Ученическое самоуправление в формировании коллектива
Ученическое самоуправление в формировании коллектива
Человек — биосоциальное существо. Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ученическое самоуправление в формировании коллектива»
«Ученическое самоуправление в формировании коллектива младших школьников»
Ключевые слова: Самоуправление, коллектив, школьники, образование, школьный совет, совет класса, дисциплина, формирование, начальные классы, программа, развитие. Аннотация.
В статье раскрывается ученическое самоуправление, как оно формируется, его особенности и эффективность в развитии коллектива. В статье раскрывается понятие коллектив и самоуправление, которое в современном мире очень важно т.к. благодаря опыту коллективной жизни у ребят развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях.
Человек — биосоциальное существо. Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив. Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается — мешают субъективные и объективные причины. Не каждому, в силу природных возможностей, удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и так далее), и более узкое, социально-психологическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом понимают высокий уровень развития групп.
В последнем, узком значении, коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества. При этом, К. К. Платонов считал, что положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность. В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть реальным его содержанием, считал А. В. Петровский. Об уровне развития группы как коллектива можно судить по развитости таких ее характеристик, как содержание нравственной направленности (интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации), организационное единство, групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности, психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, говорил Л. И. Уманский.
Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления.
Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости. [10, с.12]
Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.
Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского. [5, с.37]
Понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях: закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.
Как первичные коллективы являются основой общешкольного воспитательного коллектива, так и самоуправление класса, группы служит основой самоуправления школы. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учениками. Обычно на одном из первых классных собраний, в начале учебного года избирается актив. Это могут быть отдельные учащиеся, за каждым из которых закрепляются определённые обязанности, например: Аким, заместитель Акима, заместитель по социальным вопросам, заместитель по культуре, заместители по науке (предметы), цветовод, физорг, санитары, ответственные за сохранность мебели и учебников, заместители по юстиции и праву, информаторы и др.
В других случаях при более высоком уровне развития самоуправления, избираются группы учащихся по отдельным участкам работы: сектор общественно - политической работы, куда входят политинформаторы, редакторы, корреспонденты стенгазеты; учебный сектор, который объединяет лаборантов, помощников учителей; сектор культмассовой работы и др. Каждый из секторов возглавляет ответственный за его работу. Такая групповая организация актива имеет ряд преимуществ: она позволяет конкретизировать организаторские функции отдельных учащихся, способствует втягиванию в самоуправление основной массы учащихся и предупреждает перегрузку отдельных членов актива общественной работой.
Заключение
Отношение к ученическому самоуправлению в начальной школе неоднозначное. Младшие школьники активны, у них большое желание принимать участие во всех проводимых мероприятиях, но без поддержки и руководства педагога это невозможно. Классный руководитель может организовать ученическое самоуправление в классе, и начать надо со следующих шагов: выбрать лидера (старосту класса, командира и т.д.); разделить классный коллектив на звенья (группы); предложить школьникам соревнование (по учебе, дежурству, участию в спортивных секциях и кружках по интересам, досуговых мероприятиях и т.д.). Это не является классическим видом ученического самоуправления, в котором дети становятся инициаторами школьной жизни, а взрослые помогают им как кураторы (учат организовывать работу), но не как руководители.
Участие в ученическом самоуправлении дает уникальную возможность каждому школьнику развить в себе лидерские, коммуникативные качества, приобрести опыт организаторской и управленческой деятельности.
Библиографический список
Д.В.Рогаткин. Школьный коллектив /Рогаткин Д.В. :Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск: 2003. – 92 с
Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика: Метод. пос./ В.Т. Кабуш - Минск: АПО, 2009. — 187 с.
Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М, 2001.— 607 с.
Электронный ресурс
Программа по развитию ученического самоуправления [Электронный ресурс]/ URL: https://infourok.ru
Средняя общеобразовательная школа с. Пыёлдино [Электронный ресурс] /URL: http://school-pyioldino.ru