Просмотр содержимого документа
«"Всё в твоих руках!"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шумская средняя общеобразовательная школа»
Нижнеудинский район
р.п. Шумский
Методическая разработка
«Всё в твоих руках»
Форма проведения: классный час
Адресат: обучающиеся 8 - 9 классов
Автор: Титова Наталья Сергеевна,
социальный педагог
2019 г.
Цель и задачи мероприятия
Цель: формирование у подростков отрицательного отношения к алкоголизму как безнравственному явлению нашей жизни.
Задачи:
Учить подростков рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к алкоголю, подвести к выводу об опасности употребления спиртных напитков.
Воспитывать физически, социально и духовно здоровую личность.
Развивать творческие способности.
Планируемые результаты классного часа:
К концу классного часа учащиеся должны:
- понимать последствия алкогольной зависимости и уметь делать выводы.
- быть убежденными, что употребление алкоголя является пагубной привычкой.
Тип урока: классный час
План классного часа
Основные этапы мероприятия:
Сообщение темы и цели классного часа.
Выступление классного руководителя.
Просмотр презентации картин по тематике классного часа.
Выступление учеников.
Сценка «Я выбираю жизнь!».
Подведение итогов классного часа.
Методика проведения классного часа:
просмотр презентации, рассказ учителя, обсуждение, инсценировка сценки.
Содержание классного часа
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство - без причин.
(английский поэт Роберт Бернс)
Классный руководитель. Немного истории. В VI-VII веках арабы получили не совсем обычную жидкость. «Аль коголь» (одурманивающий) – так они ее назвали. Первая бутылка водки была изготовлена арабом Рагезом, врачом из Багдада. Первые результаты употребления водки были таковы, что в VII ввели запреты на употребление алкоголя. Создатель этих запретов стал основоположник мусульманской религии Мухаммед. Начиная с VII и в течение XII веков употребление алкоголя мусульманами жестоко наказывалось.
Далее итальянский алхимик Валентиус «осчастливил» Западную Европу новым изобретением, попробовав плоды своего творения, он почувствовал себя не совсем обычно. Он был уверен, что открыл эликсир бодрости и веселья. Позже этот «эликсир» назвали «спиритус», по латыни означает «дух».
Все спиртные напитки содержат алкоголь, который настолько быстро завоевал мир человека, что этой теме стали уделять внимание писатели, поэты, художники, композиторы.
(просмотр презентации картин испанских, итальянских, голландских, немецких и других художников, с соответствующими комментариями.)
Названия картин: Ян Стен «Гуляки» (Голландия, XVII век); Адриан ванн Остаде «Драка», «В деревенском кабачке» (Голландия, XVII век); Уильям Хогарт «Ночной кутеж» (Англия, XVIIIвек); Эдгар Дега «Абсент» (Франция, XIX век); Веронезе «Пир в доме Ливия» (Искусство Северного возрождения, XVI век); Питер Брейгель «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» (Голландия, XVI век). Приложение 1.
Что же касается передовых людей всех времен, нужно отметить, что они всегда понимали отрицательное влияние алкоголя на организм человека в плане здоровья и на моральную деградацию личности. Они считали алкоголя «дьяволом» и «похитителем рассудка». Не осталась равнодушной к этой проблеме и русская народная мудрость.
Ученики (называют русские народные пословицы и поговорки об алкоголе, комментируют и обсуждают их)
Пословицы и поговорки:
«Бутылочки да рюмочки доведут до сумочки». Человек, пристрастившись к алкоголю, тратит на его покупку много денег. Некоторым людям страдающим алкоголизмом приходится просить милостыню ли того хуже совершать кражи.
«Было ремесло, да хмелем поросло». Иногда очень умные, умелые люди, увлекшиеся употреблением алкоголя, забывают обо всем, теряют в своей жизни все. Они не в состоянии делать то, чем талантливо занимались раньше, либо у них дрожат руки, либо не все понимает и воспринимает мозг.
«Вино полюбил - семью разорил». Если в семье один из родителей пьет, то страдают все члены семьи, в первую очередь дети. В такой семье часто детям нечего одеть, нечего поесть, они не могут себе позволить какие либо развлечения, у них нет игрушек. Ребят из таких семей всегда жалко, им хочется помочь. Им необходимы знаки внимания окружающих, добрые слова так как дома они слышат совсем другие слова грубые, ругательные.
«Выпил две, да и не помнит где». Люди употребляющие много спиртного, уменьшают себе ума, могут находиться в таком состоянии, что не понимают где они.
«Высока у хмеля голова, да ноги жиденьки». Алкоголь действует на человека, так что он не может удержаться на ногах, ноги его не слушаются, он падает в грязь, лужи, наносит себе дополнительные травмы, могут заснуть на морозе, получить обморожения или даже лишиться жизни.
«Кто пьет, тот и горшки бьет». Пьяные люди не понимают, что они делают. Затевают ссоры, скандалы, ведут себя агрессивно, устраивают драки. Часто драки заканчиваются смертью одного из собутыльников или вообще случайных людей. Вот и говорят, что «от опьянения два шага до преступления».
Классный руководитель. А я хочу подытожить ваши выступления одной из русских пословиц: «Пить да гулять – добра не видать» Человек употребляющий алкоголь становится несчастным и делает несчастным свою семью и окружающих его людей.
Детям и подросткам не стоит даже знакомиться со спиртными напитками. Потому что детский организм в силу своей несформированности и слабости сопротивления, подвергается разрушительному действию алкоголя и приводит к быстрому привыканию. Можно сказать, о самом опасном и необратимом последствии детского алкоголизма – нарушении функций головного мозга, а также в ЦНС с затормаживанием общего развития, уровней интеллекта, памяти, упадка логического и абстрактного видов мышления. Личность необратимо деградирует, развиваются неизлечимые психические отклонения.
Классный руководитель. Ребята, а как вы думаете, употребление алкоголя подростками сказывается на школьной жизни?
Ученики:
- Нашей главной задачей в школе является хорошая учеба. Ребята, употребляющие алкоголь, плохо учатся, у них плохая память.
- У них часто болит голова, бледный вид, может быть рвота. В такой ситуации не до учебы.
- На уроке ничего не запоминают, дома не смогли выполнить домашнее задание, низкая мотивация к обучению, по предметам одни двойки.
- Нет желания ходить в школу, приходится часто врать учителям и родителям. Такие ребята часто уходят с уроков, некоторые начинают бродяжничать, скрываться от учителей, уходят из дома боясь наказания родителей.
Классный руководитель. Все верно ребята, подростки которые употребляют алкоголь и бродяжничают, отличаются безразличием к своей дальнейшей судьбе. Попадают чаще всего в плохую компанию в которой все склонны к пустому времяпровождению, сигарета, рюмка, а иногда и наркотик, частый гость такой компании. Чтобы добыть спиртное, сигареты, наркотики или деньги ребята идут на преступление. Учеба заброшена, нет планов на будущее, отсутствует цель в жизни. Постепенно наступает деградация личности, все связи в организме человека нарушаются.
Ученики представляют сценку: «Я выбираю жизнь!»
Сцена №1 (Встреча)
Ваня: Привет!
Друг: Здорово чувак, как субботу провёл?
Ваня. С родителями ходили в музей, в общем, интересно провели время.
Друг. Ну ты парень, совсем отстал от жизни. Вот понимаю, мы с друзьями покуражились. До сих пор ещё не всё вспомнил чё было. Сегодня опять крутая тусовка собирается, слушай, а пошли со мной, я тебя научу, как нужно отмечать праздники, ты поймёшь, что значит кураж.
Сцена №2 (Предательство)
(Друзья идут к краю сцены, на другом конце появляется компания. Друг отрывается от Вани и идет приветствовать компанию)
Друг. Привет пацаны! (здоровается с компанией, забыв про Ваню)
Лидеркомпании.Слушай чё это за овощ, он чё с тобой?
Друг. Пацаны, это мой друг детства, классный чел, Ваня!
(лидер выходит из компании и идёт к Ване)
Лидер. Ну будем знакомы. (достаёт из кармана пачку сигарет, берёт себе и предлагает Ване)
Ваня. А ты знаешь что капля никотина убивает лошадь?
Лидер. Да (смеясь), а хомяка разрывает на части, но мы же не звери! (снова протягивает пачку и получая отказ) Ну да бог с тобой, спортсменом будешь.
Из толпы. Ребята, ну что вы там, раньше сядешь - больше выпьешь!
Лидер. Ну что, пивка за знакомство.
Ваня. Я не пью.
Лидер. Правильно, ценю (хлопая Ваню по плечу), пиво без водки, деньги на ветер.
Ваня. Я вообще не пью.
Лидер. Ну да (смеясь) из мелкой посуды! (обхватывая Ваню, тянет в компанию). (Ваня выворачивается из под руки)
Лидер. Ты чё не мужик? (оборачиваясь к другу), ты кого к нам привёл?
Реплики из компании: (Смех)
Мальчик, ты немного ошибся: ясли на другой стороне улицы.
Чтобы с нами задружить, надо водки больше пить.
Слышишь мама по горшку стучит, домой зовёт.
(Лидер направляется в сторону компании)
Лидер. Ладно, пацаны, бросьте его, пойдёмте веселиться (обращаясь к другу), ты с нами или записался в клуб трезвенников? (компания уходит)
Друг. Я сейчас (подходит к Ване). Слушай, ну ты чё, это всё было для тебя, я хотел показать тебе как жить надо, а ты меня опозорил теперь живи как знаешь!
Сцена №3 (Монолог)
(Ваня идёт и видит на пути стул, гитару.
Садится и начинает петь песню «Архангел»)
Мне одиноко - нет никого вокруг
Мне очень плохо и бросил лучший друг
Дайте мне руку, но все опять молчат,
Если бы кто-то помог мне и обнял,
Но все проходят, не замечая взгляд
Мой одинокий, со мной не говорят.
Что же мне делать, ну как мне дальше быть
Может быть спрыгнуть, с большой мне высоты
Припев:
А если не летать мне и не бросать свой взгляд
Оставить свои крылья и жить, как говорят
Сцена №4 (Курение)
(Ваня идет с гитарой к краю сцены, кладет гитару и возвращается. К нему на встрече идет Распространитель сигарет)
Распространитель. Вы курите?
Ваня. (немного подумав) Ну да.
Распространитель. Разрешите предложить вам сигареты с замечательным вкусом, сделанные из высококачественного табака и по современной технологии. (Распространитель уходит и на сцене появляется Черт и Совесть Вани, Ваня смотрит на сигарету и крутит ее в руках)
Черт. Молодец! Я тебя уже уважаю, а значит и все остальные уважать будут. Ты становишься мужиком!
Совесть. Ну скажи мне, зачем ты это взял? Ты же прекрасно знаешь, что это вредно для здоровья.
Черт. Неужели ты хочешь быть белой вороной? И будешь ходить всегда одинокий.
Совесть. Задумайся о своем здоровье, ты ведь читал о последствиях курения. Брось эту гадость! (Ваня закуривает и начинает кашлять)
Сцена №5 (Алкоголь)
(Ваня садится на стул, у него за спиной Черт связывает Совесть. В это время к нему подсаживается Алкоголик)
Алкоголик. - Третьим будешь?
Ваня. - Да.
Алкоголик. - Отлично, вот только второго найдем.
(Черт подходит со стаканами)
Черт. - Я буду вторым, а вот и стаканчики.
(Алкоголик достает бутылку, крестит ее и говорит)
Алкоголик. - Сгинь нечистая сила (черт падает со стула), останься чистый спирт!
Алкоголик. - (Черту) Ты че, мы же еще не пили.
(Алкоголик разливает в стаканы, а за спиной прыгает связанная совесть, пытается привлечь внимание Вани, он оборачивается, но Черт отталкивает Совесть и они продолжают)
Алкоголик. Чтоб эта мерзость озером стала и мимо него на работу идти.
(выпивают и наливают еще)
Черт. Предлагаю выпить за здоровье тех, у кого оно еще осталось!
(выпивают и наливают еще)
Алкоголик. Давайте выпьем за хороших людей: нас так мало осталось!
Черт. Водка наш враг, но кто сказал, что мы боимся врагов.
(изрядно захмелев, Черт облокачивается на Ваню, тот его отдергивает, Черт махнув рукой, лезет под стулья и засыпает, Ваня начинает засыпать и облокачивается на Алкоголика, тот встает, Ваня полностью ложиться, Алкоголик пытается их разбудить)
Алкоголик. - Да, хилая нынче молодежь пошла, с ними и не посидишь. Пойду-ка я найду себе достойную компанию. (уходит)
Сцена №6 (Наркотик)
(Ваня просыпается с сильной головной болью, держится за голову. В это время к нему подходит Наркоман.)
Наркоман. - Че парень голова с бодуна болит? Да ты совсем отстал от жизни, водка отстой, похмелье в прошлом! Нынче в моде LSD
(протягивает Ване таблетку! Ваня не, задумываясь, берет и глотает таблетку. Проходит немного времени и просыпается черт, вылезает из под лавки, держась за больную голову, пробегает у них перед глазами)
Наркоман. Ты смотри, черти побежали, уже вставляет!
Наркоман. (проходит немного времени) Слушай, а ты суслика видишь?
Ваня. Нет.
Наркоман. И я не вижу, а он есть!
Ваня. Интересно, а что это за странный летающий объект в форме тарелки над нами зависает?
Наркоман. Какого цвета?
Ваня. Зеленого.
Наркоман. А! это с Венеры, я частенько здесь за ними наблюдаю, очень подозрительно они себя ведут, покружатся надомной, затаятся и исчезнут.
Ваня. И как часто ты их видишь?
Наркоман. Да почти каждый день! Иногда даже с Марса прилетают, но я от них прячусь!
Ваня. Почему?
Наркоман. Боюсь я их. Эти ведь могут и в мозг залезть. Ты думаешь, что ломка это от наркотиков? А это все они!
Наркоман. (спустя некоторое время) Кажись отпускает, слушай у тебя деньги есть?
Ваня. Нет.
Наркоман. Ну ладно сиди я сейчас еще за дозой сгоняю.
Сцена №7 (Быть или не быть, вот в чем вопрос!)
(Ваня начинает отходить от наркотиков и тут на сцене появляется Совесть)
Совесть. - Ну что, голова болит? А ты ведь прекрасно знал, что так и будет. Мало того, что ты алкаш, так еще и наркоман и кто после этого тобой гордиться будет?
(появляется черт)
Черт. Ты ее не слушай она тебе хорошего не посоветует. Ты молоток! Теперь у тебя будет много друзей.
Совесть. Ты хочешь сказать собутыльников.
Черт. А тебя не спрашивают.
Совесть. Ты мне рот не закрывай.
(они встают перед Ваней и начинают ссорится)
Черт. Да кто тебя слушать будет (толкает совесть).
(Совесть толкает черта в ответ, и они начинают драться)
Ваня. (встает, разнимает их и говорит им в лица) Все хватит! Вы мне надоели!
(совесть с чертом уходят)
Ваня. - Я был белой вороной, ради того чтобы быть принятым, я сменил свое оперение на серое, я вывалялся в грязи, но не стал счастливее, я изгой в этом мире и он не опустеет если я уйду.
(Ваня садится на стул и начинает вязать петлю из веревки, вдруг из зала к нему в руки прилетает мяч)
Мальчик - Отлично поймал, айда к нам вратарем будешь!
(Ваня, держа в одной руке мяч, а в другой – веревку)
Ваня. - Так что же выбрать жизнь или смерть? Я выбираю жизнь! Здоровую и счастливую.
(вся команда выходит на сцену и поет заключительную песню «БОЖЕ, КАКОЙ ПУСТЯК»)
Ученики (делают выводы)
- алкоголь вредит учебе и здоровью;
- употребляя алкоголь или сталкиваясь с нетрезвыми людьми, можно оказаться в опасных ситуациях;
- употребление алкоголя отрицательно сказывается на поведении и взаимоотношениях с друзьями и близкими;
- алкоголь в детском и подростковом возрасте особенно опасен из-за слабости организма и быстрого привыкания.
Классный руководитель. Ребята, все в ваших руках, и что бы не случилось, что бы не произошло в вашей жизни, помните о том, что близкие вам люди, хотя и поругают, но всегда окажут вам помощь.
И завершить наш классный час я хотела бы одной восточной притчей:
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?” Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
“Всё в твоих руках”
Список литературы
Г. Г. Кулинич. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы.