Тема. «Табак. Пассивное курение»
Цель. Объяснение детям, что табакокурение – болезнь, вызывающая сильные изменения в организме, вдыхание табачного дыма некурящими людьми тоже опасно и вредно; формирование привычки избегать табачного дыма; знакомство со знаками «Не курить» и «Место для курения».
Оборудование. Презентация о вреде курения, цветные карандаши, плакат «Легкие здорового человека и курящего», плакат «Не курить!», «Место для курения», отрывок из мультфильма «Ну, погоди!» (5серия).
Ход урока
!. Организационный момент
Встать в круг. Взяться за руки и пожелать друг другу что-то приятное.
!. Актуализация знаний учащихся
На столе у учителя красивые яркие коробочки из – под туалетного мыла, духов, кремов…., сигарет Нужно разделить коробочки на две группы, которые приносят пользу и приносят вред. (Групповая работа)
- Почему вы именно так сгруппировали предметы?
- Откуда вы знаете о вреде курения?
Сегодня мы подробно поговорим о том, что происходит с человеком, если он курит, и что происходит с людьми, которые его окружают
!. Работа над темой урока
Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!» (5серия) и обсуждение его.
- Почему Волку стало плохо?
- Для чего Волк начал курить сразу несколько сигарет?
- Что случилось с Волком дальше?
- Почему закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?
В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ
- Куда попадает табачный дым при вдохе?
- Такой дым полезен человеку?
Рассмотреть плакат «Легкие здорового человека и курящего».
- Как изменились легкие у курящего человека?
- Можете ли вы описать, как влияет курение на внешность человека? Как изменяется кожа у курящего человека? Что происходит с волосами? Как выглядят глаза? Что происходит с зубами? Как пахнет от одежды курящего?
Задание. Нарисовать портрет курящего человека.
Создать выставку рисунков.
Вот что делает табакокурение с человеком. Он его отравляет и делает больным. И это действительно так: человек заболевает табакизмом – организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от табака. Курящему требуется выкуривать все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
(Просмотр презентации «Последствия курения»)
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
- Кому из вас, ребята, приходилось быть в одной команде с курящими?
- Что вы ощущали?
Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивается знак «Не курить!»
- На какой знак он похож?
- В каких местах вы встречали такой знак?
Нарисовать этот знак и раскрасить его красным цветом.
Во многих общественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают от табачного дыма некурящих. (Вывешивается плакат «Место для курения»)
- Где вы встречали такой знак?
- Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить?
- Расскажите, у кого дома родители курят?
- Где они курят?
- Где в это время бываете вы?
Расскажите дома родителям о вреде табачного дыма для некурящих. Никогда не сидите в комнате вместе с курящими. Попытайтесь убедить родителей не курить в жилых помещениях.
Сценку «Репка» на новый лад.
Учитель:
Жили – были бабка с дедкой. Посадили они репку. Выросла большая репка.
Дед надвинул свою кепку, в зубы трубочку вложил - с ней он много лет дружил.
Тянет репку он, старается - ничего не получается. Вот что сделал никотин! Дед не справится один.
Дед:
Баба, эй, скорей беги, тянуть репку помоги!
Учитель:
А тот, кто с курильщиком рядом живёт и дым постоянно глотает, тоже здоровье и силу теряет.
«Пассивный курильщик» его называют. (Тянут-потянут-вытянуть не могут)
Баба:
Я старалась, как могла, а тебе не помогла.
Нету сил, я задыхаюсь! Толку нет, хоть и стараюсь.
Может, внучку позовём? Мы не справимся вдвоём.
Дед и баба :
Внученька! Скорей беги, тянуть репку помоги!
Учитель:
Вот и внучка прибежала - да и с нею толку мало: только кашляет, бедняжка.
Видно, дышится ей тяжко. Дымом с юных лет травится - так, ребята, не годится: ни вперед и ни назад, не идут дела на лад.
(Тянут-потянут-вытянуть не могут).
Внучка:
Жучка! К нам сюда беги, тянуть репку помоги.
Учитель:
Жучка сразу прибежала, руки деду облизала. На руках остался след - никотин от сигарет.
Никотин – ужасный яд для собак и для щенят. Плохо бедной Жучке стало - даже в обморок упала.
(бабка и внучка приводят Жучку в чувство)
Дед:
Надо что-то предпринять. Видно, кошку надо звать.
Жучка:
Мурка! К нам скорей беги, тянуть репку помоги.
Учитель:
Дед сушил табак на печке, там же Мурочка спала, и всегда на пышной шкурке пыль табачная была. Кошка грязи не терпела, шерстку мыла языком и, выходит, ежедневно отравлялась табаком.
Уж какое там бежать - ей бы в пору полежать.
Дружно все они пытались репку вырвать из земли. Хоть старались, напрягались, сделать это не смогли. Как теперь им быть, не знают, видят - мышка пробегает.
Все (хором)
Мышка! Мышка! К нам иди, тянуть репку помоги!
Мышка:
Вы в дыму годами жили, с физкультурой не дружили.
С вами дело начинать – так себя не уважать.
Если бросишь, дед, курить - сразу сил прибавится,
И тогда с любой работой все мы можем справиться.
Раз, два! Раз, два! Станет светлой голова.
Три, четыре! Три, четыре! Будешь самым сильным в мире.
Раз, два, три, четыре, пять! Можно дело начинать.
Раз, два, не жалей!
Жучка: Дергай репку веселей.
Дед: Нет – куренью, да – здоровью!
Кошка: Пейте молоко коровье.
Внучка: А из репки сварим кашу.
Бабка: Всю семью накормим нашу.
Все (хором): Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
!. Итог урока
- Что вы узнали о табачном дыме?
- Нужно ли пробовать курить?
- Что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
!!. Домашнее задание
Вместе с родителями придумать и нарисовать плакат о вреде курения.