Статья "Организация работы классного руководителя с семьями учащихся"
Статья "Организация работы классного руководителя с семьями учащихся"
Известный русский писатель В.Г. Белинский призывал родителей нести высокую ответственность за воспитание детей: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками». В словах великого мыслителя заложен глубокий смысл. Семья, как древнейший институт человеческого общения, не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Это самая влиятельная сила в развитии и становлении личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация работы классного руководителя с семьями учащихся"»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
Содержание
1. Введение. Актуальные проблемы взаимодействия.
2. Основная часть. Организация взаимодействия классного руководителя
с семьями учащихся.
2.1. Школа и семья: поиски взаимодействия
2.2. Взаимодействие педагогов и родителей: целенаправленность и систематичность
2.3. Формы взаимодействия педагогов и родителей
3. Заключение
4. Список литературы
Известный русский писатель В.Г. Белинский призывал родителей нести высокую ответственность за воспитание детей: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками». В словах великого мыслителя заложен глубокий смысл. Семья, как древнейший институт человеческого общения, не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Это самая влиятельная сила в развитии и становлении личности. Именно в семье закладывается фундамент будущей жизни человека, основы его «я».
Очевидно, что семья, являясь фундаментом общества, выступает и в качестве гаранта его стабильности, благополучия, продвижения в социальном, экономическом, политическом направлениях. Прогресс общества в значительной степени зависит от воспитания родителей, их ответственности за судьбу человека, которому они даровали жизнь. Специфичность и незаменимость семейного воспитания подтверждается рядом факторов:
1) Прежде всего, дородовый период в человеческой жизни осуществляется в семье. И от того, в каких условиях вынашивается ребёнок под сердцем матери, во многом зависит его развитие в будущем.
2) Ребёнок приходит в этот мир в условиях семьи, в ней протекает развитие и воспитание с момента его рождения. Именно в это время ребёнок больше всего нуждается в нежном, бережном отношении и, прежде всего, со стороны родных.
3) Первоначальная и последующая социализация личности, познание мира, приобретение общечеловеческих ценностей, необходимых навыков и привычек осуществляется в семье.
4) Ребёнок пребывает в семье длительное время, включён в её многогранную жизнь. Именно в ней он усваивает необходимые для жизни понятия и жизненные установки через постоянное и непосредственное общение с самыми близкими для него людьми.
5)Родственные связи непременно оказывают благотворное, позитивное влияние на развитие и становление личности ребёнка.
6) Интимность отношений между членами семьи благоприятствует взаимным одобрениям, поддержке, утешению друг друга. Одновременно близость отношений позволяет членам семьи критично относиться друг к другу, корректировать собственное поведение.
7) Разумная родительская любовь и любовь детей к родителям выступает незаменимым средством благотворного воздействия на ребёнка, развития его духовных и нравственных чувств.
Очевидно, что специфические особенности семейного воспитания сами по себе не дают результата в воспитании детей. Необходимы ещё высокая ответственность родителей и определённые знания в области педагогики, психологии, социологии, которыми должны владеть и мать, и отец.
К сожалению, практика свидетельствует о том, что многие родители не имеют необходимых знаний для осуществления деятельности по воспитанию детей. Исследования показывают, что 80% родителей испытывают недостаток знаний в практике семейного воспитания. В связи с этим представляется актуальной, значимой проблема педагогического обучения и воспитания родителей. Почему воспитания? Известны слова Л.Н. Толстого о том, что «воспитание—это, прежде всего, самовоспитание. Человек с рождения и на протяжении всей своей жизни пребывает в процессе воспитания. Родители—главные действующие лица в семье, они в первую очередь выступают в роли педагога, воспитателя. Воспитатель должен сам быть воспитанным человеком. Для того чтобы позитивно влиять на ребёнка, вести его за собой, родители должны усиленно работать над своим нравственным и духовным содержанием, являя детям высокий образ своей жизни и деятельности. Не случайно известный педагог А.С. Макаренко произнёс жизненно весомые и в практике семейного воспитания, всегда значимые для родителей слова: «Главный метод воспитания— пример родителей».
Дать необходимые педагогические знания родителям, заставить их задуматься над своим повседневным поведением, помочь им находить приемлемые, педагогически целесообразные методы и приёмы в сложном и тонком процессе семейного воспитания—главная задача, поставленная государством перед всеми учреждениями образования.
Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и субъектом, и объектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность.
Опытные учителя считают, что более эффективными являются взаимоотношения с родителями, основанные на группировании родителей. В зависимости от воспитательных возможностей родителей их можно разделить примерно на такие группы:
- способные помощники учителя;
- потенциальные помощники учителя (им не хватает знаний);
- самоустраняющиеся от воспитания.
Индивидуальная работа с родителями предполагает консультирование родителей по конкретным проблемам. Она основывается на потребности в обмене педагогическими знаниями. Специалисты выделяют несколько моделей помощи: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую, психологическую. Эффективной является консультация, которая может быть как групповой, так и индивидуальной. Продуктивность взаимодействия педагогов и родителей в определённой степени обусловлена разнообразием его форм. Наиболее распространённой в школе формой общения педагогов и родителей является родительское собрание, цель которого – согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов.
Педагогический практикум имеет своей целью осмыслить опыт родителей и учителей посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций.
Посещение учащихся на дому предполагает, что учитель в семейной обстановке может лучше узнать ребёнка и родителей.
Консультация—достаточно оперативная форма общения педагогов и родителей.
Психолого-педагогический консилиум—совместное обсуждение личности ребёнка с целью согласования представлений, коррекции поведения и развития ребёнка.
Пресс-конференция—встреча родителей и педагогов с психологами, социологами, общение в форме «вопрос-ответ».
Круглый стол—дискуссионная форма общения, цель которой—достижение взаимопонимания по определённой проблеме.
Обмен опытом может происходить постоянно как компонент любой формы педагогического общения.
Заседание клуба родителей—форма общения в рамках просвещения родителей.
Мини-педсовет—родительский совет, работающий по аналогии со школьным. Его цель—привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем (ремонт, досуг детей, материальная помощь школе и т.д.)
Таким образом, фундаментальными критериями позитивного воспитания являются:
1) высокая ответственность родителей за воспитание детей;
2) высокий нравственный и гражданский образец родителей;
3) здоровый образ жизни семьи, её членов;
4) высокая духовно-нравственная и психологическая культура взаимоотношений между членами семьи;
5) воспитание ребёнка в процессе деятельности в условиях семьи и за её пределами;
6) должный уровень психолого-педагогической культуры родителей;
7) умение родителей реализовать имеющиеся знания в практике семейного воспитания;
8) высокий уровень педагогического самообразования родителей;
9) достаточная материальная обеспеченность семьи, благоприятные жилищные и бытовые условия;
10) неустанное совершенствование, духовно-нравственное возрастание роли родителей как непременное условие благотворного влияния на семейную жизнь, на воспитание детей;
11) внутреннее эмоциональное и чувственное удовлетворение родителей от того, что они даровали миру новую жизнь, выращивая ребёнка, наблюдают за его развитием, помогают ему преодолевать трудности, приобретать новое, совершенствоваться, радуются его успехам в становлении личностных качеств, гордятся им.
Семья—главная забота государства и общества!
Список литературы:
1. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог.—Мн., 2014
2. Вилова Л.Б. Сотрудничество школы и социально-педагогической службы по работе с семьёй. \\ Социально-педагогическая работа.-- №1, 2008