Выступление на школьном
МО классных руководителей, 01.04.2023
Классный руководитель 10 УЭСК класса Подберезная Т.Ю.
Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Одной из задач педагогики является – воспитание и развитие личности, мыслящего гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.
Важной задачей педагогов является также развитие индивидуальности учащихся.
Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности.
Переступив порог школы и впервые сев за парту, ученики постепенно, шаг за шагом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Педагогам и родителям необходимо быть готовым к трудностям, постараться предугадать перемены, которые непременно произойдут на разных этапах развития ребенка. Необходимо постараться вовремя перемениться самим- в своем подходе к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с ними.
Не секрет, что влияние внутри семейной атмосферы имеет огромное влияние на личностное развитие и становление индивидуальности ребенка. Поэтому в наше время, когда родители большую часть времени заняты зарабатыванием денег- обеспечением своих детей, а свободное время посвящают заботам по домашнему хозяйству, времени для того, чтобы уделить внимание детям остается все меньше и меньше. К тому же родители не знакомы с принципами педагогики и психологией, зачастую роль воспитателя перекладывают на плечи педагогов, считая, что их задача- материальное обеспечение своего ребенка выполняется.
Однако, влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания. В Семье ребенок получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность и приобретает индивидуальность.
Современные гуманитарные науки используют понятие «детоцентризма» - признание ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи.
Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не всегда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, личный рост и карьера.
По отношению к ребенку семьи можно поделить на два типа:
Благополучная семья, где все члены семьи связанны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
Неблагополучная семья, это такая семья, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, где оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья и экономически несостоятельная- главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Сочувствующий стиль
Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.
Интровертированный тип личности ребенка
Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.
Попустительский стиль
Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.
Конформный тип личности ребенка
Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.
Состязательный стиль
Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.
Доминирующий тип личности ребенка
Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.
Рассудительный стиль
Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.
Сензитивный тип личности ребенка
Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.
Предупредительный стиль
Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.
Инфантильный тип личности ребенка
Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.
Контролирующий стиль
Родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.
Тревожный тип личности ребенка
Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.
Гармоничный стиль
Он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.
От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.
Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Выявить проблемы семьи ученика, помочь в решении и исправлении ситуации, призваны педагоги и психологи, работающие с ребенком в школе. Немаловажную роль в этом процессе играет классный руководитель, который имеет непосредственную связь с семьей ученика.
Для взаимодействия с родителями можно применить следующие формы работы с родителями:
Беседа, целью которой является установление контакта между учителем и родителями;
Телефонный звонок - для получения информации от родителей, оповещение родителей.
Опросники, анкеты- используются для изучения различных сторон воспитательных воздействий родителей, отношения к ребенку;
Посещение занятий родителями- знакомство родителей с особенностями класса, отдельного ученика, учителя;
Родительские собрания – цель которых повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни класса;
Досуговые мероприятия - формируют эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, культуру досуга и инициативу родителей;
Совместное творчество - сплочение родительского коллектива в организации совместной деятельности;
Индивидуальное консультирование, цель которого – помощь в решении проблем ребенка и родителя;
Посещение детей на дому – для контроля, поддержки, получения информации;
Благодарственные письма –для поощрения и стимуляции родительской инициативы.
Разработка памяток для родителей – советы педагогов и психологов родителям.
Памятки родителям
10 заповедей для родителей
Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот- третьему: это -необходимый закон благодарности.
Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его- тяжела не меньше, чем вам-ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки
не унижайте!
Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с вами.
Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.