Классный час «Вредные привычки. О вреде курения»
Цель мероприятия: - формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.
Задачи мероприятия: 1. Повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака.
2. Выработка негативного отношения к курению и уменьшение социальной приемлемости этой привычки.
3. Выработка навыков противостояния табачному давлению социальной среды- школы, семьи, компании сверстников.
4. Изменение поведения школьников в сторону полного отказа от курения и мотивация к сохранению этого поведения в будущем.
Методические советы на подготовительный период 1. Задание учащимся: подобрать материал о проблеме “Влияние курения табака на здоровье человека”, высказывания великих, известных людей о курении табака. 2. Выпуск газет “Мы за здоровый образ жизни!” и “Бой вредным привычкам!” 3. Подготовить выступления учащихся.
Ход классного часа
I.Учитель.(Слайд 1) Издавна люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!», спрашивали «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье - найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. А какой смысл в понятие «здоровье » вкладываете вы? (Суждения учащихся). Спасибо за определения, чувствуется, что проблема здоровья вам интересна. Но иногда человек становится врагом своему здоровью.(Слайд 2) Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать и не иначе… Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи! Человек рождается на свет… Для чего? Ищите свой ответ! Человек – он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат и восход… И четыре в нем времени года, И особый в нем музыки ход! Проблема двадцать первого века – Как уберечь на Земле человека? Человек пытается уйти от реальных проблем окружающего его мира.(Слайд 3) И рядом всегда найдется тот, кто предложит первую сигарету, первый глоток пива, затем водку, шприц, наркотики. Находясь в табачном дыму, алкогольном угаре, наркотической эйфории человек уходит в мир призрачного счастья. А всегда ли люди курили?
II. Сценка «История курения»
Учитель. Именно об этом социальном явлении, как курение, мы будем говорить сегодня. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю слово историкам.
Историки.(Слайд 4)Табак известен человеку с древних времён, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины, и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкурить «трубки мира», некоторые из растения завезли в 1496 году испанский монах Роман Пано. В 1559 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причём ему приписывались целебные свойства. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем Людовик 12 издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить. В Россию табак попал в начале 17 века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось.(Слайд 5) В 1698 году Петр 1 снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространятьсясреди широких слоев населения.
Учитель. Спасибо. Трубки, сигареты, папиросы, сигары… все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, мы попросили рассказать ботаника.
Ботаник.(Слайд 6)Табак относится к семейству пасленовых, роду табак (никотина). Этот род включает 66 видов, 45 из них произрастает в Америке, а 21 вид- в Австралии и Полинезии. Обычно это однолетние травы, реже многолетние, имеющие трубчатые или колокольчатые цветки, которые опыляются насекомыми и колибри. Растение имеет неприятный, тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдается отравления домашних животных листьями и побегами табака. Сначала завезенный в Европу табак выращивали как декоративное и лекарственное растение. Сейчас табак выращивают более 120 стран мира. В северных районах России выращивают махорку, из её листьев выделяют лимонную кислоту, витамин РР, никотин-сульфат, который используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Учитель. Человек – существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. В связи с этим у меня вопрос к аудитории: кто из вас хоть один раз в жизни пробовал курить? Зачем? Почему так происходит, почему возникает привыкание к табаку? С этим вопросом мы обращаемся к медикам.
1-й медик. (Слайд 7)Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток головного мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться слабость, нервозность, подавленность.
(Слайд 8) Учитель. Так забава, шалость превращается в привычку. Мне бы хотелось услышать мнение аудитории вот по какому вопросу: почему люди начинают курить?
Игровая ситуация «Дружеский совет»
Учитель: Ребята, помогите мне разобраться. «У меня есть два друга Толя и Коля. Коля очень самостоятельный мальчик. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит, как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигарете есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают. А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый, сильный. Он занимается спортом. Я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или заняться спортом, как Толя?» Как вы думаете ребята? (Выслушиваются мнения учеников по данному вопросу)
Подумайте: почему подростки начинают курить? (Слайд 9)
Причины курения подростков: А что на это скажут социологи?
Социолог. Известно, что в мире систематически курит 60% мужчин и 20% женщин. Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании(27%), из любопытства (40%), в подражание взрослым (17%). Показательно, что 85% курящих подростков – из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. Среди девушек причина курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Установлено, что 80% закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил 2 сигареты, то в 70% случаев он будет курить систематически.
Учитель. Можно ли считать эти причины уважительными? Эти причины лишены всяческой почвы. Надо уметь сказать курению «нет», ведь курение сокращает жизнь. Учитель. Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Так ли опасно курение для нашего организма? С этим вопросом я обращаюсь к химику.
Химик.(Слайд 10) В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600 градусов. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организм в течение 21-23 секунд. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800-1кг. никотина. В лёгких из сигарет попадает сажа, за 20 лет в лёгких скапливается до 6 кг.сажи. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т. синильной кислоты, 384000 т. аммиака, 108000 т. никотина, 600000 т. табачного дёгтя, 550000 т. угарного газа.
(Демонстрируется слайды 11,12,13,14,15): Учитель. А что на этот счёт скажут медики?
Медик.(Слайды 16,17,18)Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания(сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце), в 15-30 раз чаще – рак лёгких(загрязняет лёгкие, он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие), 13 раз чаще – стенокардия, в 12 раз – инфаркт миокарда, в 10 – язва желудка. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака. Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опаснее для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни. Пассивное курение –это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками. Как влияет курение на внешность человека? человек худеет; цвет лица у него становится некрасивым; волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими; кожа становится тонкой и сухой, становится морщинистой, цвет кожи желтоватый, нездоровый; под глазами тёмные круги, глаза воспалённые, покрасневшие; зубы желтеют, начинают портится, изо рта у курильщика всегда идёт неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают; одежда курильщика имеет неприятный запах, пахнет кислым табачным дымом. (Демонстрируются слайды: влияние вредных веществ на организм человека.)
Учитель. Мы сегодня много говорили о вреде курения. А теперь из букв, находящихся в конверте, построим фразы, используя цветовую гамму: каждое слово из букв одного цвета. Каждая команда получает конверт. Дети складывают из букв слова. Полученные фразы озвучивают: «Курение – малая наркомания». «Курить – здоровью вредить». «Курение и спорт несовместимы». «Курение – дорогая привычка». «Дети – невинные жертвы курения». «Курение вредит всем, но прежде всего девушкам – будущим мамам».
(Слайд 19) Сценка «Что такое хорошо, что такое плохо?»
III. Учитель. А как же вы относитесь к курению? Проведём анкетирование «Как я отношусь к курению».(Приложение 1)
Учитель. Ребята, а что же еще мешает нам быть здоровыми? Конечно же, вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, переедание. Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными. И вы должны об этом помнить всегда. Послушайте одну притчу: В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!” Подошел мудрый старец, сказал: Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью посмотрели на него. Ты прав, о, мудрый старец!– сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”? И мудрец пояснил: Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрёт в молодости... Отошли люди от купцов, задумавшись.
IV. Задумайтесь и вы о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас!
Учитель. Сейчас мы с вами придумаем эскизы листовок, буклетов, которые можем порекомендовать своим друзьям, младшим товарищам, знакомым да всем жителям нашего посёлка о вреде курения. В работе вы можете использовать собранный вами материал о вреде курения. (Слайд 20,21)
Список использованной литературы 1. https://www.google.ru/url?sa 2. Дереклеева Н.И/ Справочник классного руководителя: //3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. 3. Кулич Г.Г. /Вредные привычки: профилактика зависимостей//. Москва «Вако» 2008 г., 215 - 229 с., 4. Персидская И. В./ КАлассные часы// Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с. 5. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.