Доклад на тему: "Родителям о воспитании толерантности у подростков"
Доклад на тему: "Родителям о воспитании толерантности у подростков"
Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Родителям о воспитании толерантности у подростков"»
Родителям о воспитании толерантности у подростков
Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie).
Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.
Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или ко злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать её на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.
Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы толерантности. “Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Предлагаемые нами тесты помогут выявить резервные возможности использования творческого потенциала семьи и воспитания толерантности. Также мы предлагаем тест, по которому родители смогут определить степень толерантности своих детей и принять необходимые меры по дальнейшему воспитанию подростков.
Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей)
В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:
1- очень низкий уровень;
2- низкий уровень;
3- ниже среднего;
4- чуть ниже среднего;
5- средний уровень;
6- чуть выше среднего;
7- выше среднего;
8- высокий уровень;
9- очень высокий уровень;
10-наивысший.
Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. В начале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.
Вопросы анкеты.
1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?
№
Реально
Желательно бы
1.
Сплоченность родителей с детьми
2.
Организация совместных творческих дел
3.
Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка
4.
Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка
Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях
8.
Координация взаимодействия семьи и школы
2. Оцените по 10-балльной шкале частоту использования в воспитании следующих форм и методов.
п/п
Формы и методы воспитания
Реально
Желательно бы
1.
Беседа
2.
Встречи с интересными людьми
3.
Вечера отдыха
4.
Экскурсии
5.
Путешествия, выход на природу
6.
Совместные творческие дела
7.
Дискуссии
8.
Игры
9.
Что-то другое
3. Оцените по 10-балльной шкале, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также, какие качества и в какой степени “желательно бы” активизировать, развить и использовать более эффективно?
п/п
Качества
Реально
Желательно бы
1.
Компетентность
2.
Общая культура, интеллектуальность
3.
Творческая инициатива
4.
Наличие хобби, увлечения
5.
Нравственные качества
6.
Эрудиция
7.
Трудолюбие
8.
Любовь к детям
9.
Общительность
10.
Требовательность
11.
Что-то другое
4. Оцените по 10-балльной шкале степень эффективности Вашей работы как родителей по следующим направлениям воспитания: