Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков
Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков
Данная работа написана на актуальную и современную тему "Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков". Данная тема является важной, потому что патриотическое воспитание в настоящее время преобретаетважнейшее значение. И возникает потребность совершенствования патриотического и интернационального воспитания в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6.3 Методы организации патриотического воспитания…………………….25
6.4 Формы организации патриотического воспитания………………….......27
7. Возрастные особенности подросткового возраста……………………......28
8. Формирование у подростков способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений……….. 32
9. Особое место предмета «иностранный язык» в формировании патриотизма и интернационализма…………………………………………………………....34
10. Использование краеведческого материала в воспитании патриотизма и интернационализма у подростков…………………………………………….40
11. Заключение (Выводы)……………………………………………………...42
12. Список использованной литературы………………………………………47
1. Введение
Проблема патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувства интернационализма. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Россия всегда стремилась поддерживать дружеские отношения с другими государствами, проявляла уважение к другим народам. Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика государства». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Воспитывая молодое поколение, мы обязаны противопоставить искусственно-созданным ценностям – истину. В современном мире идет переоценка ценностей. Западные политики стремятся принизить роль России в победе над фашизмом, пытаются лишить Россию права голоса, права на суверенитет, желают её политической изоляции. Стараются повлиять на подрастающее поколение, заменить самобытность русской культуры своими ценностями. И в связи с этим приоритетное направление в воспитательной работе в школе приобретает воспитание патриотизма и интернационализма у подростков. Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине и уважение к другим народам. Патриотизм и интернационализм - важные черты всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Патриотическое воспитание учащихсяв настоящеевремя приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. Таким образом, очевидна актуальность темы дипломной работы: необходимость совершенствования процесса патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях. Основной целью работы является: выявление педагогических условий патриотического и интернационального воспитания подростков в школе. Объектом изучения является: патриотическое и интернациональное воспитание подростков. Предмет: формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков в условиях современной России. Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность патриотического воспитания подростков значительно повысится, если: - учитывается своеобразие деятельности учителей по патриотическому и интернациональному воспитанию подростков; - обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели системы патриотического и интернационального воспитания подростков. Задачи: 1.Изучить основные принципы воспитания патриотизма и интернационализма у подростков. 2. Охарактеризовать средства, способствующие патриотическому и интернациональному воспитанию подростков. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, анализ документации, методы статистической обработки данных. Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении и теоретической переработке проблем, посвященных воспитанию подростков патриотизма и интернационализму в условиях современной России.
Основная часть
2. Теоретические основы патриотического и интернационального воспитания подростков
Проблема патриотизма и интернационализма сегодня приобрела небывалую остроту. Теоретические и прикладные установки в этой области востребованы педагогической теорией и практикой. Истоки патриотизма и интернационализма имеют глубокие корни. Большой вклад в проблему патриотического народного воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, СП. Щацкий и д.р. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического и интернационального воспитания имеют труды И.И.Болдырева, В.З.Вульфова, Т.Н.Мальковской, И.С. Марьенко, А.В.Мудрика, Т.И.Пидкасистого, В.А.Сластенина, М.Г. Тайчинова, Г.Н.Филонова, А-А.Шаталова и др. Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической литературе, в современных весьма сложных социально-политических условиях проблема патриотического и интернационального воспитания школьников остается актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятий истинного патриотизма и интернационализма, не прекращаются негативные тенденции, сдерживающие проявления настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу интернационально-патриотического воспитания.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Пришло время перестать быть «детьми без родителей»1, надо показывать все достижения Руси, России, Советского Союза, Российской Федерации, независимо от того каким было или есть государство княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, можно прийти к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Патриотическое и интернациональное воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов патриотического и интернационального воспитания. Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
3. Понятие патриотизма и интернационализма
Патриотизм - моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.2 Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. Вместе с тем патриотизм тесно связан с интернационализмом и предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Интернационализмопределяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей.
Интернационализм — принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости.3 Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий. Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач. Воспитание патриотизма и интернационализма – это долгий процесс, начало которого появляется в семье. С самого раннего возраста изучение искусства патриотизма и интернационализма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Процесс патриотического и интернационального воспитания проходит, как называют психологи, несколько стадий.4 Развертывание данных стадий зависит, в определенной степени, от того, насколько в процессе воспитания были сформированы основные ориентиры деятельности личности по практическому осуществлению усвоенных правил, норм, принципов. Формированию этих ориентиров способствуют знания о патриотизме и интернационализме, образующие в сознании человека так называемый образец поступков, действий, оценок. В формировании этих образцов значительную роль играют сказки, героический эпос, афоризмы, примеры исторических деятелей, окружающих людей, средства массовой информации и т.д. Подражание образцу - первая стадия патриотического и интернационального воспитания. Однако «... подражание образцу без специальной сознательной работы по совершенствованию своей личности, необходимой для наиболее успешной реализации целевой и процессуальной сторон, не раскрывает всех возможностей, благоприятствующих полному усвоению нравственных отношений».
На второй стадии учитель учит школьников использовать образец для анализа и оценки различных ситуаций, описанных в фольклоре, возникающих в школьной жизни при подготовке, например, праздников, трудовых дел, дискуссий и др. Идет приучение поступать так или иначе в жизненных ситуациях, делать сознательный выбор поведения, поступка, действия.
Третья стадия в патриотическом и интернациональном воспитании - это самовоспитание, стремление личности к самосовершенствованию вследствие усвоения положительных идеалов, недовольства своими недостатками. На этом этапе внешние воздействия на личность получают поддержку в ее усилиях, направленных на самовоспитание и создаются условия работы человека над собой для преодоления отрицательных свойств. Таким образом, логика преодоления недостатка в нравственном развитии личности характеризуется переходом воспитания в самовоспитание, взаимодополняемостью и определенным единством этих процессов. Все сказанное о роли самовоспитания не принижает значения воспитания. Воспитание не только создает предпосылки, условия, активизирующие самовоспитание, но и во многом определяет его характер; даже в случае отрицательного самовоспитания специально организованные внешние воздействия способны изменить характер самовоспитания, положительно повлиять на развитие личности, но опять же предварительно изменив направленность воспитания, его личностный смысл, т.е. в конечном итоге, через самовоспитание. Воспитание, таким образом, может определять направленность самовоспитания, но последнее, тем не менее, сохраняет функцию движущей силы развития личности.
Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического и интернационального воспитания:
1) необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;
2) воспитание патриотизма и интернационализма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;
3) необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического и интернационального воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
Патриотическое и интернациональное воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы. В этом процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
4. Содержание образования как основа для формирования патриотизма и интернационализма
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществознание создаёт условия для полного развития инициативы граждан; отлаживает механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивает развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию патриотизма и интернационализма.5 Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, прежде всего, языка другого народа.
Как и нравственность в целом, патриотизм и интернационализм носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
В воспитании патриотизма и интернационализма большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию учащихся патриотизма и интернационализма, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и интернационализма. Какие же вопросы здесь имеют наиболее это важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.6 Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Существенной стороной развития патриотического и интернационального сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать так же интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
5. Интернациональное воспитание
5.1 Основные цели и задачи интернационального воспитания
Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинается с постановки цели. Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Как сказал К. Д. Ушинский: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».
Цель воспитания — это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий.
Основные цели и задачи интернационального воспитания:
1) формирование мировоззрения, знаний, убеждений;
2) формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам;
3) воспитание доброжелательных отношений к другим народам;
4) воспитание сотрудничества и партнерства в различных делах.
Воспитание интернационализма предусматривает следующие задачи:
1) формирование интернациональных чувств, сознания принадлежности к Родине и ответственности перед нею, перед народом, перед коллективом за свои действия и дела;
2) развитие творческой активности в трудовой и общественной деятельности, выполнение полезного для общества и народа дела.
Уровень интернациональной сознательности не у всех людей одинаков. Аполитичность, эгоизм, равнодушие к людям, нарушения трудовой дисциплины и другие явления еще встречаются в нашей жизни. Это можно объяснить различием между объективными возможностями, предоставленными обществом для всестороннего гармонического развития человека, и субъективной оценкой этих возможностей, субъективными усилиями, направленными на их использование.
Педагогу при воспитании интернационализма необходимо учитывать специфику сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, уровень ее культуры, развития и т. п.
5.2 Формы и методы
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что высокий результат в воспитании можно получить только тогда, когда будут гармонично сочетаться все виды педагогических воздействий: «Между воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном счете определяется тем, как эти зависимости и обусловленности учитываются, точнее, реализуются в практике».
Воспитание зависит от правильно подобранных методов и форм воспитательной деятельности. Богатство и разнообразие форм и методов позволяют при умелом их выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к воспитанию
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств
Под методом понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.)
В свете сказанного методы воспитания можно условно объединить в три основные группы.
Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений (уроки демократического интернационального воспитания, общестуденческие ассамблеи, советы, конференции на интернациональные темы).
Вторая группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения (вечера отдыха, экскурсии, благотворительность, экскурсии, «общинное воспитание» - воспитание навыков совместной деятельности).
Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности (международные радио – и телемосты, ролевые игры, дискуссии).
В воспитании подрастающего поколения происходят важные перемены, отражающие, как в зеркале, политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно возросли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международной программы: обмен делегациями учащихся, студентов, создание международных детских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, общечеловеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и телемосты, на которых студенты обсуждают разные проблемы: музыки, спорта, досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация «Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности. Одной из распространенных форм интернационального воспитания является политическое просвещение. Оно знакомит с политическими событиями внутри страны и за рубежом, способствует формированию личного отношения студентов к этим событиям. Хорошо организованное политическое просвещение будет способствовать стремлению учащихся принимать посильное участие в общественной жизни школы, страны.
С подростками проводят коллективное чтение газет, организуют информации о событиях в политической, культурной, спортивной жизни в нашей стране и за рубежом.
Большое значение в интернациональном воспитании имеет переписка с учащимися других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волнующие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.
5.3 Принципы и педагогические требования интернационального воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
1) общественная направленность воспитания;
2) связь воспитания с жизнью, трудом;
3) опора на положительное в воспитании;
4) гуманизация воспитания;
5) личностный подход;
6) единство воспитательных воздействий
Принципы интернационализма — это исходные положения теории интернационализма, ее руководящие идеи. Каждый принцип интернационализма связан с другими, имеет определенную специфику и вносит свой вклад в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из них выражает разные стороны и моменты объективного процесса утверждения братства рабочих разных наций и стран, содружества наций и держав.
Интернационализм выступает как общность закономерно связанных между собой разных принципов, что составляют в совокупности цельную идеологию, политику и этику государства по национальному вопросу. Социальная практика развития интернационализма дает возможность сформулировать эти принципы.
Основным принципом интернационализма является солидарность, сплоченность. Международная солидарность возникает в результате развития самосознания людей, осознания ими общности коренных интересов - интересов мира, благополучия.
Принципы равенства и взаимопомощи и все другие дополняют и углубляют содержание принципа солидарности. Подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма вполне отвечает объективной диалектике общественного развития, и в частности, соотношению целого и части. В интернациональном выражаются интересы целого, и в национальном проявляются, реализуются интересы целого.
На основе принципа равенства развивается единство стран, укрепляется сотрудничество государств. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национального и государственного суверенитета.
6. Патриотическое воспитание
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить. Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества. Процесс подготовки к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 6.1 Цель и задачи патриотического воспитания Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- воспитание у подростков любви и привязанности к своей малой родине - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
- психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
- Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
- Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями,
6.2 Принципы патриотического воспитания
Считается важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет подростку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение школьником во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна. А с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов подростковой деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Патриотическое воспитание представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
6.3 Методы организации патриотического воспитания
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить следующие группы методов:
Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании; информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; само убеждение через убеждение других.
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога;
6.4 Формы организации патриотического воспитания.
Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы. Формы работы подразделяются на теоретические (беседы, сообщения, встречи с интересными людьми(художниками, туристами, мастерами спорта); экскурсии( по приглашениям, на природу, на выставки); просмотр наглядных пособий или слайдов и практические конкурсы; выставки объединений декоративно-прикладного и технического творчества; соревнования; праздники; викторины.
7. Возрастные особенности подросткового возраста
Воспитание патриотизма и интернационализма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Поскольку в воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей подросткового возраста в единстве сущего и должного.7 Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они хотят вместе со взрослыми участвовать в настоящих событиях, окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу патриотического и интернационального воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. Учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях. Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности подростков зависят от предшествующего психического развития младших школьников и детей, от их готовности к чуткому отклику, на воспитательные воздействия взрослых. Для подростков характерны следующие признаки психического развития:
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что- либо делать,
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.
Учитывая выше сказанное можно сделать вывод, что возрастные психологические особенности детей подросткового возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:
- способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
- способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
В следствии выше сказанного устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений достигается только при условии, если знания учащихся по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений существенно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала и быть насыщенной яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально- интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.
8. Формирование у подростков способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений Основным средством для решения этой исключительно важной и сложной задачи является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д. Если эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно- мотивационной сферы, интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.
Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
9. Особое место предмета «иностранный язык» в формировании патриотизма и интернационализма
Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач патриотического и интернационального воспитания подростков. Так как в школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей. Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у школьников коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, включает формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.8
Английский язык направлен на формирование «языковой личности» учащегося как «глубоко национального феномена», основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, - нести культурное и историческое наследие своей страны.
Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, интернационализма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
И хотя это, наверное, личностное качество и мировоззренческий аспект, даже средствами предмета «иностранный язык» развивать патриотизм можно:
1. Сопоставляя положительные особенности нашей страны и стран изучаемого языка.
2. Заинтересовывая детей в общении с иностранцами через знакомство их с произведениями мировой детской литературы, фольклором, показывая, что сказки и легенды у нас очень похожи и системы ценностей не сильно отличаются у всех людей вне зависимости от страны проживания и веры.
3. Знакомя детей с традициями стран изучаемого языка и сопоставляя эти традиции с традициями родной страны, демонстрируя, что и иностранцам о наших традициях узнать интересно.
4.Рассказывая об истории стран изучаемого языка, показывать точки соприкосновения с историей родной страны и особенно события, которые принесли обеим странам большую пользу (мало кто из детей знает, например, что во время американской революции и войны за независимость повстанцам помогла своим флотом Екатерина Вторая, позже Александр Второй помог Аврааму Линкольну в Гражданской войне в США, а США оказывали помощь голодающим во время гражданской войны в России. В Англии же тоже есть много интересных точек соприкосновения: тут и предложение Ивана Грозного Елизавете Первой выйти за него замуж, и отправка юношей учиться в Англию во время царствования Михаила Федоровича Романова, и первые прививки, которые спасли Россию от оспы, сделанные английским врачом и многое-многое другое)
5. Подчеркивая, что Россия много веков является важным субъектом европейской культуры, политики и историки, помогая детям увидеть то интересное и уникальное, что нас окружает в повседневной жизни,
6. Обучая школьников умению представлять свою страну на изучаемом языке, чтобы любовь к своей стране была основана на знании конкретных фактов, умение их представить друзьям-иностранцам. Понимание тесных исторических и культурных связей между нашими странами, осознание, что российская культура является глубоко европейской по своей сути, и что мировая культура принесла много положительного в культуру российскую (хотя бы в плане музыки, живописи, кулинарии и др.)
Наверное, вот таким образом, не навязывая мнений, а, просто развивая у подростков интерес, показывая роль России в мировой истории, нашу общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитать патриотизм, в том числе и на уроках английского языка.
Теперь, когда знание иностранного языка превращается из практически декоративного элемента высшего образования в одну из обязательных составляющих имиджа грамотного специалиста и, наконец, просто современного образованного человека, сама жизнь становится мощным стимулом к овладению хотя бы одним иностранным языком.
О настоящем патриотизме и интернационализме не следует просто говорить на уроках, ведь будет глупо, если учитель войдет и скажет, что сегодня мы будем учиться любить Родину, а завтра уважать героев. Просто надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы.
Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических и интернациональных чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Наиболее эффективным в реализации задач патриотического воспитания определен метод проектов с его многочисленными типами - как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. В процессе проведения, которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у школьников таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе должны использоваться самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?”, также учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Свой проект я называю “Добро пожаловать в Россию!”.
Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Казани, Москвы, Санкт-Петербурга; воспитательный аспект - осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.
Работая по теме “Моя семья”, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.
Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини - экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений. При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов. На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Общаясь с носителями чужого языка, школьники не только изучают и совершенствуют разговорный английский язык, но и познают природу, наблюдая за гнездованием перелётных птиц, рассказывают иностранцам о нашей стране и о своей “малой” Родине, узнают больше об их нации, культуре, истории. Здесь имеет место эколого-патриотическое воспитание школьников, т.к. они учатся решать проблемы окружающей среды на территории своей страны средствами родного и иностранного языка.
10. Использование краеведческого материала в воспитании патриотизма и интернационализма у подростков
Большую роль в патриотическом и интернациональном воспитании школьников играет использование краеведческого материала.9 Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.
В обучении используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами, находят применение гораздо реже и в основном на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:
- устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.
Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.
При выборе краеведческого материала учитываются:
- реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идёт речь;
- заинтересованность учащихся в данном материале;
- привязанность данного материала к программной теме;
- социализирующая ценность данного материала
Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма.
11. Заключение (выводы и рекомендации)
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
- педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;
- на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;
- школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить;
Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно – воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Для патриотического и интернационального воспитания подростков необходимо, чтобы они, прежде всего, изучили традиции своей страны. Затем необходимо научить школьников умениям практически пользоваться нормами и правилами этикета, а после умению искать, сохранять и возрождать лучшие из них.
Для организации работы по формированию патриотических и интернациональных чувств и сознания надо начать с определения и установления конкретной цели. Как и в процессе обучения на уроках, она заключается в ознакомлении учащихся с сущностью патриотизма и интернационализма, в формировании у них норм и правил поведения гражданина, любящего свою родину, свой народ, стремящегося к дружбе и сотрудничеству со всеми народами. Необходимо развивать в детях творческие способности в проявлении заданных качеств в различных ситуациях. Следующий компонент - содержание воспитания, которое способствует выполнению заданной цели. Только после этого определяются формы деятельности, методы и средства формирования определенных черт характера. Педагоги должны научить школьников использовать накопленные знания на практике, когда они вступают в различные отношения со своими сверстниками, с малышами, взрослыми, учителями, с людьми разной национальностей. В последнюю очередь следует подбирать критерии оценки качества и эффективности проведенной работы, среди которых главными должны быть не знания учащихся, а степень их использования в поведении или проявление заданных норм и правил в самых различных ситуациях. Подбор содержания материала для патриотического и интернационального воспитания на народных традициях предполагает формирование у школьников умение пользоваться знаниями по народной культуре регионов России для анализа, сравнения и оценки реальных ситуаций, для выбора определенного стиля поведения, поступков и способов деятельности.
Вывод:
Цель патриотического и интернационального воспитания – подготовка учащихся к активной жизни и деятельности, в которой личные интересы сочетаются с общественными и направлены на благо Родины, формирование у учащихся гражданско- патриотических чувств; помощь в освоении и принятии культуры и духовных традиций многонационального народа России.
Организация патриотического и интернационального воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволит целенаправленно, комплексно строить его.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического и интернационального воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Формирование ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, воспитание толерантности, формирование чувства гражданского долга; формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни, формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы должно основываться на деятельностном подходе через организацию классных часов, конференций, краеведческую деятельность; иметь практический характер.
Работа в данном направлении будет более результативна при соблюдении следующих педагогических комплекса условий.
Психолого-педагогические условия:
обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса по проблеме гражданско-патриотического воспитания;
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
-повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
-реализация новых педагогических технологий, форм и методов гражданско-патриотического воспитания;
-работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
-ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
-профилактика противоправного поведения;
-создание условий для самореализации каждого ученика;
-актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
-развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного самоуправления к решению социально значимых проблем;
-сотрудничество с социумом;
-включение школьников в реальные социально значимые дела.
Патриотическое и интернациональное воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.
12. Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.
3. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
5. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2001. – с. 9.
6. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - № 6 – С. 59.
7. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.
8. Дурницына О.Ф. Итоговый урок-проект в VIII классе по теме “Добро пожаловать в Россию!”//Иностранные языки в школе.
9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8 – С. 17.
10. Ионов И. О. Российская цивилизация. – М.,2000.
11. Историческое краеведение / Под ред. Матюшина Г- Н. - М.,2003.
12. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.
13. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. Даринского А.В. - М., 1987. – с. 219.
14. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 2004 - №5 – С. 52.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.
Милонов Н.А. Литературное краеведение. - М., 2001.
16. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
17. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 2001.
18. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
19. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000;
20. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 1991.
21. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 2003. - с. 35.
22. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.
23. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;
24. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
25. Островский В.П., Уткин А.И. История России / «Дрофа». – М.,1999.
26. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К.
27. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке//Иностранные языки в школе.-1990.-№5.-с.101.
28. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.
29. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993.
30. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 2005.
31. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
32. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997;
33. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
34. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000;
35. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
36. Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 2006. - с. 34- 78.
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002;