kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательный компонент ФГОС: подходы к развитию и реализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья помогает специалистам, занимающихся внеклассной работой с учащимися, раскрыть воспиательный компонент в рамках ФГОС, как процесс личностно образующий, который проявляется в педагогической поддержке растущего человека на всех этапах его взросления, в введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.Понять подходы к развитию и  реализации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный компонент ФГОС подходы к развитию и реализации»

Воспитательный компонент федеральных государственных

образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации

(выступление на семинаре РМО социальных педагогов)

Подготовлено

социальным педагогом

МБОУ СОШ №3 села Шедок

Забугиной М.А.

(Из выступления Ирины Владимировны Вагнер, заместителя директора по научной

работе Института семьи и воспитания РАО, доктора педагогических наук, профессора)



• воспитание • социализация • примерные программы воспитания и социализации

• самоопределение учащихся • педагогическая поддержка

• подходы и принципы, реализованные при разработке примерных программ

• социокультурный опыт

(Презентация)

Впервые в истории отечественного образования в Федеральный государственный

стандарт общего образования включён воспитательный компонент. Развитие воспитания и обеспечение позитивной социализации детей и молодёжи являются идеологической доминантой, приоритетом социально-экономической политики любого прогрессивного государства. Воспитание подрастающих поколений, создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления детей и молодёжи, самореализации личности в социальном творчестве — это одна из ведущих, неоспоримых, имеющих глубокие культурные корни ценностей российского общества.

Воспитание детей и молодёжи — задача государственной важности. Она нашла отра­

жение в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных

гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Воспитание, забота о подрастающем поколении являются в России той национальной идеей, которая на протяжении веков способствовала единению российского народа, объединяла разные политические группы, социальные слои общества, и сегодня она должна привести к консолидации усилий разных социальных институтов в создании единого воспитательного пространства в масштабах страны.

Воспитание — это тот масштабный социокультурный процесс, которым обусловлено качество человеческих ресурсов страны, воспроизводство культуры, её будущее. Воспитание — это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации

национальной стратегии социально-экономического развития. В контексте реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года, которое почти полностью было посвящено проблемам детства, проектированию Школы будущего

и реализации воспитательного компонента ФГОС, осмысление подходов и принципов развития воспитания приобретает принципиальное значение. Примерные программы воспитания и социализации предлагают комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. Это — базовый компонент для социально-педагогического проектирования воспитательного процесса, развития инновационной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса, формирования пространства самореализации личности с учётом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства. Примерные программы обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учётом типов и видов образовательных учреждений, образовательных потребностей и запросов учащихся.

В качестве основного вектора прогрессивного развития воспитания мы рассматриваем сегодня вектор гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободы и ответственности, ценностей коллектива и личности, природы и социума. Демократическая сущность нового воспитания заключается, на наш взгляд, в следующем:

— предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования;

— создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности;

— подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей;

— стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.

Но предоставление свободы должно сочетаться с воспитанием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у них чувство ответственности, тем более широкими должны быть возможности выбора. Подготовка ребёнка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если ему есть из чего выбирать, если учреждение образования обеспечивает пространство для его самостоятельного вы­

бора форм и видов деятельности, если предоставляет образцы успешной самореализации и для каждого ребёнка создаёт ситуацию успеха. Успешным самоопределение может быть также в том случае, если каждому подростку оказана поддержка в проектировании

личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу, а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных

проблем современного социума.

Важно подчеркнуть, что предметом проектирования и программирования не должна быть личность. «Портреты» и «модели» выпускника не должны быть матрицей для измерения количества доброты или нравственности, патриотизма или гражданственности. Не приветствуя использование термина «модель» применительно к личности, но учитывая распространение этого словосочетания в современной педагогической литературе, подчеркну, что «портрет выпускника» может рассматриваться только лишь как форма отражения ценностей и целей воспитания, принятый коллективом идеал личностного развития. В качестве предмета проектирования выступает содержание воспитания, модели его реализации, условия духовно-нравственного и гражданского становления личности, социализации.

Сущность воспитания как процесса личностно образующего проявляется в педагогической поддержке растущего человека на всех этапах его взросления, в введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни. Воспитание в системе образования должно обеспечить ориентацию подростков на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты; гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у подростков готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой

деятельности, в пользу таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.

При разработке Примерной программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития учащихся для Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (при непосредственном участии Института семьи и воспитания РАО) в качестве концептуальных были реализованы аксиологический,

возрастной, системно-деятельностный, развивающий и компетентностный подходы, принципы ориентации на идеал, следования нравственному примеру, идентификации, диалогического общения, ориентации на сознательное самоограничение, полисубъектности воспитания.

Аксиологический подход. В контексте проектирования содержания воспитания в конкретном социокультурном и образовательном пространстве этот подход предполагает конкретизацию аксиологических основ программы с учётом региональной специфики, этнокультурных традиций. Он также предполагает выявление, отбор объектов окружающего социума, которые обеспечивают трансляцию ценностей подрастающему поколению, предоставление школьникам образцов высокой нравственности, культуры, возможности реализовать духовно-нравственные ценности в практической деятельности. Это может найти отражение в определении направлений совместной деятельности детей и взрослых, в целеполагании и наименовании конкретных проектов, реализуемых школьниками в контексте общей программы такой деятельности. Благодаря регионализации Примерной программы общие понятия становятся более близкими, доступными. Таким образом, упрощается процесс присвоения ценностей, поскольку носителями их выступают референтные группы людей — семья, родственники, учителя, представители окружающего социума. Регионализация усиливает ценностное от­

ношение школьников к малой родине за счёт эмоционального опыта взаимодействия с объектами ближайшего окружения, наполненности личного опыта, ценностных представлений привлекательными образами, сюжетами социальной и культурной жизни.

Системно-деятельностный подход. Предполагает целенаправленную работу педагогического коллектива по формированию пространства самореализации учащихся, их социальных инициатив с учётом интересов, склонностей, потребностей. Программа воспитания по мере её развития при участии всех субъектов воспитательного процесса всё более приобретает характер комплекса разнонаправленных коллективных и индивидуальных проектов учащихся, предполагающих конкретную практическую деятельность по реализации духовно-нравственных ценностей в социальной практике.

Системность деятельности обеспечивается за счёт последовательности, преемственности проектов и интеграции всех содержательных направлений воспитательного процесса на основе одного приоритетного направления или определённой сюжетной линии программы, если она реализуется в форме длительной игры. При этом сохраняется направленность программы на гармоничное развитие личности ребёнка.

Развивающий подход. В контексте проектирования содержания воспитания в конкретном социокультурном и образовательном пространстве предполагает обеспечение целостности воспитательного пространства, гуманистической атмосферы в образовательном учреждении, позволяющей школьнику развивать свои способности,

интересы, апробировать различные позиции, роли в коллективной деятельности. Этот подход предполагает также целенаправленную деятельность по формированию информационной, предметно-пространственной среды образовательного учреждения, транслирующей гуманистические ценности, способствующей духовно-нравственному развитию школьников. Таким образом, развивающий подход конкретизируется применительно к проектированию содержания воспитания в принципе гуманизации уклада школьной жизни, формирования гуманистической атмосферы в образовательном

учреждении.

Компетентностный подход — это создание условий для формирования у школьников совокупности актуальных для каждого возрастного этапа социально-личностных компетенций, что может быть обеспечено только достаточной вариативностью программ, предполагающей разнообразие как направлений, так и видов, форм, средств, методов деятельности. Компетентностный подход, таким образом, конкретизируется применительно к проектированию содержания воспитания в принципе вариативности программ.

Возрастной подход предполагает отбор доступного для школьников на каждом возрастном этапе содержания совместной деятельности, постановку доступных задач, выбор соответствующих возрасту тем и сроков проектов, а также дифференциацию воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Принцип доступности содержания и индивидуализации воспитательного процесса обеспечивает проектирование и реализацию каждым школьником индивидуального маршрута в контексте совместной деятельности детей и взрослых, что является условием успешного формирования у них готовности к самоопределению и самореализации.

Совокупность названных подходов и принципов определяет характер воспитательного процесса и предполагает:

• определяющее значение гуманистической парадигмы воспитания в разработке целей, содержания, методов воспитания; направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности как достижение гармонии во внутреннем духовном мире

и с окружающим миром; направленность воспитательного процесса на подготовку учащихся основной школы к жизненному самоопределению, формирование у них гражданской позиции, базирующейся на системе гуманистических ценностей;

• приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, общенациональным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечение событийности воспитательного процесса; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную

и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции;

• целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями,

историей и культурой Родины;

• субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично раз­

витой личности;

• целенаправленное формирование пространства самореализации подростка для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к жизненному самоопределению; предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве;

• обеспечение каждого подростка психолого-педагогической поддержкой в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребёнка, его субъективной картине мира, признание индивидуальности каждой личности, особенностей пути её развития и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребёнка;

• реализацию в качестве ведущих принципов программирования воспитательного процесса таких идей: целенаправленности, целостности, учёта основных жизненных задач возраста; ориентации воспитания на нравственную активность подростка, его включён­

ность в разнообразную деятельность; созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; нормативно-правового соответствия, ресурсной обеспеченности, планирования по результатам, контролируемости выполнения планов;

• реализацию принципа социального партнёрства, который обусловливает открытый характер воспитательной системы; расширение социального, межкультурного, межведомственного взаимодействия и сотрудничества в постановке и решении воспитательных задач; создание социально-открытого уклада школьной жизни.

Педагогически организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, совместная с взрослыми деятельность по узнаванию и воплощению ценностных установок создают условия для формирования у ребёнка позитивного социокультурного опыта. Содержание воспитания будет отражать, прежде всего, тот социокультурный опыт ребёнка, приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром. В качестве основных видов социокультурного опыта ребёнка, формирование которых имеет принципиальное значение для становления его нравственной гражданской позиции, позитивной социализации, следует рассмотреть:

— опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;

— опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности;

— опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой);

— опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (активного участника, организатора, консультанта и др.);

— опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности;

— опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки. сверяемой с оценками взрослых и сверстников;

— опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

— эмоционально-чувственный опыт;

— опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности;

— опыт общения и ролевого взаимодействия;

— опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа её результатов.

Проектирование содержания воспитания представляет собой непрерывный процесс, органично взаимосвязанный с реализацией программы. Содержание воспитания может рассматриваться только в постоянной динамике, оно не является статичным, раз и навсег­

да определённым, а также одинаковым для всех субъектов воспитательного процесса.

Принцип непрерывности проектирования воспитательного процесса отражает диалектику его развития — взаимосвязь действий целеполагания и достижения результатов. С одной стороны, процесс проектирования содержания воспитания вы­

ражается в разработке программы воспитания как вполне реального завершённого документа, определяющего направления, виды и результаты совместной деятельности субъектов воспитательного процесса. С другой стороны — выступает механизмом реализации программы: каждый субъект воспитательного процесса осуществляет

проектирование индивидуального маршрута в контексте направлений совместной деятельности, а результаты совместной деятельности, достигаемые на каждом этапе реализации программы, предполагают проектирование её новых направлений.

В процессе реализации воспитательного компонента федеральных государственных стандартов важно сохранить его ориентацию на гуманистические приоритеты современной социальной политики, создание условий для решения задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества

и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов.



Литература:

- Социальная педагогика. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов. Изд-во: «Народное образование», 2/2012г.












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 села Шедок

муниципального образования Мостовский район












Д о к л а д

Тема: «Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации»

(выступление на семинаре РМО социальных педагогов август 2012г.)







Подготовлен:

социальным педагогом МБОУ

СОШ №3 села Шедок

Забугиной Мариной Александровной













2012г.


Просмотр содержимого презентации
«Августовский семинар Воспит. компонент ФГОС 2012»

Воспитательный компонент федеральных государственных  образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации Подготовлено: социальным педагогом МБОУ СОШ №3 с.Шедок М.А Забугиной

Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации

Подготовлено:

социальным педагогом

МБОУ СОШ №3 с.Шедок

М.А Забугиной

Впервые в истории отечественного образования в Федеральный государственный  стандарт общего образования включён воспитательный компонент.

Впервые в истории отечественного образования в Федеральный государственный стандарт общего образования включён воспитательный компонент.

  • Воспитание подрастающих поколений, создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления детей и молодёжи, самореализации личности в социальном творчестве — это одна из ведущих, неоспоримых, имеющих глубокие культурные корни ценностей российского общества.
Воспитание детей и молодёжи —   задача государственной важности,   которая нашла отражение в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».   являются в России той национальной идеей, которая на протяжении веков способствовала единению российского народа, объединяла разные политические группы, социальные слои общества, и сегодня она должна привести к консолидации усилий разных социальных институтов в создании единого воспитательного пространства в масштабах страны.  - Воспитание   - Забота о подрастающем поколении

Воспитание детей и молодёжи — задача государственной важности,

которая нашла отражение в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

являются в России той национальной идеей, которая на протяжении веков способствовала единению российского народа, объединяла разные политические группы, социальные слои общества, и сегодня она должна привести к консолидации усилий разных социальных институтов в создании единого воспитательного пространства в масштабах страны.

- Воспитание

- Забота о подрастающем поколении

Воспитание — это тот масштабный социокультурный процесс, которым обусловлено качество человеческих ресурсов страны, воспроизводство культуры, её будущее.  Воспитание — это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации  национальной стратегии социально-экономического развития. Примерные программы воспитания и социализации предлагают комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого
  • Воспитание — это тот масштабный социокультурный процесс, которым обусловлено качество человеческих ресурсов страны, воспроизводство культуры, её будущее.
  • Воспитание — это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации

национальной стратегии социально-экономического развития.

Примерные программы воспитания и социализации предлагают комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося.

Это — базовый компонент для

Это — базовый компонент для

  • социально-педагогического проектирования воспитательного процесса,
  • развития инновационной деятельности образовательных учреждений,
  • создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса,
  • формирования пространства самореализации личности с учётом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.
Демократическая сущность нового воспитания заключается в следующем:

Демократическая сущность нового воспитания заключается в следующем:

  • — предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования;
  • — создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности;
  • — подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей;
  • — стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.
Предоставление свободы должно сочетаться с воспитанием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у них чувство ответственности, тем более широкими должны быть возможности выбора.  Подготовка ребёнка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если:  ему есть из чего выбирать; если учреждение образования обеспечивает пространство для его самостоятельного выбора форм и видов деятельности; если предоставляет образцы успешной самореализации; и для каждого ребёнка создаёт ситуацию успеха;  если каждому подростку оказана поддержка в проектировании  личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу; а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных  проблем современного социума.

Предоставление свободы должно сочетаться с воспитанием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у них чувство ответственности, тем более широкими должны быть возможности выбора.

Подготовка ребёнка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если:

  • ему есть из чего выбирать;
  • если учреждение образования обеспечивает пространство для его самостоятельного выбора форм и видов деятельности;
  • если предоставляет образцы успешной самореализации;
  • и для каждого ребёнка создаёт ситуацию успеха;
  • если каждому подростку оказана поддержка в проектировании

личностного роста,

  • если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу;
  • а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных

проблем современного социума.

Демократическая сущность нового воспитания заключается  в следующем: — предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования; — создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности; — подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей; — стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.

Демократическая сущность нового воспитания заключается в следующем:

— предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования;

— создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности;

— подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей;

— стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.

Предметом проектирования и программирования не должна быть личность.  В качестве предмета проектирования выступает :

Предметом проектирования и программирования не должна быть личность.

В качестве предмета проектирования выступает :

  • содержание воспитания,
  • содержание воспитания,
  • модели его реализации,
  • модели его реализации,
  • условия духовно-нравственного и гражданского становления личности, социализации.
  • условия духовно-нравственного и гражданского становления личности, социализации.
Воспитание в системе образования должно обеспечить ориентацию подростков на:

Воспитание в системе образования должно обеспечить ориентацию подростков на:

  • ценности демократического общества,
  • общечеловеческие нравственные приоритеты;
  • гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой;
  • формирование у подростков готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой
  • деятельности, в пользу таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
Концептуальные принципы и подходы ФГОС: Подходы:  Аксиологический  Возрастной  Системно-деятельностный  Развивающий  Компетентностный  Принципы:

Концептуальные принципы и подходы ФГОС:

Подходы:

  • Аксиологический
  • Возрастной
  • Системно-деятельностный
  • Развивающий
  • Компетентностный

Принципы:

  • ориентации на идеал
  • следования нравственному примеру
  • идентификации
  • диалогического общения
  • ориентации на сознательное самоограничение
  • полисубъектности воспитания.

Характер воспитательного процесса предполагает:

  • • определяющее значение гуманистической парадигмы воспитания в разработке целей, содержания, методов воспитания; направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности как достижение гармонии во внутреннем духовном мире

и с окружающим миром; направленность воспитательного процесса на подготовку учащихся основной школы к жизненному самоопределению, формирование у них гражданской позиции, базирующейся на системе гуманистических ценностей;

  • • приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, общенациональным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечение событийности воспитательного процесса; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную

и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции;

  • • целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями,

историей и культурой Родины;

  • • субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично раз­

витой личности;

  • • целенаправленное формирование пространства самореализации подростка для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к жизненному самоопределению; предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве;
  • • обеспечение каждого подростка психолого-педагогической поддержкой в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребёнка, его субъективной картине мира, признание индивидуальности каждой личности, особенностей пути её развития и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребёнка;
  • • реализацию в качестве ведущих принципов программирования воспитательного процесса таких идей: целенаправленности, целостности, учёта основных жизненных задач возраста; ориентации воспитания на нравственную активность подростка, его включён­
  • ность в разнообразную деятельность; созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; нормативно-правового соответствия, ресурсной обеспеченности, планирования по результатам, контролируемости выполнения планов;
  • • реализацию принципа социального партнёрства, который обусловливает открытый характер воспитательной системы; расширение социального, межкультурного, межведомственного взаимодействия и сотрудничества в постановке и решении воспитательных задач; создание социально-открытого уклада школьной жизни.

Содержание воспитания будет отражать тот социокультурный опыт ребёнка , приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром.

— опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;

— опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности;

— опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой);

— опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (активного участника, организатора, консультанта и др.);

— опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности;

— опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки. сверяемой с оценками взрослых и сверстников;

— опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

— эмоционально-чувственный опыт;

— опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности;

— опыт общения и ролевого взаимодействия;

— опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа её результатов.

Проектирование содержания воспитания представляет собой непрерывный процесс, органично взаимосвязанный с реализацией программы.   Принцип непрерывности проектирования воспитательного процесса отражает диалектику его развития — взаимосвязь действий целеполагания и достижения результатов.

Проектирование содержания воспитания представляет собой непрерывный процесс, органично взаимосвязанный с реализацией программы.

Принцип непрерывности проектирования воспитательного процесса отражает диалектику его развития — взаимосвязь действий целеполагания и достижения результатов.

Здоровья Вам и успехов  в воспитании детей.

Здоровья Вам и успехов в воспитании детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательный компонент ФГОС: подходы к развитию и реализации

Автор: Забугина Марина Александровна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455360710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1940 руб.
2770 руб.
1850 руб.
2640 руб.
2130 руб.
3040 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства