Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Внедрение в систему российского образования новых ФГОС предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения.. С состоянием здоровья связана успешность обучения. Необходимо внимательное отношение к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. »
Внедрение в систему российского образования новых ФГОС предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании ш Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит: • на 50% - от образа жизни; • на 25% - от состояния окружающей среды; • на 15% - от наследственной программы; • на 10% - от возможностей медицины. (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения). И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Задачи: - организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; - создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; - научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром; - воспитание культуры здоровья; - развитие творческих способностей; - мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни; - внедрение инновационных педагогических технологий; - принятие участия в научно-практических конференциях.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.
Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры); - драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов; - подвижными играми на переменах; - наглядности; - занимательных упражнений; - фантазирования; - творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности: * опрос учащихся; * письмо; * чтение; * слушание; * рассказ; * рассматривание наглядных пособий; * ответы на вопросы; * решение задач. Норма 4-7 видов за урок.
Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. *метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия); * активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь); * методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка). Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Проведение физкультурных минуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Причём, эти физминутки сопровождаются стихотворными текстами, которые помогают быстрее запомнить движения и создают положительную эмоциональную атмосферу. Внедряю в учебный процесс методику периодически меняющихся динамических поз. Через каждые 10-12 минут дети на уроке переходят из положения сидя в положение свободного стояния. Чаще этот приём я использую, когда что-либо объясняю или, когда отвечает один ученик, а остальные слушают. В целом, предложенный В.Ф. Базарным такой режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности. Учу школьников контролировать своё эмоциональное состояние, в этом помогают аутотренинги, минуты релаксации. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка. Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса. Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения. Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех. Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. С целью стимулирования мыслительных процессов провожу мозговую гимнастику и такие упражнения: Качание головой. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. Ленивые восьмерки(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания) Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками, глядя на большой палец вытянутой руки. Шапка для размышлений(улучшает внимание, ясность восприятия и речь ) «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите три раза. Моргания(полезно при всех видах нарушения зрения) Моргайте на каждый вдох и выдох. Вижу палец. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течении 4 – 5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 – 6 раз. Ежемесячно на классных часах затрагивалась тема здоровья. Ребята разучивали роли персонажей литературных произведений, читали произведения и обсуждали их. Активное участие принимали в акциях, проводимых в школе, рисовали плакаты, составляли кроссворды.
Для массажа стопы используем массажные коврики. для развития кистей рук-. игровую стену «Ладошки На стене нарисованы детские ладони от пола до стены. Ребенок достает до верхних ладоней встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Это корректирует осанку и искривление позвоночника, снимает утомление в мышцах кистей и способствует их развитию. Развитие речевых способностей ребенка напрямую связанно с развитием его кисти. Для этого применима простая палочка. Держа ее в руках, поочередно передвигая кулачки вверх, читает предложение, загадку, стихотворение. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания. Учитываю в работе показания медработников школы, которые ведут разъяснительную работу с родителями по сохранению здоровья ребёнка.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.