Тема педсовета :
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Цели:
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВЕНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ;
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕШЕНИЮ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ;
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ С АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ, ГОТОВОЙ К ПРИНЯТИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ РЕШЕНИЯ, СТРЕМЯЩЕЙСЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, САМОРАЗВИТИЮ И САМОВЫРАЖЕНИЮ;
Задачи:
Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития;
Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе;
Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;
Программа работы педсовета:
Первая часть:
«Социально-успешная личность. Ученическое самоуправление»
(доклад зам директора)
2) «Особенности поведения различных возрастных групп учащихся. Итоги анкетирования»
(Психолог школы )
3) «Роль лидера в ученическом самоуправлении»
(сотрудник Центра юношества и молодежи )
Вторая часть: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
1) «Элементы самоуправления в начальной школе»
(учитель начальной школы)
2) «Первый раз в пятый класс»
(классный руководитель 5-Б класса )
3) «Самоуправление в старшей школе»
(классный руководитель 10-В класса )
Правила педсовета:
БУДЬ АКТИВНЫМ
ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ
УМЕЙ СЛУШАТЬ
НЕ ПЕРЕБИВАЙ
ГОВОРИ КРАТКО И ПО ТЕМЕ
УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА
НЕ ЗАСЫПАЙ!
Тема формирования социально- успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.
Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формирование социальной компетентности, которая предполагает воспитание таких качеств как гражданственность, патриотизм, ответственное отношения человека к состоянию того общества, в котором он живет, и способность проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания социально-успешной личности определена как приоритетная . Однако само понятие социальной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов [8, с.826] трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” [4, с.192] успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание. Успешный - такой, который дает положительные результаты,заканчивается успехом.
Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех - это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И? самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?
Характерной особенностью реалий современности является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. Лидерство, конкурентоспособность, целеустремленность и другие качества личности приобретают сегодня особую актуальность и значимость. На одно из приоритетных мест среди них выходит такая интегрированная характеристика, как социальная активность личности, обеспечивающая в конечном итоге ее способность к самореализации и социальную успешность.
Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности .
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей , при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.
Технологии воспитания, используемые сегодня в школе значительной частью педагогов, крайне мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей учащихся и формирование у них потребности и готовности к активной жизнедеятельности и самореализации. Как следствие, многие выпускники не способны к самостоятельному решению жизненных проблем, не готовы реализоваться личностно, профессионально, духовно, культурно. Таким образом, налицо противоречие между объективно существующими требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой личности, с одной стороны, и реально функционирующей воспитательной системой, технологически не обеспечивающей этот процесс. Также следует отметить и несоответствие между потребностями личности в разнообразной жизнедеятельности и реальной школьной практикой, фактически ограничивающей деятельность школьника участием преимущественно в учебно-познавательной работе.
Никто не станет отрицать, что вы творческая личность! Однако можете ли вы утверждать, что способны в одиночку выдать больше хороших идей, чем группа ваших сверстников — активных, неравнодушных ребят? В команде может родиться много различных замечательных идей. Одна идея дает искру. От нее воспламеняется следующая. В процессе командной работы проявляются все новые идеи и возможности изменить жизнь вашей школы.
Лидерство — это не комплекс навыков поведения и мышления.
Лидерство — это стиль жизни под девизом «Если не я, то кто?».
Вот мы и подошли к понятию ученического самоуправления. Так что же такое ученическое самоуправление?
Ученическое самоуправление — форма организации жизни коллектива учащихся, развивающая их самодеятельность в принятии и реализации решений.
Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять потребности учащихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы, училища, колледжа. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Самоуправление нельзя дать, нельзя взять, нельзя просто ввести. Его приходится вырабатывать и отрабатывать. Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем. Так складываетсяь настоящее самоуправление. Уберите одно звено - и от самоуправления ничего не останется.
Самоуправление учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами - не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Именно в этом состоит право на управление самостоятельно и с полной ответственностью организовать дела своего коллектива. Это могут быть, например, организация дежурства, создание материальной базы, благотворительная деятельность, благоустройство школьного двора и др. Самоуправление есть по своему существу самоорганизация сообщества. Разнообразие же форм самоорганизации будет способствовать налаживанию тех самых социальных связей в школе, которых ей порой не хватает.
Таким образом, самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.
Природа самоуправления многогранна. В целом корни самоуправления - в социальной активности народа. Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические - в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманных отношений к человеку.
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
развитие навыков работы в группе, в команде;
ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
защищает права ребенка;
учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
организует свободное время детей;
ведет к улучшению учебной результативности детей;
снижает конфликтность в семье;
дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
помогает организовать детей;
сплотить детский коллектив;
повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
апробация инновационных технологий;
обобщение опыта работы через средства печати
углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Ученическое самоуправление — форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума и др. Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.
Формы и методы работы органов самоуправления:
КТД, традиционные школьные дела и праздники (День Знаний, День Учителя, Осенний калейдоскоп, Вечер школьных друзей, Мастерская деда мороза, Вахта Памяти, 8 марта, Последний звонок, Выпускной бал).
Деловая игра (“Мозговой штурм”, “Избирательная кампания”).
Школа юного лидера
Экскурсии
Оформление классных уголков, стендов
Выпуск школьных стенгазет
Спортивные соревнования
Акции (“Я - гражданин России”, “Копейка”, “Кормушка”)
Конкурсы плакатов, стенгазет, сочинений (Мой семейный архив, Мы против СПИДа, Марийский край, Лес в творчестве юных, Гимн и герб Страны “Школярия”).
Рейды (Опоздания – это нарушения, Чистота спасет мир, Береги учебник)
Формы и методы ученического самоуправления В работе участников и органов ученического самоуправления и в процессе их деятельности используются такие формы и методы.
Формы работы ученического самоуправления:
Творческий экзамен.
Заседание совета.
Проведение профилактических дней.
Массовые мероприятия.
Семинары.
Рейды.
Деловой тренинг.
Экскурсии.
Научные общества.
Знакомство с жизнью замечательных людей.
Диспуты.
Интеллектуальный марафон.
Кружки, секции, объединения по интересам.
Индивидуальная карта.
Методы работы ученического самоуправления:
Словесный
Наглядный
Активные методы обучения
Выводы: Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.
Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.
В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.
Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева школы (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным).
Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
Проект решения педсовета: