Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие на тему "Калейдоскоп профессий" »
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Томмотская санаторная школа-интернат» МО «Алданский район» (МКООУСТ «ТСШИ»)
Воспитательное занятие
8 класс
Калейдоскоп профессий
Воспитатель: Лисихина И.В.
Томмот 2014
Цели: ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий
Задача:1.Расширить представление детей о различных профессиях;
2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Оборудование:компьютер, аудиторская доска, карточки с названием профессий и должностей.
Предварительная работа:
Поиск информации о профессиях
Ход занятия
Орг. Момент (2 мин.)
- Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать самый главный свой жизненный выбор - выбор профессии. Как сказал древнегреческий философ Сократ
СЛАЙД №1 Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
-Что же обозначает слово "профессия"? ( Ответы детей). А если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что
СЛАЙД №2профессия– это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. А какие профессии вы знаете ? ( Как правило, ребята называют и профессии и должности. ) Очень хорошо, но в ваших ответах закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? опять обратимся к словарю.
СЛАЙД №3Должность – служебное положение, место в каком либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя, это профессия . Но в школе есть и директор, и завуч- это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.
2. Основной этап
2.1"Профессия" или "должность"?
- Давайте мы с вами распределим эти понятия. Каждой команде раздается одинаковый набор листочков с надписями. вам необходимо как можно быстрее приклеить их на доску под двумя столбиками: "профессия" и "должность".
СЛАЙД №4Стихотворение о выборе профессии
Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может нужнее инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим: для России профессии все нужны.
- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину[пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)
-А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
СЛАЙД №5 -Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
-Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
-Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
2.2 «Это мой выбор!»
- Как же работает формула осознанного выбора профессии?
-Сейчас вы увидите это в исполнении {имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
- Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
- Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
- Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших, типов. Ребята скажите , а вы знаете на какие типы делятся профессии?
Ответы детей
Человек- «техника»
Человек- «человек»
Человек – «природа»
Человек- «знаковая система»
Человек- «художественный образ»
СЛАЙД №6 Правильно, а теперь давайте посмотрим почему же эти группы так назвали, и у вас было домашнее задание, рассказать о профессиях связанные с этими группами.( Ребята рассказываю про типы профессий).
-Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.
Физминутка. Игра-разминка: типы профессий.
-Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.
Ч-Т: два раза нагнуться
Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.
Ч-П: встать.
Ч_З: два раза сделать приседание.
Ч-Х: поаплодировать.
(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)
2.3 Тест «Ты и твоя профессия»
- А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Я предлагаю вам небольшой тест на профессиональную ориентацию.
- В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
-Теперь отвечаем на вопросы :
Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
А
1 балла
Б
2 балла
В
3 балла
- А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
(Дети подсчитывают баллы.)
- Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
- А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
- Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
- Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию
3. Заключительное слово
- Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
4. Подведение итогов (рефлексия)
- Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься? Примерные ответы детей:
Интересный тест, что-то новое узнал о себе.
Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.
Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.
Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.