kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация работы классного руководителя с семьями учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известный русский писатель В.Г. Белинский призывал родителей нести высокую ответственность за воспитание детей: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками». В словах великого мыслителя заложен глубокий смысл. Семья, как древнейший институт человеческого общения, не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Это самая влиятельная сила в развитии и становлении личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация работы классного руководителя с семьями учащихся"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

Содержание

1. Введение. Актуальные проблемы взаимодействия.

2. Основная часть. Организация взаимодействия классного руководителя

с семьями учащихся.

2.1. Школа и семья: поиски взаимодействия

2.2. Взаимодействие педагогов и родителей: целенаправленность и систематичность

2.3. Формы взаимодействия педагогов и родителей

3. Заключение

4. Список литературы



Известный русский писатель В.Г. Белинский призывал родителей нести высокую ответственность за воспитание детей: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками». В словах великого мыслителя заложен глубокий смысл. Семья, как древнейший институт человеческого общения, не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Это самая влиятельная сила в развитии и становлении личности. Именно в семье закладывается фундамент будущей жизни человека, основы его «я».

Очевидно, что семья, являясь фундаментом общества, выступает и в качестве гаранта его стабильности, благополучия, продвижения в социальном, экономическом, политическом направлениях. Прогресс общества в значительной степени зависит от воспитания родителей, их ответственности за судьбу человека, которому они даровали жизнь. Специфичность и незаменимость семейного воспитания подтверждается рядом факторов:

1) Прежде всего, дородовый период в человеческой жизни осуществляется в семье. И от того, в каких условиях вынашивается ребёнок под сердцем матери, во многом зависит его развитие в будущем.

2) Ребёнок приходит в этот мир в условиях семьи, в ней протекает развитие и воспитание с момента его рождения. Именно в это время ребёнок больше всего нуждается в нежном, бережном отношении и, прежде всего, со стороны родных.

3) Первоначальная и последующая социализация личности, познание мира, приобретение общечеловеческих ценностей, необходимых навыков и привычек осуществляется в семье.

4) Ребёнок пребывает в семье длительное время, включён в её многогранную жизнь. Именно в ней он усваивает необходимые для жизни понятия и жизненные установки через постоянное и непосредственное общение с самыми близкими для него людьми.

5)Родственные связи непременно оказывают благотворное, позитивное влияние на развитие и становление личности ребёнка.

6) Интимность отношений между членами семьи благоприятствует взаимным одобрениям, поддержке, утешению друг друга. Одновременно близость отношений позволяет членам семьи критично относиться друг к другу, корректировать собственное поведение.

7) Разумная родительская любовь и любовь детей к родителям выступает незаменимым средством благотворного воздействия на ребёнка, развития его духовных и нравственных чувств.

Очевидно, что специфические особенности семейного воспитания сами по себе не дают результата в воспитании детей. Необходимы ещё высокая ответственность родителей и определённые знания в области педагогики, психологии, социологии, которыми должны владеть и мать, и отец.

К сожалению, практика свидетельствует о том, что многие родители не имеют необходимых знаний для осуществления деятельности по воспитанию детей. Исследования показывают, что 80% родителей испытывают недостаток знаний в практике семейного воспитания. В связи с этим представляется актуальной, значимой проблема педагогического обучения и воспитания родителей. Почему воспитания? Известны слова Л.Н. Толстого о том, что «воспитание—это, прежде всего, самовоспитание. Человек с рождения и на протяжении всей своей жизни пребывает в процессе воспитания. Родители—главные действующие лица в семье, они в первую очередь выступают в роли педагога, воспитателя. Воспитатель должен сам быть воспитанным человеком. Для того чтобы позитивно влиять на ребёнка, вести его за собой, родители должны усиленно работать над своим нравственным и духовным содержанием, являя детям высокий образ своей жизни и деятельности. Не случайно известный педагог А.С. Макаренко произнёс жизненно весомые и в практике семейного воспитания, всегда значимые для родителей слова: «Главный метод воспитания— пример родителей».

Дать необходимые педагогические знания родителям, заставить их задуматься над своим повседневным поведением, помочь им находить приемлемые, педагогически целесообразные методы и приёмы в сложном и тонком процессе семейного воспитания—главная задача, поставленная государством перед всеми учреждениями образования.

Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и субъектом, и объектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность.

Опытные учителя считают, что более эффективными являются взаимоотношения с родителями, основанные на группировании родителей. В зависимости от воспитательных возможностей родителей их можно разделить примерно на такие группы:

- способные помощники учителя;

- потенциальные помощники учителя (им не хватает знаний);

- самоустраняющиеся от воспитания.

Индивидуальная работа с родителями предполагает консультирование родителей по конкретным проблемам. Она основывается на потребности в обмене педагогическими знаниями. Специалисты выделяют несколько моделей помощи: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую, психологическую. Эффективной является консультация, которая может быть как групповой, так и индивидуальной. Продуктивность взаимодействия педагогов и родителей в определённой степени обусловлена разнообразием его форм. Наиболее распространённой в школе формой общения педагогов и родителей является родительское собрание, цель которого – согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов.

Педагогический практикум имеет своей целью осмыслить опыт родителей и учителей посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций.

Посещение учащихся на дому предполагает, что учитель в семейной обстановке может лучше узнать ребёнка и родителей.

Консультация—достаточно оперативная форма общения педагогов и родителей.

Психолого-педагогический консилиум—совместное обсуждение личности ребёнка с целью согласования представлений, коррекции поведения и развития ребёнка.

Пресс-конференция—встреча родителей и педагогов с психологами, социологами, общение в форме «вопрос-ответ».

Круглый стол—дискуссионная форма общения, цель которой—достижение взаимопонимания по определённой проблеме.

Обмен опытом может происходить постоянно как компонент любой формы педагогического общения.

Заседание клуба родителей—форма общения в рамках просвещения родителей.

Мини-педсовет—родительский совет, работающий по аналогии со школьным. Его цель—привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем (ремонт, досуг детей, материальная помощь школе и т.д.)

Таким образом, фундаментальными критериями позитивного воспитания являются:

1) высокая ответственность родителей за воспитание детей;

2) высокий нравственный и гражданский образец родителей;

3) здоровый образ жизни семьи, её членов;

4) высокая духовно-нравственная и психологическая культура взаимоотношений между членами семьи;

5) воспитание ребёнка в процессе деятельности в условиях семьи и за её пределами;

6) должный уровень психолого-педагогической культуры родителей;

7) умение родителей реализовать имеющиеся знания в практике семейного воспитания;

8) высокий уровень педагогического самообразования родителей;

9) достаточная материальная обеспеченность семьи, благоприятные жилищные и бытовые условия;

10) неустанное совершенствование, духовно-нравственное возрастание роли родителей как непременное условие благотворного влияния на семейную жизнь, на воспитание детей;

11) внутреннее эмоциональное и чувственное удовлетворение родителей от того, что они даровали миру новую жизнь, выращивая ребёнка, наблюдают за его развитием, помогают ему преодолевать трудности, приобретать новое, совершенствоваться, радуются его успехам в становлении личностных качеств, гордятся им.

Семья—главная забота государства и общества!

Список литературы:

1. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог.—Мн., 2014

2. Вилова Л.Б. Сотрудничество школы и социально-педагогической службы по работе с семьёй. \\ Социально-педагогическая работа.-- №1, 2008

3. Кудеярова Р.Н. Педагогическая культура родителей.\\ Социально-педагогическая работа. -- №1, 2003

4. Никитюк А.С. Я педагог. \\ Классный руководитель.— № 3, 2001.

5. Челнокова Г.А. Родительское собрание: завершаем учебный год. -- Социально-педагогическая работа. -- № 2, 2013

6. Швензель А.А. Моя семья—моя радость. \\ Классный руководитель.—

№ 8, 2015.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Статья "Организация работы классного руководителя с семьями учащихся"

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 07.07.2016

Номер свидетельства: 337102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-diaghnostika-v-rabotie-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109842"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405098862"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-formy-vzaimodieistviia-klassnogho-rukovoditielia-s-roditieliami-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "112376"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408553831"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Эссе «Каким должен быть современный классный руководитель?»"
    ["seo_title"] => string(54) "essiekakimdolzhienbytsovriemiennyiklassnyirukovoditiel"
    ["file_id"] => string(6) "300794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456803152"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства