«Особенности организации и управления школьным ученическим самоуправлением по формированию гражданско-правовых качеств личности»
«Особенности организации и управления школьным ученическим самоуправлением по формированию гражданско-правовых качеств личности»
В статье описываются особенности организации и управления школьным ученическим самоуправлением по формированию гражданско-правовых качеств личности. В настоящий момент этот вопрос остается актуальным. Ведь, гражданско-правовое воспитание школьников – это целенаправленный процесс формирования гражданской ответственности, правового самосознания, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, таких как инициативность, самостоятельность, компетентность, толерантность, ответственность, социальная активность, правовая культура, способствующих успешной социализации в обществе.
Воспитание гражданина страны, осознающего свои права и ответственность - одно из главных условий развития общества в целом. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Современные преобразования, происходящие в экономической, социально-политической, культурной и духовной жизни российского общества, предъявляют новые требования к личностным качествам выпускников образовательных учреждений всех уровней – правовая компетентность, гражданская ответственность, самостоятельность, социальная активность, способность успешно социализироваться в обществе, что и подтверждает федеральный государственный образовательный стандарт: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к исчезновению таких качеств как ответственность, правовая культура, гражданственность и т.д. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости. Значительно снизилась ценность других людей вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим актуальным становится разработка новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.Организованное, управляемое ученическое самоуправление при способно открыть перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений общества, выработать у них необходимые навыки социального взаимодействия, сформировать готовность к будущей творческой социально-профессиональной деятельности. Способность брать на себя ответственность за общее дело, делать самостоятельно выбор, действовать с учетом интересов и потребностей других людей, работать в команде, договариваться с партнерами по совместной деятельности, делегировать полномочия - весь этот опыт обучающийся приобретает в условиях ученического самоуправления. Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Самоуправление, как демократическая форма организации сообщества детей, способствует активному поиску школьниками способов реализации своих возможностей на основе их участия в принятии и реализации решений для достижения групповых целей, то есть обеспечивает самореализацию старших подростков, как осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия способностей и возможностей в деятельности и отношениях, который предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала детьми в рамках цели, поставленной детским сообществом.
Самореализация личности в воспитательном пространстве школы представляет собой активность ребенка в основных сферах жизнедеятельности, удовлетворяющая его представлениям о собственных возможностях. Особенности самореализации личности определяются составом и педагогическим мастерством учителей, комфортной психолого-педагогической средой образовательного учреждения, подчеркнутой предметной элитарностью, ориентацией на интеллектуальный труд как форму социального служения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности организации и управления школьным ученическим самоуправлением по формированию гражданско-правовых качеств личности» »
Статья
«Особенности организации и управления школьным ученическим самоуправлением по формированию гражданско-правовых качеств личности»
Автор: координатор ШУС Лукьянченко С.В.
Школа – исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм. Она успешно функционирует только при условии, если каждое ее отдельное звено и подразделение действуют слаженно, скоординированно, согласованно и эффективно.
«Школьная воспитательная система – это не только состояние, но и процесс, притом процесс управляемый; включает в себя педагогическое руководство, самоуправление, саморегуляцию».
В.А. Караковский отмечает, что процесс управления созданием и развитием школьной воспитательной системы по своей природе обладает большим интегрирующим потенциалом. Через создание воспитательных комплексов, центров он ведет к превращению школы в целостную воспитательную систему, обеспечивающую формирование социально ценного типа личности.
Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим актуальным становится разработка новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.
Наличие в учреждениях образования управленческой модели воспитательной работы позволяет рассматривать воспитательную систему как объект управления, направленный на целенаправленное воздействие на жизнь школы, позволяет осуществить управление на всех этапах ее развития. Модель управления воспитательной системой школы позволяет рассмотреть этот процесс как целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта и в роли объекта управления, позволяет интегрировать различные виды воспитательных воздействий и создавать системные связи в школьных и учительских коллективах.
Карпюк И. А. считает, что важной ошибкой в управлении школьной воспитательной системой является игнорирование ее природы, специфического своеобразия, особенно трех ее главных качеств:
- неравновесности, способности к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию;
- открытого характера системы, ее неизбежного взаимодействия с окружающей средой;
- самобытности каждой конкретной воспитательной системы, «вырастания» ее снизу, от собственных корней.
Структура управленческих органов в школе многообразна. И.Ф. Харламов приводит четыре группы управленческих органов:
Первую группу составляют должностные лица школы – директор, его заместители по учебно-воспитательной деятельности и административно-хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций;
Вторую – общешкольная конференция представителей учителей, родителей и учащихся, а также педагогический совет школы и входящие в его состав предметные комиссии (секции);
Третью – органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).
В русле модернизации современного образования наиболее продуктивным представляется процессуально-деятельностный аспект воспитательной деятельности, связанный с организацией самоуправления в образовательном учреждении. Возможности ученического самоуправления, как одной из эффективных форм функционально ориентированного сотрудничества и субъект-субъектных отношений в системе образования, позволяющей создать благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств учащихся, таких как гражданско-правовые качества, с учетом их ценностных ориентаций и возрастных особенностей.
Самоуправление– автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в процессы выработки решений; коллективное управление как участие всех членов организации, населения, трудящихся в работе соответствующего органа управления; выработка и принятие исполнителями общих решений.
В.Т. Кабуш отмечает, что в определении термина «самоуправление» одни педагоги берут за основу руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни, третьи – как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.
Организованное, управляемое ученическое самоуправление при способно открыть перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений общества, выработать у них необходимые навыки социального взаимодействия, сформировать готовность к будущей творческой социально-профессиональной деятельности. Способность брать на себя ответственность за общее дело, делать самостоятельно выбор, действовать с учетом интересов и потребностей других людей, работать в команде, договариваться с партнерами по совместной деятельности, делегировать полномочия - весь этот опыт обучающийся приобретает в условиях ученического самоуправления. Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Сформировать у подрастающих поколений готовность взять в свои руки в будущем государственные и общественные дела, социальную и гражданскую ответственность возможно только путем активного включения учащихся в демократическое управление посредством ученического самоуправления. Следовательно, школьное самоуправление развивается в рамках руководства школой, оно – часть управления. Ученики участвуют в управлении собственными, входящими в круг их компетентности делами.
Демократия – 1. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. 2. Принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
Демократическое управление обеспечивает ученическим коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление, способствует развитию гражданских и правовых качеств личности.
В.Т. Кабуш приходит к выводу, что «самоуправление учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятий решений и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов».
В методических пособиях, а также в школьной практике, где есть демократическое управление и подлинное самоуправление, встречается такое понятие, как «соуправление». Это «совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления с государственными органами управления или другими общественными формированиями на равных правах или равных обязанностях для достижения общих целей».
Объединение в социальной деятельности взрослых и детей рождает новую форму взаимодействия – партнерство. От содружества к сотрудничеству - и к сотворчеству.
Самоуправление и соуправление – основные компоненты управления. Они не заменяют друг друга, а реализуются одновременно.
Самоуправление рассматривают как образ жизни и поведения всего ученического коллектива и каждого его члена в отдельности (управление самим собой; процесс формирования личности). Результат – растущая самостоятельность, инициатива, взаимопомощь всех и каждого.
В.Т. Кабуш приводит системообразующие и характеризующие самоуправление понятия. Центральным является самоопределение, что обеспечивает гармонию человека с самим собой, с другими людьми, обществом, природой. Суть его в том, чтобы помочь учащемуся освоить общечеловеческие ценности, определить цели и значение личной жизни, ее смысл, создать условия для общения и взаимодействия с другими людьми. Далее стоит самоутверждение: уважение своего достоинства и владение способами утверждения своей личности, которые бы не ущемляли интересы других людей. Самоопределение и самоутверждение материализуются в самореализации: воплощение в жизнь возможностей и способностей учащегося. Вместе эти слагаемые дают учащимся возможность осознанно занять позицию субъекта воспитательной деятельности, а педагогу – рассматривать воспитание как деятельность детей и взрослых с целью реализации основных воспитательных и образовательных, а также совместно выработанных целей и задач.
Управление и самоуправление делают воспитательный процесс добровольным, демократическим, гуманистическим, социальным, творческим, разновариативным, самостоятельным, что способствует развитию гражданской активности и правовой культуры личности.
Современная школа характеризуется процессами гуманизации, вызванными личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходами к образованию и воспитанию. На первый план выдвигается признание уникальности ребенка. Следовательно, по мнению В.Т. Кабуша, решая вопросы организации школьного самоуправления, необходимо реализовать ряд задач:
- предоставить учащимся возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
- формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
В образовательно-воспитательных учреждениях необходимо взаимодействие управления, самоуправления и соуправления. Управление обеспечивает гарантии воспитательным коллективам на самоопределение, саморазвитие и самоуправление. Последнее в свою очередь обеспечивает гарантии учащимся на самоанализ, самооценку, самоустановку. Соуправление дает право органам ученического самоуправления являться партнером и оппонентом других общественных формирований и государственных органов в осуществлении социально-защитных функций учащихся, связанных с условиями охраны их здоровья, обучения, отдыха, труда, спорта, творчества.
Можно выделить несколько особенностей становления гражданско-правовых качеств личности в условиях школьного ученического самоуправления:
- создание активной гражданской воспитывающей среды для развития и саморазвития личности. При составлении комплексной программы следует учитывать, что воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития активной личности, формирования лидерских качеств. Этот процесс обеспечивает у него готовность к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической, правовой и духовной сферах.
При этом основными принципами жизнедеятельности организации: сами планируем дела, сами организуем, сами проводим, сами подводим итоги. Мониторинг, проводимый среди старшеклассников школы, имеющих опыт работы в ученическом самоуправлении, свидетельствуют о наличии у них управленческого умения, творческого подхода к любой деятельности; конструктивности общения, самоопределения.
В итоге можно сделать следующие выводы.
Самоуправление, как демократическая форма организации сообщества детей, способствует активному поиску школьниками способов реализации своих возможностей на основе их участия в принятии и реализации решений для достижения групповых целей, то есть обеспечивает самореализацию старших подростков, как осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия способностей и возможностей в деятельности и отношениях, который предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала детьми в рамках цели, поставленной детским сообществом.
Самореализация личности в воспитательном пространстве школы представляет собой активность ребенка в основных сферах жизнедеятельности, удовлетворяющая его представлениям о собственных возможностях. Особенности самореализации личности определяются составом и педагогическим мастерством учителей, комфортной психолого-педагогической средой образовательного учреждения, подчеркнутой предметной элитарностью, ориентацией на интеллектуальный труд как форму социального служения.