крыжовник, капуста.
Физкультминутка "Обжора"
Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил (Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)
Наши друзья отправились в магазин, чтобы купить себе продукты. Перед вами 3 полки в магазине, выберите, продуты, которые, по-вашему, мнению полезны.
Почему вы их выбрали? Что в них содержится?
З Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (Лук)
Средь фруктовых муз она,
Выделяется всегда.
Любит красоваться в синем,
Сарафан зеленый скинет.
Догадайтесь, что за дива?
Ну, конечно, это…(Слива)
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
(Капусту)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
Я бел как снег,
Вчести у всех,
Инравлюсь вам,
Да во вред зубам. (Сахар)
елибоба предлагает вам загадки, попробуем их отгадать?
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редиска)
Я румяную матрешку
От подруг не оторву
Подожду, пока она
Упадет в траву сама. (Яблоко)
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Круглая, да гладкая!
Откусишь – сладкая!
Засела крепко на грядке….
Что это? (Репка)
«Печке – полено, корове – сено, трава - теленку, вода – ягненку. А тебе сыночек, сахара кусочек».
Скажите, нужен ли нам сахар?
Сахар - это не только белое вещество в сахарнице. Он есть во многих продуктах, и определить его можно только на вкус. Бусинка предложила нм поиграть в игру. Я называю продукт, если в нем есть сахар – хлопаете в ладоши; если нет сахара – сидите ровно.
Торт Суп Яблоко Редис Конфета Малина Груша Огурец Банан Рис
Репка Вафли Сгущенное молоко
Итог.
Какую пищу, мы будем есть? Почему?
Ч Содержатся - в зелени,
в злаках, в яйце...
Так важно Что пьем мы
и что мы едим.
Нам солнечный свет
также необходим.
Чтоб были хорошими
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа
была - загляденье,
Должна быть еде наша
разнообразной.
По цвету - зеленой,
и желтой, и красной...
От горького лука -
до сладкой малины...
И с пищей получим
мы все витамины
Их только безмерно
нельзя увеличивать.
Поэтому надо себя
ограничивать:
Коль съешь не один апельсин -
двадцать пять,
Возможно придется
врача вызывать.
тоб сильным быть, ловким,
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы,
лимон, апельсины -
Во фруктах и в ягодах
есть витамины.
Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх,
в молоке и борщах...
Всем нравится сочную,
спелую грушу,
Клубнику, чернику,
смородину кушать...
В различных продуктах -
от рыб до малины,
Для жизни важнейшие
есть витамины.
Зовутся они: К; Е; Д; А; В; С,
Наши гости школьной столовой благодарят вас за помощь! Кубик прости вас составить себе меню на 1 день – это будет вашим домашним заданием. Спасибо вам, вы хорошо сегодня поработали.