Просмотр содержимого документа
«Трудности адаптационного периода в 5 классе»
Трудности адаптационного периода в 5 классе
Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.Начиная работать в 5А и в 5Б классах я столкнулась с возникшими у детей трудностями при адаптации в обучении в средней школе. Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Наиболее успешно проходит адаптация в 5Б классе.Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». На своих уроках я увидела, что учащиеся 5Б класса умеют самостоятельно работать, осмысливать материал, у них достаточно твёрдые, прочные знания программного материала по русскому языку, которые они применяют на практике.
Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”. Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом. Если же учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда – и разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так характерное для 5-классников.
Так как у большинства учащихся 5Б желание учиться ярко выражено, то и уровень мотивации высокий Можно сказать, что они «взяты» под контроль всего класса, одноклассники постоянно контролируют их, тем самым оказывая мне помощь и поддержку. Ребятам 5Б класса очень нравятся уроки русского языка и литературы. Они с увлечением готовятся к ним, активно занимаются языковой практикой, овладевают необходимым языковым материалом, охотно выполняют индивидуальные задания. Подготовка к урокам стимулирует интеллектуальную активность, самостоятельность, способность к творчеству. Дети умеют самостоятельно выполнять поручения, советуются друг с другом при необходимости, принимают и коллективные решения. Коллективные дела сплачивают ребят.
Что касается следующего составляющего понятия «готовности к обучению»-взаимоотношения с учителями и одноклассниками, то хочется отметить, что на уроках в основном преобладает спокойная рабочая обстановка, способствующая восприятию и осмыслению учебного материала. Возникающие проблемы и вопросы по поводу учебных моментов и поведения на уроках своевременно решаются, не вызывая сомнений в правильности решения этих проблем. Нарушители дисциплины признают свою вину ,реагируют на замечания и стараются в дальнейшем исправиться.
В целом, дети (учащиеся) 5Б класса - дружные, вежливые, воспитанные ,культурные, добродушные, отзывчивые ,готовые прийти на помощь друг другу в любую минуту. В этом классе Учитель - это святое, слово учителя на первом месте. Для этих детей не допустима какая-то неуважительная реплика, сказанная в адрес учителя, всегда относятся к учителям с большим уважением!
Совсем иначе дела обстоят в 5А классе. Проблемы в адаптации заключается в следующем. Первое - неумение самостоятельно работать, осмысливать материал. Стоит учесть, что незнакомых преподавателей не один, а несколько. Урок и взаимодействие с ними - это ощутимые различия в темпе речи, характере объяснения, системе требований. Кроме того, меняется подача материала. Он становится более объёмным и требует усилий для усвоения. И если ребёнок был не приучен работать с текстом, то его проблемы только усугубятся. А. Об этом говорит систематическое невыполнение домашних заданий как по русскому языку, так и по литературе. Здесь налицо следующая проблема - отсутствие контроля со стороны родителей, которые тем самым усложняют процесс адаптации.
Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Следующая - большая проблема-взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Здесь остро стоит вопрос об отношениях учащихся внутри класса. В данном случае это и для меня, как учителя, является большой проблемой, так как выяснения отношений имеют место и на уроках, тем самым отвлекая других детей от учебного процесса, привлекая к себе внимание. Хочется сказать, что все вышеперечисленные делают это преднамеренно, с умыслом, с целью сорвать урок. Причиной этой проблемы я считаю отсутствие сплочённого дружного детского коллектива. В отношениях между детьми присутствуют материальные ценности: «Если ты мне что-нибудь дашь, то я с тобой буду дружить.» Можно сделать вывод, что ученики 5А класса не умеют дружить; нормально, как положено, общаться друг с другом. С этой целью на уроках проводится работа в группах, где результат и оценка зависит от коллективного выполнения. Дополнительно должна проводиться работа по сплочению коллектива вне лицея.
Пятиклассники - народ эмоциональный. И школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания школьники будут способны в более старших классах. А сейчас для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Не стоит забывать, что успеваемость напрямую зависит от дисциплины на уроке. И чтобы не пострадала успеваемость учеников, которые на самом деле пришли в лицей за знаниями, нужно срочно устранять проблемы в адаптации.
Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не представляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
Учителя – предметники подчас не имеют возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия), которые влияют, особенно в начале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей специфики. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наивысший и наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости - в этом задача учителя.