Классный час: «Память, которой не будет конца»
Цель: воспитание патриотических чувств и уважительного отношения к защитникам Родины.
Задачи:
ознакомиться с историческими событиями Великой Отечественной Войны и участием в ней их семей;
подобрать информацию о судьбах ветеранов своей семьи;
уважение к своим предкам;
сохранение исторической памяти.
Для проведения классного используется:
• мультимедийная презентация (показ слайдов).
Оформление класса:
- Демонстрационный материал (слайды).
- Выставка книг.
- Фотографии прадедов-ветеранов, тружеников тыла.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Сегодня я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…». (слайд 3).
Обучающиеся через минуту дают свои ответы, каждый выражает свою точку зрения. (Обсуждение 3 мин.).
Учитель: Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть.
Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов.
Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными. О них хочется вспомнить накануне 70- летия Победы. (слайд 4)
Ученик. (Читает стихотворение).
Что мы знаем о войне?! – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Рука об руку ходили по домам.(5 слайд)
Учитель. А, что Вы знаете о ВОВ?
Защита проектов учащимися об участии прадедушек на войне, представление презентаций.
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед. В которые российские войска снискали почет, уважение и славу. Образы героев, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами служения нашему Отечеству.
Есть такая теория, которая убедительно доказывает, что духовный потенциал жителей определенного региона напрямую зависит от разного рода географических, электромагнитных, гравитационных и прочих характеристик местности. Маэстро Ростропович говорил об особом составе оренбургского воздуха, дающего ему новые силы. Наш земляк Аксель Иванович Берг писал: «Что вы хотите Оренбуржье-это пограничье двух частей света. А значит, зона повышенной активности, которая неизбежно влияет не только на природное, но и человеческое. Тут срединность и взаимопроникновение двух мощных начал: Европы и Азии. Это высказывания из книги Вильяма Савельзона «Оренбургская история в лицах», в которой рассказано о людях, прославивших наш Оренбургский край. Там же можно найти информацию о писателе Мусе Джалиле. (6 слайд)
Семья (7 слайд)
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье.
Юность
Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему созреванию будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса пишет стихотворение, в котором говорит о первой мировой войне как о бессмысленной бойне, ежедневно уносящей тысячи жизней.
Война
Когда началась Великая Отечественная война, был призван в армию. 13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком». Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах.
Во время войны написал очень много произведений, одно из которых я предлагаю вам послушать.
КРАСНАЯ РОМАШКА (8 слайд)
1942 г.
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
Все - как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась:
-Почему ты изменилась?
- Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет -
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.
Плен
26 июня 1942 года старший политрук Залилов М.М. с группой солдат и офицеров, пробиваясь из окружения, попал в засаду гитлеровцев. В завязавшемся бою был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен.
Он был очень силен духом, писал:
Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу-
Собираюсь служить до могилы ему.
(«Слово поэта свободы») (9 слайд)
Казнь(10 слайд)
Жестокие пытки не сломили его воли и преданности Родине. Он был приговорён к смерти и 25 августа 1944 года казнён. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Моабитские тетради.
Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Памяти Мусы Джалиля есть музей в родной деревне в Шарлыкском районе в с Мустафино, есть памятники в г.Казани, есть пароход имени «Мусы Джалиля», названы улицы, есть премии и награды в честь него.
Классный руководитель.
В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех россиян. Мы должны не просто знать о том, как солдаты спасали нашу Родину, но и помнить, какой ценой досталась она нашим дедам и прадедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу.
Ученик.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.(11 слайд)
Классный руководитель.
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили наши враги. После Великой Отечественной войны стало ясно, что завоевать наше государство силой не удастся – любое вторжение только укрепит единство народа. Но можно разрушить народ изнутри. Для этого нужно просто отнять у него память. «Идет война народная, священная война»-высокие, зовущие на подвиг слова. Она, эта война продолжается. Ныне идет такая война. Это война с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении появляются люди, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли тысячи партизанок! А вспомните панфиловцев - их было только 28-против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. Все эти приемы рассчитаны на молодежь - людей старшего поколения на этом не проведешь. Но те, кто сознательно очерняет историю Великой Отечественной, забывают мудрую заповедь: « Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Как вы понимаете эти слова?
( Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.)
- Классный руководитель. Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?
( Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.)
- Классный руководитель.
Каждый человек имеет право на свое мнение, но нужно изучать эти традиции, изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена и подвиги героев. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас… (12-15 слайды).
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель.
Оставит ли след в вашей памяти наш классный час? Что особенного запомнилось? (ответы детей).