Воспитательный компонент федеральных государственных
образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации
(выступление на семинаре РМО социальных педагогов)
Подготовлено
социальным педагогом
МБОУ СОШ №3 села Шедок
Забугиной М.А.
(Из выступления Ирины Владимировны Вагнер, заместителя директора по научной
работе Института семьи и воспитания РАО, доктора педагогических наук, профессора)
• воспитание • социализация • примерные программы воспитания и социализации
• самоопределение учащихся • педагогическая поддержка
• подходы и принципы, реализованные при разработке примерных программ
• социокультурный опыт
(Презентация)
Впервые в истории отечественного образования в Федеральный государственный
стандарт общего образования включён воспитательный компонент. Развитие воспитания и обеспечение позитивной социализации детей и молодёжи являются идеологической доминантой, приоритетом социально-экономической политики любого прогрессивного государства. Воспитание подрастающих поколений, создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления детей и молодёжи, самореализации личности в социальном творчестве — это одна из ведущих, неоспоримых, имеющих глубокие культурные корни ценностей российского общества.
Воспитание детей и молодёжи — задача государственной важности. Она нашла отра
жение в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Воспитание, забота о подрастающем поколении являются в России той национальной идеей, которая на протяжении веков способствовала единению российского народа, объединяла разные политические группы, социальные слои общества, и сегодня она должна привести к консолидации усилий разных социальных институтов в создании единого воспитательного пространства в масштабах страны.
Воспитание — это тот масштабный социокультурный процесс, которым обусловлено качество человеческих ресурсов страны, воспроизводство культуры, её будущее. Воспитание — это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации
национальной стратегии социально-экономического развития. В контексте реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года, которое почти полностью было посвящено проблемам детства, проектированию Школы будущего
и реализации воспитательного компонента ФГОС, осмысление подходов и принципов развития воспитания приобретает принципиальное значение. Примерные программы воспитания и социализации предлагают комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. Это — базовый компонент для социально-педагогического проектирования воспитательного процесса, развития инновационной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса, формирования пространства самореализации личности с учётом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства. Примерные программы обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учётом типов и видов образовательных учреждений, образовательных потребностей и запросов учащихся.
В качестве основного вектора прогрессивного развития воспитания мы рассматриваем сегодня вектор гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободы и ответственности, ценностей коллектива и личности, природы и социума. Демократическая сущность нового воспитания заключается, на наш взгляд, в следующем:
— предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования;
— создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности;
— подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей;
— стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.
Но предоставление свободы должно сочетаться с воспитанием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у них чувство ответственности, тем более широкими должны быть возможности выбора. Подготовка ребёнка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если ему есть из чего выбирать, если учреждение образования обеспечивает пространство для его самостоятельного вы
бора форм и видов деятельности, если предоставляет образцы успешной самореализации и для каждого ребёнка создаёт ситуацию успеха. Успешным самоопределение может быть также в том случае, если каждому подростку оказана поддержка в проектировании
личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу, а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных
проблем современного социума.
Важно подчеркнуть, что предметом проектирования и программирования не должна быть личность. «Портреты» и «модели» выпускника не должны быть матрицей для измерения количества доброты или нравственности, патриотизма или гражданственности. Не приветствуя использование термина «модель» применительно к личности, но учитывая распространение этого словосочетания в современной педагогической литературе, подчеркну, что «портрет выпускника» может рассматриваться только лишь как форма отражения ценностей и целей воспитания, принятый коллективом идеал личностного развития. В качестве предмета проектирования выступает содержание воспитания, модели его реализации, условия духовно-нравственного и гражданского становления личности, социализации.
Сущность воспитания как процесса личностно образующего проявляется в педагогической поддержке растущего человека на всех этапах его взросления, в введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни. Воспитание в системе образования должно обеспечить ориентацию подростков на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты; гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у подростков готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой
деятельности, в пользу таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
При разработке Примерной программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития учащихся для Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (при непосредственном участии Института семьи и воспитания РАО) в качестве концептуальных были реализованы аксиологический,
возрастной, системно-деятельностный, развивающий и компетентностный подходы, принципы ориентации на идеал, следования нравственному примеру, идентификации, диалогического общения, ориентации на сознательное самоограничение, полисубъектности воспитания.
Аксиологический подход. В контексте проектирования содержания воспитания в конкретном социокультурном и образовательном пространстве этот подход предполагает конкретизацию аксиологических основ программы с учётом региональной специфики, этнокультурных традиций. Он также предполагает выявление, отбор объектов окружающего социума, которые обеспечивают трансляцию ценностей подрастающему поколению, предоставление школьникам образцов высокой нравственности, культуры, возможности реализовать духовно-нравственные ценности в практической деятельности. Это может найти отражение в определении направлений совместной деятельности детей и взрослых, в целеполагании и наименовании конкретных проектов, реализуемых школьниками в контексте общей программы такой деятельности. Благодаря регионализации Примерной программы общие понятия становятся более близкими, доступными. Таким образом, упрощается процесс присвоения ценностей, поскольку носителями их выступают референтные группы людей — семья, родственники, учителя, представители окружающего социума. Регионализация усиливает ценностное от
ношение школьников к малой родине за счёт эмоционального опыта взаимодействия с объектами ближайшего окружения, наполненности личного опыта, ценностных представлений привлекательными образами, сюжетами социальной и культурной жизни.
Системно-деятельностный подход. Предполагает целенаправленную работу педагогического коллектива по формированию пространства самореализации учащихся, их социальных инициатив с учётом интересов, склонностей, потребностей. Программа воспитания по мере её развития при участии всех субъектов воспитательного процесса всё более приобретает характер комплекса разнонаправленных коллективных и индивидуальных проектов учащихся, предполагающих конкретную практическую деятельность по реализации духовно-нравственных ценностей в социальной практике.
Системность деятельности обеспечивается за счёт последовательности, преемственности проектов и интеграции всех содержательных направлений воспитательного процесса на основе одного приоритетного направления или определённой сюжетной линии программы, если она реализуется в форме длительной игры. При этом сохраняется направленность программы на гармоничное развитие личности ребёнка.
Развивающий подход. В контексте проектирования содержания воспитания в конкретном социокультурном и образовательном пространстве предполагает обеспечение целостности воспитательного пространства, гуманистической атмосферы в образовательном учреждении, позволяющей школьнику развивать свои способности,
интересы, апробировать различные позиции, роли в коллективной деятельности. Этот подход предполагает также целенаправленную деятельность по формированию информационной, предметно-пространственной среды образовательного учреждения, транслирующей гуманистические ценности, способствующей духовно-нравственному развитию школьников. Таким образом, развивающий подход конкретизируется применительно к проектированию содержания воспитания в принципе гуманизации уклада школьной жизни, формирования гуманистической атмосферы в образовательном
учреждении.
Компетентностный подход — это создание условий для формирования у школьников совокупности актуальных для каждого возрастного этапа социально-личностных компетенций, что может быть обеспечено только достаточной вариативностью программ, предполагающей разнообразие как направлений, так и видов, форм, средств, методов деятельности. Компетентностный подход, таким образом, конкретизируется применительно к проектированию содержания воспитания в принципе вариативности программ.
Возрастной подход предполагает отбор доступного для школьников на каждом возрастном этапе содержания совместной деятельности, постановку доступных задач, выбор соответствующих возрасту тем и сроков проектов, а также дифференциацию воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Принцип доступности содержания и индивидуализации воспитательного процесса обеспечивает проектирование и реализацию каждым школьником индивидуального маршрута в контексте совместной деятельности детей и взрослых, что является условием успешного формирования у них готовности к самоопределению и самореализации.
Совокупность названных подходов и принципов определяет характер воспитательного процесса и предполагает:
• определяющее значение гуманистической парадигмы воспитания в разработке целей, содержания, методов воспитания; направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности как достижение гармонии во внутреннем духовном мире
и с окружающим миром; направленность воспитательного процесса на подготовку учащихся основной школы к жизненному самоопределению, формирование у них гражданской позиции, базирующейся на системе гуманистических ценностей;
• приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, общенациональным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечение событийности воспитательного процесса; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную
и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции;
• целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями,
историей и культурой Родины;
• субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично раз
витой личности;
• целенаправленное формирование пространства самореализации подростка для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к жизненному самоопределению; предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве;
• обеспечение каждого подростка психолого-педагогической поддержкой в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребёнка, его субъективной картине мира, признание индивидуальности каждой личности, особенностей пути её развития и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребёнка;
• реализацию в качестве ведущих принципов программирования воспитательного процесса таких идей: целенаправленности, целостности, учёта основных жизненных задач возраста; ориентации воспитания на нравственную активность подростка, его включён
ность в разнообразную деятельность; созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; нормативно-правового соответствия, ресурсной обеспеченности, планирования по результатам, контролируемости выполнения планов;
• реализацию принципа социального партнёрства, который обусловливает открытый характер воспитательной системы; расширение социального, межкультурного, межведомственного взаимодействия и сотрудничества в постановке и решении воспитательных задач; создание социально-открытого уклада школьной жизни.
Педагогически организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, совместная с взрослыми деятельность по узнаванию и воплощению ценностных установок создают условия для формирования у ребёнка позитивного социокультурного опыта. Содержание воспитания будет отражать, прежде всего, тот социокультурный опыт ребёнка, приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром. В качестве основных видов социокультурного опыта ребёнка, формирование которых имеет принципиальное значение для становления его нравственной гражданской позиции, позитивной социализации, следует рассмотреть:
— опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;
— опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности;
— опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой);
— опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (активного участника, организатора, консультанта и др.);
— опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности;
— опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки. сверяемой с оценками взрослых и сверстников;
— опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
— эмоционально-чувственный опыт;
— опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности;
— опыт общения и ролевого взаимодействия;
— опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа её результатов.
Проектирование содержания воспитания представляет собой непрерывный процесс, органично взаимосвязанный с реализацией программы. Содержание воспитания может рассматриваться только в постоянной динамике, оно не является статичным, раз и навсег
да определённым, а также одинаковым для всех субъектов воспитательного процесса.
Принцип непрерывности проектирования воспитательного процесса отражает диалектику его развития — взаимосвязь действий целеполагания и достижения результатов. С одной стороны, процесс проектирования содержания воспитания вы
ражается в разработке программы воспитания как вполне реального завершённого документа, определяющего направления, виды и результаты совместной деятельности субъектов воспитательного процесса. С другой стороны — выступает механизмом реализации программы: каждый субъект воспитательного процесса осуществляет
проектирование индивидуального маршрута в контексте направлений совместной деятельности, а результаты совместной деятельности, достигаемые на каждом этапе реализации программы, предполагают проектирование её новых направлений.
В процессе реализации воспитательного компонента федеральных государственных стандартов важно сохранить его ориентацию на гуманистические приоритеты современной социальной политики, создание условий для решения задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества
и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов.
Литература:
- Социальная педагогика. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов. Изд-во: «Народное образование», 2/2012г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 села Шедок
муниципального образования Мостовский район
Д о к л а д
Тема: «Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации»
(выступление на семинаре РМО социальных педагогов август 2012г.)
Подготовлен:
социальным педагогом МБОУ
СОШ №3 села Шедок
Забугиной Мариной Александровной
2012г.