Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности у подростков.»
Доклад учителя биологии МБОУ СОШ ОО ЗЗ №2 г. Липецк
Семиной О.И
На тему: « Воспитание толерантности у подростов».
Доклад из опыта работы :
« Воспитание толерантности у подростков»
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы, нам не
Хватает только одного: научиться
жить на земле ,как люди.
Б. Шоу
Сегодня все больше распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессия. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, всё чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности .
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Проблема культуры общения- одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимаю ,что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможно какое-либо преобразование современной школе.
В каком воспитании нуждаются дети? Что им нужно ,чтобы войти во взрослый мир и жить в нём , не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только в жизни в школе , но и за её пределами?
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми , пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельностью. Для плодотворного воспитания детей в школе необходимо свести эти противоречия в процессе к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение , гармонизации отношений , воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка ,с одной стороны ,принимать другого как значимого и ценного ,а с другой стороны-критически относиться к собственным взглядам.
Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители + дети + учителя». Таким образом , семья в формировании толерантности у учащихся, имеет большое значение. В основе педагогической деятельности учителя ,должен быть живой смысл и живое общение, на основе живого слова, живого понятия. Но просто разбрасываться красивыми словами , конечно недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Формирование навыков толерантного отношения возможно только при систематической работе.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете , понимать и уважать права, обычая, взгляды и традиции других людей , найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно , и профилактики бытового расизма, ксенофобии , экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной российской школе.
Что же такое толерантность?
Толерантность( от латинского «толеран»)- терпение, переносимость, снисходительство. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, понятие, понимание.
Признание- это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие- это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание- это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения : своей собственной и его.
Толерантность являет собой основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которое создают оптимальное условие для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личность, исключают факт боязни неправильного ответа.
Толерантность- способ выражения человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Для выявления наших школьных проблем в контексте заявленной темы была проведена следующая работа:
Классный час
Приведу в качестве примера следующее мероприятие:
Классный час «Что такое толерантность», который был проведён в ноябре месяце 2016 года, так как 16 ноября ,объявлен Международным днём толерантности.
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальность каждого. На данном занятие обсуждались такие понятия , как мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение. Рассматривали различные ситуации ( как бы учащиеся поступили в том, или ином случае). Итогом стала творческая работа «Дерево толерантности».
Учащиеся на листьях этого дерева написали, что нужно сделать для того, что бы школа стала пространством толерантности, то есть , чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.
Среди учащихся 8-х классов проведено анкетирование «Самооценка толерантной личности». По итогам анкетирования можно сделать вывод, что не всегда наши подростки бывают доброжелательными друг к другу , не всегда проявляют терпение, милосердие и терпимость к людям другой национальности.
Следует отметить , что предметом нетерпимости в школе может выступить как национальность, религиозная ,этическая ,социальная ,половая принадлежность ребёнка ,так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения ,привычки.
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. Конечно же, работа по воспитанию толерантности невозможна без поддержки семьи.
В2016 учебном году проведено родительское собрание ,тема которого «Толерантность часть нравственной культуры человека ».
Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
В заключении необходимо отметить , что при всей своей моральной убедительности и кажущейся простоте толерантность представляется для современной России чему-то утопическим. Но, безусловной, продолжение исследований в этом направлений должен и могут способствовать стабилизации общества, его переходу от практики насилия к практике ненасилия. Однако это возможно при условии, что толерантность как принцип мирового сосуществования различий соблюдался бы всем обществом, всеми его структурами ,на всех его уровнях, а не в школах.